Дамасская сталь: традиционный и современный дамаск, методы изготовления
Дамасская сталь: традиционный и современный дамаск, методы изготовления
Данная статья не претендует на полноту освещения всех (особенно чисто профессиональных) вопросов, составлена по источникам, ссылки на которые Вы найдете в конце статьи, носит популяризаторский, информативный характер и предназначена для «чайников», желающих расширить свой кругозор и хоть как-то разобраться в некоторых интересующих вопросах .
Дамасская сталь: виды традиционного и современного дамаска, методы изготовления
О том, что такое дамасская сталь, о её истории и способах получения знают, пожалуй, все любители ножей и другого холодного оружия. Но вот в его типах и разновидностях разбирается далеко не каждый. В сегодняшней статье мы расскажем об основных видах традиционного и современного дамаска, а также поговорим о его особенностях и методах изготовления.
«Дикая» дамасская сталь
Одним из наиболее распространенных и одновременно – наиболее простых в изготовлении типов дамасской стали является так называемый дикий дамаск. Он получается сваркой пакета полос из нескольких сортов стали, его многократной перегибкой и проковкой. В результате этого процесса происходит довольно хаотичное перемешивание слоев металла и, как следствие, образуется случайный, неоднородный рисунок. В зависимости от количества слоев, марок применяемых сталей и толщины заготовок его узор может получаться самым разнообразным.
Именно эта разновидность дамаска является одной из самых древних и чаще всего встречается на коллекционных образцах ножей, кинжалов и сабель. Но, несмотря на свою простоту, он не потерял свою актуальность, и активно применяется и в настоящее время – как в качестве самостоятельного материала для клинков, так и в качестве заготовки для производства других, более сложных и визуально привлекательных видов дамасской стали.
Штемпельный дамаск
Штемпельная дамасская сталь — еще одна разновидность традиционного дамаска. Её узор, в отличие от упомянутого выше дикого дамаска, характеризуется большой однородностью с чередованием кругов, полос и других геометрических фигур. Изготавливают такой дамаск двумя основными способами – либо нанося во время ковки в заданном порядке удары по заранее сваренному пакету стали либо наоборот — проковывая пакет с предварительно нарезанными на нем слесарным способом (сверлением, фрезерованием) узорами. В первом случае готовое изделие дополнительно шлифуется, дабы снять лишний металл с оставшимся рельефом и проявить весь рисунок.
По типу применяемых для нанесения рисунка штампов (по-немецки – штемпелей, откуда и название этого дамаска) различают сетчатый, ступенчатый (он же – лестничный), волнистый, ромбический и кольчатый узоры. В свою очередь, все они делятся на огромную массу разновидностей, включающих в себя многие и многие виды рисунков, очень часто – специфических для конкретного мастера либо фирмы-производителя. Здесь можно назвать и дамаск типа волчий зуб, и близкий к нему линейный дамаск в виде сталагмитов, как бы направленных от обуха клинка к его РК, и дамаск типа павлиний глаз, популярный в США и получаемый равномерным сверлением заготовки по всей ширине, и клинки с узором в виде крестиков, сетки или имитации колючей проволоки.
Турецкая дамасская сталь
Иногда также называемая волнистым дамаском (при этом его не стоит путать с волнистым штемпельным дамаском), турецкая дамасская сталь является еще одной традиционной разновидностью узорчатой стали. Она изготавливается проковкой не пакета стальных полос, а пучка перевитых друг с другом стальных прутков, отличающихся друг от друга по составу. Получаемый после такой обработки дамаск характеризуется обилием плавных волнистых линий, образующих сложный рисунок на поверхности готового клинка. Его характер может зависеть как от химического состава используемых при изготовлении прутков, так и от их диаметра и характера переплетения.
Иногда встречаются и более сложные варианты турецкой дамасской стали, например, когда окончательная формовка клинка происходит из нескольких пакетов, каждый из которых скован из прутков, закрученных в разном направлении.
Мозаичный дамаск
Этот дамаск, в отличие от всех предыдущих типов и разновидностей, относится не к традиционным, а к современным. Изготавливается мозаичная дамасская сталь несколькими методами, наиболее популярными среди которых являются два:
Первый – это подготовка большого количества контрастных друг с другом мозаичных элементов, укладываемых внутрь металлического контейнера (чаще всего металлической трубы) и свариваемых внутри него. За такую свою особенность эта разновидность дамаска получила за рубежом название оболочечного.
После того, как все составляющие будущего пакета уложены внутрь трубы, она заполняется либо инертным газом либо маслом (которое при нагревании связывает кислород и также приводит к образованию внутри оболочки нейтральной среды) и полностью заваривается. В дальнейшем труба прогревается в горне до сварочной температуры и отковывается (а в подавляющем большинстве случаев – подвергается прессовке гидравлическим прессом). После того, как пакет внутри оболочки окажется сваренным воедино, она удаляется механическим способом, а находящаяся внутри нее заготовка идет на дальнейшую обработку. Использование подобного метода (с образованием внутри металлической трубы нейтральной среды) позволяет сваривать в пакет даже такие стали и сплавы, соединение которых обычной кузнечной сваркой на открытом воздухе оказывается невозможным.
Вторым способом образования мозаичного рисунка является еще более технологичный метод обработки заготовки. Он подразумевает вырезание в бруске стали при помощи плазмореза серии отверстий, представляющих собой будущий рисунок, в которые затем помещаются вкладыши, также вырезанные плазменным резаком, но из стали (или сплава) другой марки. Затем полученный пакет сваривается диффузионным методом в среде инертного газа. Подобный способ изготовления дамаска очень далек от классического, но при этом позволяет получать необходимый рисунок строго заданной формы, а также наносить на клинок различные изображения, составляющие с ним одно целое (в отличие от той же гравировки).
Комбинированная дамасская сталь
Сам по себе комбинированный дамаск не является отдельным видом, но представляет собой сочетание нескольких – классических и традиционных методов, одновременно применяемых при изготовлении одной заготовки. Чаще всего он совмещает в себе технологические процессы, характерные для производства мозаичного и штемпельного дамасков. В данном случае на поверхность поковки, произведенной мозаичным способом, наносится штемпельный рельеф, после чего она проковывается и подвергается шлифовке (в некоторых случаях рельеф наносится «на холодную» путем сверления/фрезерования/пиления, после чего заготовка только проковывается и травится, но не шлифуется).
Еще одной разновидностью такой дамасской стали является сочетание техник ковки дикого дамаска со вставкой внутрь поковки элементов из контрастных сплавов (чаще всего – никелевых, эффектно выделяющихся своим белым цветом на общем фоне черно-серого рисунка дамаска).
Промышленный дамаск
Иногда в ножевой среде можно встретить упоминание так называемого промышленного дамаска, выпускаемого не отдельными мастерами, а металлургическими предприятиями. К числу таких сталей, к примеру, относится знаменитый Damasteel, применяемый многими крупными производителями ножей. Правда, отличие так называемого «промышленного» дамаска от дамаска остальных типов заключается лишь в масштабах его производства и более современном оборудовании, позволяющем обрабатывать большее количество заготовок. В целом же, он не является какой-то отдельной категорией и точно также, как и дамасская сталь, выкованная отдельным кузнецом, делится на дикий, мозаичный, комбинированный и другие виды.
В заключение стоит отметить, что вовсе не относятся к категории дамасской стали его различные имитации (очень часто также выпускаемые в промышленных масштабах), где характерный узор на клинке получается не проковкой и сваркой большого количества слоев стали, а простым травлением поверхности одного цельного бруска.
Процесс изготовление ножа в мастерской
Мы уже побывали в кузнице и увидели, как изготавливаются полосы из дамаска, теперь давайте посмотрим, что происходит с ними дальше.
В первую очередь необходимо с помощью специального лекала обвести на заготовке контур будущего клинка, отрезать его от полосы металла выкованного в кузнице и обрезать по контуру.
На фото (слева-направо): разметка заготовки, заготовка и лекало, вырезание по контуру.
Ковка металла с применением механического молота допускает небольшого различия в толщине металла в выкованной пластине, по этому, необходимо произвести выравнивание клинка по плоскости. После этого клинку придаётся геометрия согласно лекалу и чертежу, так же именно на этом этапе, делается например взрезка по технологии двояковогнутой линзы.
На фото (слева-направо): вырезанная заготовка, выравнивание по плоскости, придание геометрии клинку.
После вышеописанных действий мы получаем клинок уже достаточно близкий по внешнему виду к тому, что мы привыкли видеть на прилавках магазинов, но достаточно грубовато выглядящий и без узора. Клинок необходимо отшлифовать, что называется до зеркального блеска. Далее наносится клеймо мастерской (область для нанесения клейма предварительно разогревается) и делаются отверстия для клёпок, если предусмотрен цельнометаллический монтаж.
На фото (слева-направо): шлифовка, нанесение клейма, сверление отверстий под клёпки.
Ни один клинок не будет обладать заявленными свойствами, если его не закалить. Переходим к следующему этапу термозакалке. Клинок закаливается в термопечи при определённой температуре и получает твёрдость клинка 62 HRC по шкале Роквелла. После этого поверхность зачищается на шлифовальной ленте от окалин и клинок стал бы уже готовой продукцией, если бы не одно маленькое но – нет рисунка. Узор который и делает дамаск — дамаском, проявляется при воздействии на клинок азотной кислоты, все манипуляции в кузне с различными сталями их свариванием и кручением был нужен именно для этого момента, для выявления рисунка.
На фото (слева-направо): термозакалка, очистка от окалины, травление рисунка.
Собственно клинок почти готов осталось придать только угол заточки, уделим немного вниманию рукояти. Монтаж рукояти мы делаем в двух вариантах с хвостовиком и цельнометаллический монтаж. С цельнометаллическим вариантом я думаю никаких вопросов возникнуть не должно, сверлятся отверстия под клепки и на них крепятся накладки. Цельнометаллическая конструкция является наиболее надёжным видом крепления, но большинство предпочитает более традиционное крепление посредством хвостовика. Для такого материала, как береста целмет монтаж практически невозможен.
На фото (слева-направо): обжиг хвостовика, рукоять в разборе, рукоять перед обточкой.
Для монтажа проводится отжиг хвостовика, происходит отпуск металла для сверления отверстий, на клёпку крепится шпилька – можно крепить гарду и рукоять. И последний этап придание формы рукояти – нож готов. Остаётся только придать ему необходимый угол заточки режущей кромке в зависимости от назначения.
Прилагаю некоторое количество фотографий не вошедшие в основное описание, к сожалению, у оригиналов был большой размер, поэтому все фотографии в статье пришлось ужимать для нормальной подгрузки на мобильных устройствах и планшетах, поэтому от увеличения по клику пришлось отказаться.
Типы узоров
В результате технологического процесса по созданию дамасской стали на поверхности образуется уникальный рисунок – узор. Выделяют несколько типов.
Дикий дамаск
Наиболее распространенный и простой в изготовлении. Название получил благодаря неупорядоченному узору. Пакет полос из нескольких сортов стали сваривают в единый блок. Многократно перегибают и проковывают снова. Слои металла смешиваются хаотично. Рисунок формируется случайно, выглядит неоднородно.
Одна из самых древних разновидностей дамасской стали. Пользуется высокой популярностью у коллекционеров в виду уникальности узора каждого изделия: ножа, сабли, кинжала.
Штемпельный
Разновидность традиционного дамаска. Узор получается более однородный. Чередуются геометрические фигуры: круги, полосы, кольца. Включает в себя два способа изготовления:
- Пакет металлов сварен заранее. Удары штемпеля наносятся в заданном порядке. Готовое изделие подвергается шлифовке. С поверхности убирается лишний металл с целью более четкого проявления рельефа и рисунка.
- Узор наносится на пакет слесарным способом – фрезой или сверлом. Затем пакет проковывается.
Штампы (штемпели – немецкое слово, от него образовано название) делятся по типу нанесения рисунков:
- сетчатый;
- ступенчатый (лестничный);
- волнистый;
- ромбический;
- кольчатый.
Узоры получаются похожими на рисунок древесного шпона или круги на воде.
Типы рисунков в свою очередь делятся на большое разнообразие узоров. Мастер кузнечного дела может выделяться своим специфическим фирменным стилем. В США популярен дамаск с типом рисунка павлиний глаз, изделия с узором в виде крестиков, имитации колючей проволоки или сетки. Для изготовления первого применяется равномерное сверление металла по всей ширине заготовки.
Турецкая дамасская сталь
Относится к традиционной разновидности узорчатой стали. Способ изготовления представляет собой проковку пучка перевитых стальных прутов. Состав прутков различается. На поверхности образуется сложный рисунок – множество плавных волнистых линий. Размер линий зависит от химического состава металла прутов, их диаметра, способа скручивания.
Японская
Выделяется тонкой структурой слоистой стали. Поверхность подвергается травлению. Структура сплава проступает благодаря необычной полировке. Закалка также имеет особенности. Рукоять клинка покрывается защитным слоем глиняной смеси. Закалке подвергается только само лезвие. Результат отражается на свойствах японского меча. Лезвие становится твердым, острым и хрупким. Рукоять остается упругой.
Мозаичный
Современная разновидность дамаска. Название получила из-за специфического способа изготовления. Слоистая структура дает красивый декоративный эффект. Выделяют два наиболее популярных метода изготовления:
Оболочечный
Для соединения элементов мозаики применяется металлическая труба или контейнер. Контрастная сталь укладывается внутрь. Емкость заполняется инертным газом или маслом. При нагревании происходит связывание кислорода. Внутри оболочки образуется нейтральная среда. Труба полностью заваривается. В таком состоянии оболочка отправляется в горн. Раскаляется до сварочной температуры. Выковывание часто происходит с помощью гидравлического пресса. После образования единой массы металла, оболочка удаляется. Для удаления применяется механический метод. Полученная заготовка проходит дальнейшую обработку.
Технологичный
В бруске стали вырезаются отверстия, в соответствии с заданным рисунком. В отверстия помещаются вкладыши металла другого химического состава равного диаметра. Отверстия и вкладыши вырезаются плазменным резаком. Пакет подвергается сварке диффузионным методом.
Преимуществом данного метода является возможность создания необходимого рисунка, различных изображений. В отличие от поверхностной гравировки, узор залегает на всю толщину клинка.
Волокнистый
Таким методом изготавливаются качественные японские ножи. Слои стали располагают не в длину будущего клинка. Пруты мелко нарезаются и раскладываются под прямым углом. В таком виде пакет проковывается.
Комбинированный
Сочетает классический и традиционный метод изготовления. Оба метода применяются одновременно, отсюда название. На брусок, собранный мозаичным способом, наносится штемпельный узор. Поверхность проковывается и шлифуется. В случае нанесения рельефа путем высверливания или фрезерования, заготовленный сплав подвергается проковке и травится. Шлифовка в этом случае не применяется.
Возможно также сочетание техники ковки дикого дамаска и вставки в сплав металла с контрастными свойствами. В качестве, отличающегося по составу, сплава применяется никель. Он имеет белый цвет, что позволяет выделяться на фоне общего черно-серого узора клинка.
Промышленный
Производится на промышленном оборудование металлургических предприятий. Качество клинков не отличается от ручной работы мастеров кузнечного дела. Масштабы производства значительно больше. По типу узоров может различаться на дикий, мозаичный, комбинированный.
Песнь стали и пламени
О традициях изготовления национального абхазского ножа и различных способах обработки металла узнавала корреспондент Sputnik.
Sputnik, Астанда Ардзинба.
Современный Айнар
Задумывались ли вы о том, как выглядит современный кузнец? Брутальный и большой мужчина, да с развитой мускулатурой, чтобы мог зарядить хорошенько молотом по наковальне?
Нет, и еще раз нет. Когда-то кузнецы действительно считались сродни магам. Ведь они владели искусством превращения и делали это с помощью огня. Кузня у абхазов считалась священным местом, здесь молились Богу кузни Шашвы.
Современные мастера, на первый взгляд, от ореола таинственности и мистики избавились. Они черпают идеи в интернете и ведут свой инстаграм. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все не так однозначно.
«Клиенты приходят и все переспрашивают: «Ты точно кузнец?» — Я только улыбаюсь в ответ», — рассказывает кузнец Давид Джопуа и разжигает огонь в горне.
Многим представляется будто кузнец обязательно должен быть недюжинной силы. На самом деле, все, что требуется, – это творческий ум. Как выясняется, так было и в древности, так же и сейчас. Только в старину у кузнеца были помощники из категории «сила есть, ума не надо», сегодня же их функцию выполняет машина для пресса.
Конвейер против эксклюзивности
Давид работает в кузне известного в Абхазии мастера кузнечного дела, графика Тимура Дзидзария уже полтора года.
«До того как перейти сюда, я больше четырех лет проработал в другой мастерской. Там работали по технологии холодной ковки. Знаете что это такое? Ну, это когда все на станке, машины работают. Это легче, и времени много не занимает, но мне это не нравилось», — признается кузнец.
Давид из тех людей, который не желает превращать искусство в конвейерное производство. Он мечтает создавать уникальные изделия. Потому и перешел в кузню, где упор делают на качество и эксклюзивность. Здесь применяют самый древний и непростой способ обработки металла – горячую ковку.
Мастера работают с металлом, нагревая его при очень больших температурах, доводя до эластичности, когда он становится послушным и мягким. Только таким способом мастер может создать действительно уникальное долговечное изделие, абсолютно идентичное которому изготовить уже никому не удастся.
Горячую ковку редко применяют при больших производствах. В частности из-за высокой цены изделий, ведь работа с металлом при высокой температуре – процесс трудоемкий, а следовательно и дорогостоящий. Лишь настоящие ценители художественной ковки позволяют себе заказывать эксклюзивные изделия.
Применяя горячую ковку, Давид может изготовить кованые ворота, винтовые лестницы, перила, сувениры и даже колыбель, образец которой нашел случайно в интернете. Но самый частый заказ – это ножи, традиционные абхазские. Это неотъемлемый элемент абхазской национальной культуры, изготовляя которые Давид стал истинным кузнецом-оружейником.
И пока мы беседовали, печь раскалилась, и кузнец, ухватив длинными щипцами, отправил в огонь металлическую заготовку, которой предопределено стать новым ножом.
Из глубины веков
История происхождения абхазского ножа уходит корнями в глубокую древность. Наши предки всегда при себе имели небольшой нож, которым пользовались в бытовых целях, например, для забивания животных, изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных нужд, как дома, так и в горах.
Ножи в Абхазии издревле изготавливали из дамасской стали, для которой характерно появление узоров на поверхности. Техника «сварного дамаска» считалась вершиной ручного кузнечного творчества. Этот металл имел огромную ценность во многих странах, а сама технология производства хранилась в строжайшем секрете.
Считалось, что оружию из дамасской стали не могло противостоять ни одно другое. Оно было на удивление крепким и могло прослужить нескольким поколениям. Из дамасской стали в Абхазии изготавливали не только ножи, но и мечи, кинжалы, наконечники копий.
Древние мастера готовились к работе по изготовлению клинка, как к подвигу. Они молились, воздерживались от алкоголя, совершали омовения, отдалялись от женщин, которые вообще не имели права переступать порога кузницы. До конца ковки мастер не должен был прикасаться обнаженной рукой к металлу клинка.
Технология и процесс изготовления традиционного абхазского ножа сохранились в первозданном виде.
«Я могу иногда позволить себе вольности, сделать узор, например. Моим ровесникам это нравится. Но шеф (Тимур Дзидзария — ред.) такие вещи не приветствует. Посмотрит и просто спросит: «Это что?» — Этим все и будет сказано», — рассказывает Давид.
Это лишь один из примеров того, что в кузне царит абсолютный культ традиций. Что тем более важно, если учитывать, что формы и пропорции абхазского ножа не менялись веками. Именно они отличают его от традиционных ножей других народов.
Узнать из тысячи
Как правило, клинок традиционного абхазского ножа достигает в длину 13-25 сантиметров, а его рукоять всего около десяти сантиметров. Толщина обуха должна быть не менее 3 миллиметров.
Обычно рукоять ножа изготавливают из рогов животных, в частности, тура, буйвола, оленя или быка. Широко распространены и деревянные рукоятки, их изготавливают из орехового дерева. Форма рукоятки почти круглая, но немного приплюснута с боков. Ширина рукоятки и клинка одинаковая и составляет примерно 20-25 миллиметров.
Абхазский нож принято носить на левой стороне и извлекать двумя руками. На головке рукояти у ножа имеется металлическое кольцо, к которому крепится кожаный темляк для удобства извлечении ножа из ножен.
Ножны же – неотъемлемый элемент абхазского ножа. Как правило, они изготовляются из дерева, которое потом обтягивается кожей. Нужно, чтобы нож помещался в ножны целиком — выступать может только один или два сантиметра рукояти. Абхазский нож принято доставать из ножен за кожаный лепесток, закрепленный на хвостовике.
Орнамент в виде поперечных или диагональных черточек из белых, красных или коричневых полос козьей кожи – это обязательный декоративный элемент ножен. В старину, прежде чем прошить их в ножны, кожаные полосы опускали в воск. После в темноте ими при необходимости могли пользоваться как свечами.
Из огня в ножны
Раскалив дамасскую сталь при температуре выше 1300 — 1400°C Давид вытягивает кусок металла на наковальне и придает ему форму клинка, после чего металл охлаждает.
Но после того как клинок получил необходимую форму, его снова немного нагревают и опускают в масло – это процесс закаливания, после которого металл приобретает большую твердость, но становится хрупким, менее пластичным и менее вязким.
И только после следует шлифовка клинка. При шлифовке важно, чтобы металл не нагревался при трении. Потому у мастера всегда под рукой холодная вода, которой он спрыскивает поверхность шлифовальной машинки. Кузнец удаляет мельчайшие шероховатости, доводя металл до блеска.
Легко сказать — сложно сделать. На изготовление такого ножа потребуется не меньше недели. Это при том, что рукоять и ножны будут заготовлены. Однако цель оправдывает, ведь в результате оружие — произведение искусства.
Как выбирать дамасские кухонные ножи
В интернет-магазине TOJIRO можно купить кухонный нож из дамасской стали с доставкой. Правильный выбор ножа – настоящее искусство. Существует ряд критериев, на которые нужно обращать внимание при покупке модели из дамасской стали:
- По всей поверхности лезвия есть характерный узор. Контрастные оттенки – хороший признак. Темные и светлые разводы говорят о правильной закалке металла и большом количестве углерода в составе. Чем больше углерода, тем прочнее клинок.
- Между слоями не должно быть непроваров. Непроварами называют зазоры между слоями металла. Они появляются, если технология закалки нарушена. Внимательно осматривайте лезвие, слой металла должен быть цельным.
- Заточка. Заводская заточка определяет, насколько удобным будет использование ножа. Острая кромка затачивается под определенным углом (в зависимости от модели) по всей длине. Неровности, неравномерный угол заточки приводит к тому, что нож быстро тупится, его сложнее заточить самостоятельно. Правильная заточка задает нужный угол. В домашних условиях поддерживать остроту ножа проще.
Также рекомендуется обращать внимание на рукоятку. Японские производители выбирают экологичные материалы, устойчивые к сжатию, ударам и влаге.
Как правильно точить
Дамасская сталь имеет повышенное содержание углерода. Такой металл очень твердый, прочный, но при силовом воздействии может скалываться. Обрабатывать дамасские ножи на точильных станках нельзя. На кромке лезвия могут появиться зазубрины. Кроме того, при заточке на станке практически невозможно удерживать правильный угол.
Для заточки дамасской стали используют мелкодисперсные точильные камни. Клинок удерживается свободной рукой над камнем по всей длине. Плавными движениями нужно проводить лезвием по всей длине камня со стороны режущей кромки. После заточки кромку обрабатывают бархатной наждачкой.
Почему такая цена на ножи из дамасской и булатной стали?
На стоимость дамасских клинков влияет множество факторов: эксклюзивность и неповторимость каждого изделия, сложность технологического изготовления каждого ножа, качество материалов. В последнее время наметилась тенденция падения цен в категории простого рабочего ножа из-за появления огромного количества низкосортного дамаска. Поэтому можно наблюдать такие разные цены на ножи из дамасской стали даже у одной и той же фирмы (например, один дамасский нож стоит 3000 руб., а другой 300$). Однако высококачественный дамаск – это материал, в который вложено много труда и мастерства, и он не может быть дешевым. На дорогие ножи зачастую используется торцевой дамаск. Это придает красоту изделию (за счет красиво подобранных трех-четырех рисунков). К тому же, это позволяет сочетать в одном клинке разные по твердости материалы. Так, на режущую кромку идет очень жесткий дамаск с большим количеством твердого металла, на обух клинка используется мягкий дамаск (тот самый, из которого изготавливали оружейные стволы). Благодаря сочетанию этих дамасков, прочность ножа увеличивается. Режущие свойства такого клинка (пусть не намного) возрастают.
Весь производимый сейчас дамаск можно условно разделить на три категории: так называемые черный, белый и черно-белые дамаски. Самый дешевый – черный дамаск. Он сварен из мягкой углеродистой стали. Технологически, он изготавливается легче белого и черно-белого дамасков. К тому же, имея высокие механические свойства, обладает весьма низкой стойкостью к коррозии, быстро ржавеет и требует особого ухода. Белый и черно-белый дамаски стоят несколько дороже черного дамаска. Это обусловлено сложной технологией изготовления клинков. Такие клинки обладают коррозийной стойкостью, высокими механическими свойствами. К тому же, черно-белый дамаск (состав которого составляет композит углеродистой и нержавеющей стали) имеет отличные декоративные качества, что придает неповторимый облик ножу.
Литой булат в изготовлении несколько дороже дамаска. Он обладает превосходными режущими свойствами и хорошими прочностными характеристиками, но он достаточно дорог, и ассортимент производимых из него ножей не так велик. Дамаск незначительно уступает булату по комплексу свойств, но превосходит последний по декоративности и относительно него стоит дешевле.
Хороший дамаск и хороший булат с потребительской точки зрения – одно и то же. Та же самая твердость, тот же самый эффект микро-пилы, также легко затачивается… Плохой дамаск и плохой булат – то же идентичны: резать не будет ни тот, ни другой!
Ковка дамаска в кузне
Изготовление дамаска может происходить несколькими различными способами, мы производим, так называемый ‘‘сварочный дамаск’’. Данная технология подразумевает набор и сварку заготовок (отсюда и название сварочный) из различных марок сталей, мягких и жёстких, что позволяет достигнуть необходимых характеристик для хороших режущих свойств клинка.
На фото (слева-направо): набор и сварка пакета сталей, скрутка раскованного пакета, ковка пакета сталей молотом.
Дамаск не является металлом, находящимся в природе в чистом виде, а состоит из пакета сталей, подобранных нами в результате большого количества тестов. Мы используем для его создания пакет из четырёх марок стали (ШХ-15, ХВГ, У8А, сталь-3), каждая из которых необходима для придания необходимых режущих свойств конечного изделия.
Перейдём более подробно к самому технологическому процессу. После того, как, как была подготовлена заготовка из пакета сталей, её необходимо раскалить до ярко-красного цвета, после этого можно приступить непосредственно к ковке. Процесс ковки повторяется трижды, толщина выкованной полосы при первых двух этапах не имеет чёткой регламентации, а при третьем финальном она делается максимально приближенной к толщине обуха конечного изделия, во избежание лишнего расхода металла и удлинения процесса обработки.
Далее заготовке придаётся прямоугольная форма для следующего технологического процесса – скрутки. Фрагмент непосредственно со скруткой не попал в видео, но здесь ничего особо сложного нет, раскалённая заготовка, закручивается по спирали, на такое количество оборотов, которого удаётся достичь, до того, как металл застынет – в результате чего форма заготовки меняется с прямоугольной на цилиндрическую (расковку скрутки вы можете увидеть на 10 минуте видео). От количества скруток зависит текстура рисунка на клинке.
Кроме того хочу обратить ваше внимание на такой момент технологического процесса, как посыпка бурой (порошок белого цвета), которая применяется вовремя ковки заготовки после скрутки для вытягивания шлака и окалины, что позволяет избежать появления свищей и непроваров. После этого получается полоса металла, из которой будут изготавливаться непосредственно клинки. Переходим теперь в мастерскую, где из полосы изготовят нож, ну и ещё немного фотографий из кузни напоследок.
Особенности эксплуатации
Применение ножей из дамасской стали возможно в разные сферах: на охоте, кухне или как коллекционный. Правильная заточка увеличивает срок использования лезвия.
- Изучить твердость стали – качество материала проверяется углом заточки изделия. Он должен быть как можно меньше. Угол заводской заточки требуется сохранять.
- Обращать внимание на слои металла – предусматривается предельная осторожность при заточке. При неаккуратном движении есть риск загнуть мягкий слой на твердый в районе кромки лезвия. Внешне клинок будет выглядеть острым. На практике может выясниться обратное.
- Проводить подготовительные процедуры – необходим предварительный осмотр лезвия на наличие повреждений и сколов. Заточка такой поверхности приведет к последующей потере остроты.
- Производите заточку исключительно от руки – рекомендация по затачиванию лезвий исключает применение автоматических приспособлений. Снятие слоя за слоем должно чувствоваться. Первым применяется крупнозернистый абразив. Счищается старый слой. 80 % заточки происходит во время грубой обработки. Проводится не менее 5 минут. Вторая фаза заточки — декоративная. Шлифовка проводится абразивом с мелкой зернистостью. Устраняются царапины, улучшается вид лезвия, увеличивается срок эксплуатации.
- Правильные движения – плавное и равномерное применение абразива вдоль лезвия позволяет получить максимально эффективный результат. Запрещены резкие, дергающие движения. Такие действия могут привести к снижению срока эксплуатации. Классический поперечный способ не годится для заточки дамасской стали. Слои необходимо снимать равномерно, исключительно вдоль лезвия ножа.
- Угол заточки – определенный угол важен для качественной заточки изделия. Слои мягкой стали легко деформируются и начинают налегать на более твердые слои металла. Ориентироваться стоит на угол в 45 градусов.
- Оптимальное давление. Сильное надавливание может привести к деформации более мягких слоев изделия. Минимальное давление приводит к максимально эффективному и бережному результату.
- Завершающие процедуры – срок службы продлевается надлежащим уходом. Заржавеет ли дамасская сталь зависит от обработки поверхности клинка. Салфетка, смоченная в лимонном соке, отличное средство для финишной обработки лезвия. Свежая цедра лимона может заменить лимонный сок. Пчелиный воск отлично справляется с предотвращением коррозии металла.
При должном уходе и правильном хранении дамаск долго будет сохранять свои знаменитые качества. Эстетичность и эксклюзивность ножей добавляет им популярности. Немалое количество мифов, интересных легенд и теорий будут и дальше поддерживать интерес к настоящей дамасской стали.
Используемая литература и источники:
- Тайна булатной стали / Н.Б. Годеновский. — М.: Феникс, 2010
- Технология обработки / Л.И. Вереина. — М.: Academia, 2009.
- Статья на Википедии