5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

This War Of Mine — Рецензия

This War Of Mine — Рецензия

Все средства хороши

обновленный 28 ноября 2014 г. 17:09

отправил 28 ноября 2014 г. 17:10

Сложные проблемы, как правило, находят весьма поверхностное отображение в видеоиграх. В конечном счете любую ситуацию можно разрешить методом бесконечного повторения. Достаточно разобраться в устройстве системы, чтобы затем использовать ее для своих нужд. Сложное становится простым. В войне, в политике, в отношениях… можно «выиграть», если у вас хватает навыков и вы усвоили правила этой игры. В This War of Mine все иначе – и намного честнее.

Еще до того, как попасть на экран главного меню, вы увидите фразу из Хэмингуэя, которую столько раз до этого использовали в качестве цитаты создатели Call of Duty: «В современной войне ты умираешь как собака, без всякой на то причины». С той лишь разницей, что в This War of Mine эти слова действительно годятся в качестве руководящего принципа. Оказавшись во главе группы мирных жителей, вынужденных выживать в условиях абстрактного вооруженного конфликта, вы занимаетесь поиском необходимых для этого предметов: аварийно-спасательного снаряжения, водонагревателей, еды – а после обмениваете их на другие полезные вещи. В какой-то момент может возникнуть ощущение, что вы, наконец, поняли, как нужно действовать, чтобы остаться в живых в военное время, но This War of Mine не упустит случая напомнить – неожиданным, действенным и подчас жестоким способом – что на войне не действуют никакие правила. И что в смерти порой нет никакого смысла и поэзии.

Так сложилось, что одна из первых сессий в This War of Mine оказалась для меня одной из самых простых, но я и понятия не имел, насколько удачно складывалась игра, пока не попробовал еще несколько раз, тщетно пытаясь достичь того же результата. В тот первый раз у троих моих подопечных – Бруно, Павла и Марко – было практически все, что требовалось. Источником воды для обитателей представленного в разрезе убежища была собранная из подручных материалов дождевая ловушка, а свежее мясо поступало благодаря установленной в подвале клетке для приманивания животных. У выживших имелось несколько небольших мастерских, чтобы собирать мебель и чинить оборудование, а еще – отдельная комната, где можно было запастись бинтами и домашними лекарственными средствами.

Ночью Бруно обычно спал в собственноручно сколоченной кровати, пока Павел, вооруженный ножом, стоял на дежурстве, охраняя жилище от мародеров, а Марко выбирался в город за припасами. Каждое утро игра записывала автосохранение, чтобы я не мог отмотать ночные происшествия.

Поиск ресурсов здесь представлен в виде напряженного и атмосферного 2D-стелса. В то время как некоторые локации особенно привлекательны для мародеров, в раздираемом войной городе полно других, не менее опасных, достопримечательностей. Солдаты и участники ополчения могут вести с вами дела или просто игнорировать вас, а через секунду направить на вас оружие. Другие выжившие могут открыть стрельбу, едва завидев вас. А роясь в куче утильсырья, вы создаете шум, оповещающий о вашем присутствии всю округу. Так что если вас заметят там, где вас быть не должно, придется выбирать: прятаться, бежать, сражаться или умереть.

Напряженная атмосфера создается и поддерживается великолепной музыкой и артом. В меланхоличной, «угольной» отрисовке каждой локации почти физически ощущается затаенная опасность. Отрывистый саундтрек Петра Мушау воскрешает в памяти мелодии Густаво Сантаоллала, написанные для The Last of Us.

Арт и музыка словно предвещают ужасные события, и они действительно случаются, погружая ваш с таким трудом устроенный внутренний мирок в хаос. Раненому в бою персонажу требуется дорогостоящая перевязка, в то время как из-за ночного рейда вы можете лишиться еды и медикаментов. Именно такие, по-настоящему мрачные, моменты This War of Mine, когда внезапно игра заставляет вас испытывать острую нужду, запоминаются сильнее всего.

Все еще больше осложняется тем, что выжившие под вашим управлением не просто хотят выжить – их заботит, как именно они это делают. Когда запасы продовольствия истощились и передо мной встала проблема выбора: положиться на удачу и совершить набег на логово бандитов, или своровать провизию у престарелой пары, обособленно живущей на северной окраине города – … я отнял еду у стариков.

Сама эта сцена вызвала во мне чувство жалости. Старики даже не пытались противиться Марко, когда он ворвался в дом и принялся обшаривать каждый уголок их дома. Он забрал половину продуктовых запасов, а еще перевязочные материалы и кое-что из медикаментов, пока они продолжали умолять его покинуть их жилище. К утру он возвратился обратно с этим уловом.

Чего я не учел, так это что случившееся отразится на всеобщем моральном настрое. Марко задело сильнее всего – он впал в депрессию, в то время как остальные лишь погрузились в «печальное» состояние. И точно так же не мог я предвидеть, что низкий моральный дух спровоцирует спад в остальных сферах. До сих пор я безо всяких проблем игнорировал табачную зависимость Бруно, обменивая сигареты на «действительно важные» вещи вроде трав и сырья. Но теперь Бруно стал мрачным и подавленным и постоянно сетовал на нехватку курева. Марко, тем временем, начал буквально засыпать на ходу. Каждое действие стало отнимать больше времени, поскольку выжившие просто потеряли интерес к совместной работе. Между ними стали возникать споры.

А стоило персонажам «сломаться», как они совсем переставали что-либо делать. Добрая половина дня уходила у них лишь на то, чтобы излить душу, и даже это могло не возыметь должного эффекта. Алкоголь – более верный путь к восстановлению душевного равновесия, но и в этом случае требуется время, а кроме того, спиртное – весьма ценный ресурс при натуральном обмене.

Вот почему This War of Mine так захватывает и надолго остается в памяти. В этой игре не меньше жестокости и непостоянства, чем в явлении, что в ней изображается. Вашу стратегию выживания в большинстве случаев можно сравнить по прочности с карточным домиком, а проблемы будут нарастать как снежный ком.

И каждый раз вы, скорее всего, будете начинать заново – при этом This War of Mine настолько сложна, что переигрывать придется довольно часто — поэтому очень кстати, что события в игре редко развиваются по одному и тому же сценарию. В игре около дюжины локаций, которые встретятся при каждом прохождении, но найденные в них предметы будут отличаться. Может оказаться, что игра начнется зимой, и чтобы сохранить тепло, придется в огромных количествах жечь топливо, а в другой раз дрова пригодятся только по прошествии нескольких недель. Сама война может оказаться помехой вашим планам, ограничив доступ к ключевым локациям из-за непрекращающихся там боевых действий.

Плюсы

  • Атмосферный арт
  • Симулятор выживания
  • Трудный моральный выбор

Минусы

  • Отсутствие сохранения «по желанию»
  • Резкие скачки сложности

Вердикт

Если оставить в стороне тему, то This War of Mine можно описать как сложную и требовательную игру про выживание с менеджментом ресурсов – но игра ни при каких обстоятельствах не даст вам забыть о печальном и серьезном предмете своего повествования. В ней полно непростых проблем, и оттого еще большую радость приносят ваши скромные достижения. Когда все начинает идти наперекосяк, становится еще сложнее сделать выбор. Вмешаетесь ли вы, увидев в разрушенном супермаркете, как солдат собирается учинить насилие над женщиной, или останетесь безучастным свидетелем происходящего? Уничтожите ли препараты, которые не можете забрать с собой? Это вопросы, на которые нет правильного ответа. Но их постановка и резкий контраст между моральными и физическими категориями – вот что делает This War of Mine одной из наиболее вдумчивых игр этого года.

Читать еще:  Пистолет Bersa Thunder (Аргентина)

This War of Mine на iPad. Это моя война

This War of Mine – игра от польских разработчиков из 11bit studios. На iOS эта команда засветилась с серией игр Anomaly События This War of Mind основаны на известной осаде Сараева. Один из разработчиков игры в девятилетнем возрасте пережил ужасы того времени.

Осада Сараева — осада в течение почти четырёх лет столицы Боснии и Герцеговины сначала подразделениями Югославской Народной Армии, а затем Армией Республики Сербской. Осада началась 5 апреля 1992 года и закончилась снятием осады 29 февраля 1996 года согласно Дейтонским соглашениям.

This War of Mine – это симулятор выживания группы обычных людей в условиях гражданской войны.

Геймплей

Действие показано с видом сбоку. Игра чётко делится на две фазы: дневную и ночную. Сейчас я опишу различия между ними.

В самый первый день игроку необходимо исследовать собственное убежище: раскопать завалы, собрать вещи в шкафах, на полу. Из собранных вещей игрок должен попробовать соорудить более сложные предметы: кровать, верстак, лопату и т.п.

Наступает ночь и игрок решает кто из его команды отправится на поиски ресурсов в разведку, кто будет спать, а кто охранять дом от грабителей. На выбор открываются несколько локаций на карте: дано их краткое описание и примерное распределение ресурсов. Локации открываются по мере прохождения, также периодически какие-то локации недоступны.

Нужно грамотно выбирать места для посещения: в какой-то можно встретить вооружённую охрану, где-то попасть под обстрел, в какой-то поторговать и т.п.

В ночной фазе игрок управляет одним персонажем. Он потихоньку исследует локацию, собирает нужные предметы, тщательно обходит вооружённых людей. Натыкается на побочные квесты. This War of Mine – игра не линейная, в одной партии вы встретите определённое событие, а в другой оно может не произойти или произойдёт по другому. Ночная фаза иногда издалека напоминает игру “Как достать соседа”…

После ночной фазы, опять дневная, в которой снова нужно кушать, лечиться, крафтить новые предметы, улучшать верстаки, поднимать мораль персонажам, встречаться с незнакомцами за дверью, торговать и т.п.

Цель игры: пережить Гражданскую войну, которая непонятно когда закончится. В среднем игра длится 35-40 дней.

Персонажи

Всего в игре можно встретить и принять в команду 12 разных персонажей. Каждый проживает свою уникальную судьбу под вашим покровительством. У каждого персонажа есть своё особое свойство: например, повар Бруно экономит при готовке еды, а Павло хорошо бегает. Стартовые варианты персонажей открываются по мере прохождения…

This War of Mine настолько сближает игрока с главными героями, что их потерю воспринимаешь чуть ли не как личную утрату. В моей второй полноценной партии Павло 11 дней подряд приносил хороший улов из ночной прогулки и когда он попался на очередной краже и погиб от бандитской пули – было очень досадно… А оставшаяся группа так совсем впала в депрессию.

По трогательности и переживаниям за незнакомых людей This War of Mine похожа чем-то на Valliant Hearts.

Достоинства:

  • Игра полностью переведена на русский язык.
  • Нелинейный сюжет, который игрок частично формирует сам.
  • Непередаваемая атмосфера. Игра, в которой можно сварить самогон, не может быть скучной.
  • Уникальная графика в стиле рисования углём.
  • Гениально подходящий саундтрек (классическая музыка из Радио, созданного крафтом).

Недостатки:

  • Нескромная цена. Учтём тот факт, что разработка игры ещё на ПК окупилась на второй день продаж в Steam. Хотя игра отрабатывает эти деньги на все 100 из-за своей реиграбельности.

Видео геймплея (1 день + 1 ночь):

Вывод: This War of Mine – потрясающий симулятор выживания в годы гражданской войны.

P.S. Перед нами лучший симулятор убежища. Fallout Shelter? Не смешите, пожалуйста…

Примечания от меня без спойлеров (буду по возможности дополнять):

1. Не сразу увидел, что в игре есть дневники персонажей. На персонаже нужно нажать Bio. Откроется дневник, который обновляется ежедневно. Можно читать мысли персонажа, иногда ценные и понять что ему надо, что его интересует в данный момент и т.п. Плюс к атмосфере.

2. Есть баг с инвентарём на iPad Mini при ночных сборах ресурсов. В один момент невозможно выйти из рюкзака, кнопки не реагируют. Решается только тыканьем на предмет в своём инвентаре перед сбором. Либо кнопка “Взять всё” всегда работает.

Атмосфера безвыходности

Игра очень герметична и ограничена небольшим числом локаций, из которых просто нельзя выбраться. Город в кольце, на всех выездах блокпосты. Только и остаётся, что держаться за разрушенный бомбёжками, но ещё достаточно прочный трёхэтажный дом, ставший последней надеждой осаждённых.

Вид сбоку — похожие скорее на тени бесцветные персонажи разбирают завалы, шарятся по шкафам и антресолям в поисках съестного и полезных вещей. Ты словно на необитаемом острове, но никакого духа приключений нет и в помине. Только страх, безысходность, голод и подступающие болезни.

Нет еды, хотя можно ловить крыс или пытаться найти консервы. Нет воды — приходится собирать дождевую или топить снег и фильтровать, надеясь не схватить отравление. Нет лекарств.

Зато есть мародёры, воры и другие « товарищи по несчастью», не гнушающиеся ничем ради выживания.

Свой дом надо сторожить, кровати, печки-буржуйки и ловушки на крыс — собирать из подручных материалов и ждать, ждать, ждать, когда же снимут блокаду. Разнообразие в процесс вносят лишь ночные вылазки за необходимым, когда тебе приходится решать, воровать или нет у других, чтобы выжить самому. Впрочем, если поймают, пощады ждать не стоит.

Для меня лично самой адовой была локация, где живёт пожилая пара. У них есть лекарства. У меня есть больной персонаж, которому они нужны, к тому же медикаменты — это самая дорогая « валюта» в игре. Защищаться старик со старухой не могут. С точки зрения победы в игре это локация-рай. Но вот просто рука не поднялась — у того меня, который не шарится в развалинах, а сидит за монитором… стало стыдно грабить выдуманных старичка со старушкой.

Так день за днём и приходится работать не покладая рук, удерживаясь от того, чтобы не впасть в депрессию или не повредиться рассудком.

Смерть тоже бродит рядом. Тут нет дополнительных жизней, и однажды с утра вы можете обнаружить персонажа, погибшего от голода или совершившего суицид.

И всё это под тягучую классическую музыку по радио, которую надо включать каждое утро, чтобы не сдохнуть от скуки и беспросветной тоски по нормальной жизни. В город может прийти зима, и тогда главной проблемой станут огромные щели в здании и нехватка дров для обогрева. Голодные персонажи с трудом встают по утрам с кровати, мучаясь от болезней или ранений. Стараешься оптимизировать даже жилище, чтобы ходить меньше, потому что сил на это не осталось совсем. И ты никогда не знаешь, когда же закончится эта война, — игра может идти неизвестное количество дней.

Слишком похоже на правду

Именно эта атмосфера — ощущение страшного реализма, вычитываемого в биографиях, получаемого из коротких радионовостей или слухов, — и смогла растопить сердца миллионов игроков по всему миру.

Играя в This War of Mine, начинаешь представлять, насколько близки нам эти персонажи. Ведь стоит признаться самим себе, что, скорее всего, из нас получатся такие же нонкомбатанты, озабоченные собственным выживанием. А вовсе не чудесные супергерои, ‘ title=>способные и блокаду снять, и оцепление прорвать, и с одним магазином патронов до Нью-Йорка дойти.

Комбатанты там, к слову, тоже есть. Но это не мы. Подойти к блокпосту и выменять АКМ на самогон — бесценно.

This War of Mine не только превратилась в настольную игру — что происходит со многими удачными компьютерными играми, основанными на простых и свежих игровых механиках, — но и обзавелась большим количеством аддонов и дополнений.

В This War of Mine: The Little Ones появились дети. И играть вот в это — уже слишком сложно психологически. Легко представить, что на месте маленьких персонажей могут оказаться твои дети.

И если примерять лишения войны на себя — дело одно, то представить в блокаде своих детей, страдающих от голода и болезней, — совсем другое.

То, что This War of Mine оказала сильное влияние, доказывает и большое количество ролевых игр, проводимых страйкбольным сообществом на её основе. Одним из наиболее удачных воплощений можно назвать « Mil Sim: Район 4-32», в которой отыгрывается гражданская война в выдуманном государстве Белогория. При этом акцент сделан не на боевых действиях, а на симуляции жизни города, оказавшегося в кольце блокады. Тут есть и военные, и журналисты, и большое количество мирных жителей, желающих только одного — чтобы эта война закончилась. Введение в игру нонкомбатантов сделало её одновременно реалистичнее и жёстче. В 2020 году в мае состоится уже пятая игра по такому сценарию.

Читать еще:  Что делать, если разбился градусник?

Это моя война

Польская студия «11 bit studios» решила показать другую сторону вооружённого конфликта. В «This war is mine» главные герои – обычные гражданские люди, которых объединила общая трагедия и всепоглощающее желание выжить. Война была чем-то невозможным и невообразимым, но в короткий промежуток времени вдруг стала жестокой реальностью.


Создавая игру, разработчики «вдохновлялись» осадой Сараево, столицы Боснии и Герцеговины. Эмир Церимович был непосредственным участником тех событий и старался показать в проекте, с какими именно трудностями сталкивались люди в осаждённом городе.

Жанр игры охарактеризовать весьма затруднительно – 2D симулятор выживания, в котором сочетаются элементы «Time management» и «Stealth action». Релиз проекта состоялся 14 ноября 2014 года для платформ «Windows», «Mac OS X», «Linux».

This War of Mine на iPad. Это моя война

This War of Mine – игра от польских разработчиков из 11bit studios. На iOS эта команда засветилась с серией игр Anomaly События This War of Mind основаны на известной осаде Сараева. Один из разработчиков игры в девятилетнем возрасте пережил ужасы того времени.

Осада Сараева — осада в течение почти четырёх лет столицы Боснии и Герцеговины сначала подразделениями Югославской Народной Армии, а затем Армией Республики Сербской. Осада началась 5 апреля 1992 года и закончилась снятием осады 29 февраля 1996 года согласно Дейтонским соглашениям.

This War of Mine – это симулятор выживания группы обычных людей в условиях гражданской войны.

Геймплей

Действие показано с видом сбоку. Игра чётко делится на две фазы: дневную и ночную. Сейчас я опишу различия между ними.

В самый первый день игроку необходимо исследовать собственное убежище: раскопать завалы, собрать вещи в шкафах, на полу. Из собранных вещей игрок должен попробовать соорудить более сложные предметы: кровать, верстак, лопату и т.п.

Наступает ночь и игрок решает кто из его команды отправится на поиски ресурсов в разведку, кто будет спать, а кто охранять дом от грабителей. На выбор открываются несколько локаций на карте: дано их краткое описание и примерное распределение ресурсов. Локации открываются по мере прохождения, также периодически какие-то локации недоступны.

Нужно грамотно выбирать места для посещения: в какой-то можно встретить вооружённую охрану, где-то попасть под обстрел, в какой-то поторговать и т.п.

В ночной фазе игрок управляет одним персонажем. Он потихоньку исследует локацию, собирает нужные предметы, тщательно обходит вооружённых людей. Натыкается на побочные квесты. This War of Mine – игра не линейная, в одной партии вы встретите определённое событие, а в другой оно может не произойти или произойдёт по другому. Ночная фаза иногда издалека напоминает игру “Как достать соседа”…

После ночной фазы, опять дневная, в которой снова нужно кушать, лечиться, крафтить новые предметы, улучшать верстаки, поднимать мораль персонажам, встречаться с незнакомцами за дверью, торговать и т.п.

Цель игры: пережить Гражданскую войну, которая непонятно когда закончится. В среднем игра длится 35-40 дней.

Персонажи

Всего в игре можно встретить и принять в команду 12 разных персонажей. Каждый проживает свою уникальную судьбу под вашим покровительством. У каждого персонажа есть своё особое свойство: например, повар Бруно экономит при готовке еды, а Павло хорошо бегает. Стартовые варианты персонажей открываются по мере прохождения…

This War of Mine настолько сближает игрока с главными героями, что их потерю воспринимаешь чуть ли не как личную утрату. В моей второй полноценной партии Павло 11 дней подряд приносил хороший улов из ночной прогулки и когда он попался на очередной краже и погиб от бандитской пули – было очень досадно… А оставшаяся группа так совсем впала в депрессию.

По трогательности и переживаниям за незнакомых людей This War of Mine похожа чем-то на Valliant Hearts.

Достоинства:

  • Игра полностью переведена на русский язык.
  • Нелинейный сюжет, который игрок частично формирует сам.
  • Непередаваемая атмосфера. Игра, в которой можно сварить самогон, не может быть скучной.
  • Уникальная графика в стиле рисования углём.
  • Гениально подходящий саундтрек (классическая музыка из Радио, созданного крафтом).

Недостатки:

  • Нескромная цена. Учтём тот факт, что разработка игры ещё на ПК окупилась на второй день продаж в Steam. Хотя игра отрабатывает эти деньги на все 100 из-за своей реиграбельности.

Видео геймплея (1 день + 1 ночь):

Вывод: This War of Mine – потрясающий симулятор выживания в годы гражданской войны.

P.S. Перед нами лучший симулятор убежища. Fallout Shelter? Не смешите, пожалуйста…

Примечания от меня без спойлеров (буду по возможности дополнять):

1. Не сразу увидел, что в игре есть дневники персонажей. На персонаже нужно нажать Bio. Откроется дневник, который обновляется ежедневно. Можно читать мысли персонажа, иногда ценные и понять что ему надо, что его интересует в данный момент и т.п. Плюс к атмосфере.

2. Есть баг с инвентарём на iPad Mini при ночных сборах ресурсов. В один момент невозможно выйти из рюкзака, кнопки не реагируют. Решается только тыканьем на предмет в своём инвентаре перед сбором. Либо кнопка “Взять всё” всегда работает.

This War Of Mine — Рецензия

Все средства хороши

обновленный 28 ноября 2014 г. 17:09

отправил 28 ноября 2014 г. 17:10

Сложные проблемы, как правило, находят весьма поверхностное отображение в видеоиграх. В конечном счете любую ситуацию можно разрешить методом бесконечного повторения. Достаточно разобраться в устройстве системы, чтобы затем использовать ее для своих нужд. Сложное становится простым. В войне, в политике, в отношениях… можно «выиграть», если у вас хватает навыков и вы усвоили правила этой игры. В This War of Mine все иначе – и намного честнее.

Еще до того, как попасть на экран главного меню, вы увидите фразу из Хэмингуэя, которую столько раз до этого использовали в качестве цитаты создатели Call of Duty: «В современной войне ты умираешь как собака, без всякой на то причины». С той лишь разницей, что в This War of Mine эти слова действительно годятся в качестве руководящего принципа. Оказавшись во главе группы мирных жителей, вынужденных выживать в условиях абстрактного вооруженного конфликта, вы занимаетесь поиском необходимых для этого предметов: аварийно-спасательного снаряжения, водонагревателей, еды – а после обмениваете их на другие полезные вещи. В какой-то момент может возникнуть ощущение, что вы, наконец, поняли, как нужно действовать, чтобы остаться в живых в военное время, но This War of Mine не упустит случая напомнить – неожиданным, действенным и подчас жестоким способом – что на войне не действуют никакие правила. И что в смерти порой нет никакого смысла и поэзии.

Так сложилось, что одна из первых сессий в This War of Mine оказалась для меня одной из самых простых, но я и понятия не имел, насколько удачно складывалась игра, пока не попробовал еще несколько раз, тщетно пытаясь достичь того же результата. В тот первый раз у троих моих подопечных – Бруно, Павла и Марко – было практически все, что требовалось. Источником воды для обитателей представленного в разрезе убежища была собранная из подручных материалов дождевая ловушка, а свежее мясо поступало благодаря установленной в подвале клетке для приманивания животных. У выживших имелось несколько небольших мастерских, чтобы собирать мебель и чинить оборудование, а еще – отдельная комната, где можно было запастись бинтами и домашними лекарственными средствами.

Ночью Бруно обычно спал в собственноручно сколоченной кровати, пока Павел, вооруженный ножом, стоял на дежурстве, охраняя жилище от мародеров, а Марко выбирался в город за припасами. Каждое утро игра записывала автосохранение, чтобы я не мог отмотать ночные происшествия.

Читать еще:  Как правильно целиться с открытых прицельных приспособлений

Поиск ресурсов здесь представлен в виде напряженного и атмосферного 2D-стелса. В то время как некоторые локации особенно привлекательны для мародеров, в раздираемом войной городе полно других, не менее опасных, достопримечательностей. Солдаты и участники ополчения могут вести с вами дела или просто игнорировать вас, а через секунду направить на вас оружие. Другие выжившие могут открыть стрельбу, едва завидев вас. А роясь в куче утильсырья, вы создаете шум, оповещающий о вашем присутствии всю округу. Так что если вас заметят там, где вас быть не должно, придется выбирать: прятаться, бежать, сражаться или умереть.

Напряженная атмосфера создается и поддерживается великолепной музыкой и артом. В меланхоличной, «угольной» отрисовке каждой локации почти физически ощущается затаенная опасность. Отрывистый саундтрек Петра Мушау воскрешает в памяти мелодии Густаво Сантаоллала, написанные для The Last of Us.

Арт и музыка словно предвещают ужасные события, и они действительно случаются, погружая ваш с таким трудом устроенный внутренний мирок в хаос. Раненому в бою персонажу требуется дорогостоящая перевязка, в то время как из-за ночного рейда вы можете лишиться еды и медикаментов. Именно такие, по-настоящему мрачные, моменты This War of Mine, когда внезапно игра заставляет вас испытывать острую нужду, запоминаются сильнее всего.

Все еще больше осложняется тем, что выжившие под вашим управлением не просто хотят выжить – их заботит, как именно они это делают. Когда запасы продовольствия истощились и передо мной встала проблема выбора: положиться на удачу и совершить набег на логово бандитов, или своровать провизию у престарелой пары, обособленно живущей на северной окраине города – … я отнял еду у стариков.

Сама эта сцена вызвала во мне чувство жалости. Старики даже не пытались противиться Марко, когда он ворвался в дом и принялся обшаривать каждый уголок их дома. Он забрал половину продуктовых запасов, а еще перевязочные материалы и кое-что из медикаментов, пока они продолжали умолять его покинуть их жилище. К утру он возвратился обратно с этим уловом.

Чего я не учел, так это что случившееся отразится на всеобщем моральном настрое. Марко задело сильнее всего – он впал в депрессию, в то время как остальные лишь погрузились в «печальное» состояние. И точно так же не мог я предвидеть, что низкий моральный дух спровоцирует спад в остальных сферах. До сих пор я безо всяких проблем игнорировал табачную зависимость Бруно, обменивая сигареты на «действительно важные» вещи вроде трав и сырья. Но теперь Бруно стал мрачным и подавленным и постоянно сетовал на нехватку курева. Марко, тем временем, начал буквально засыпать на ходу. Каждое действие стало отнимать больше времени, поскольку выжившие просто потеряли интерес к совместной работе. Между ними стали возникать споры.

А стоило персонажам «сломаться», как они совсем переставали что-либо делать. Добрая половина дня уходила у них лишь на то, чтобы излить душу, и даже это могло не возыметь должного эффекта. Алкоголь – более верный путь к восстановлению душевного равновесия, но и в этом случае требуется время, а кроме того, спиртное – весьма ценный ресурс при натуральном обмене.

Вот почему This War of Mine так захватывает и надолго остается в памяти. В этой игре не меньше жестокости и непостоянства, чем в явлении, что в ней изображается. Вашу стратегию выживания в большинстве случаев можно сравнить по прочности с карточным домиком, а проблемы будут нарастать как снежный ком.

И каждый раз вы, скорее всего, будете начинать заново – при этом This War of Mine настолько сложна, что переигрывать придется довольно часто — поэтому очень кстати, что события в игре редко развиваются по одному и тому же сценарию. В игре около дюжины локаций, которые встретятся при каждом прохождении, но найденные в них предметы будут отличаться. Может оказаться, что игра начнется зимой, и чтобы сохранить тепло, придется в огромных количествах жечь топливо, а в другой раз дрова пригодятся только по прошествии нескольких недель. Сама война может оказаться помехой вашим планам, ограничив доступ к ключевым локациям из-за непрекращающихся там боевых действий.

Плюсы

  • Атмосферный арт
  • Симулятор выживания
  • Трудный моральный выбор

Минусы

  • Отсутствие сохранения «по желанию»
  • Резкие скачки сложности

Вердикт

Если оставить в стороне тему, то This War of Mine можно описать как сложную и требовательную игру про выживание с менеджментом ресурсов – но игра ни при каких обстоятельствах не даст вам забыть о печальном и серьезном предмете своего повествования. В ней полно непростых проблем, и оттого еще большую радость приносят ваши скромные достижения. Когда все начинает идти наперекосяк, становится еще сложнее сделать выбор. Вмешаетесь ли вы, увидев в разрушенном супермаркете, как солдат собирается учинить насилие над женщиной, или останетесь безучастным свидетелем происходящего? Уничтожите ли препараты, которые не можете забрать с собой? Это вопросы, на которые нет правильного ответа. Но их постановка и резкий контраст между моральными и физическими категориями – вот что делает This War of Mine одной из наиболее вдумчивых игр этого года.

Инди-мир

Господи, благослови инди-игры. Когда у людей нет огромных бюджетов на прорисовку мира, создание запутанного искусственного интеллекта противников и часы видеороликов, не уступающих по качеству современным блокбастерам, им приходится включать фантазию на полную. Именно тогда может родиться очередное маленькое чудо — игра с оригинальной механикой или даже просто новым, незамыленным взглядом на многократно обыгранную ситуацию.

В 2014 году польская студия 11 bit studios, имевшая в своём активе лишь несколько малобюджетных игр, выпустила оригинальную игру This War of Mine — симулятор выживания в городе, охваченном гражданской войной. За основу взяли события в Сараеве, но ситуации, происходящие в игре, настолько типичны, что могут случиться в любом уголке земного шара.

Игра получила высокие оценки критиков. Игроки тоже оценили эту инди-разработку — только через Steam создателям удалось реализовать более 4,5 миллиона копий.

Почему эта, казалось бы, максимально простая игра смогла произвести такой фурор?

Слишком похоже на правду

Именно эта атмосфера — ощущение страшного реализма, вычитываемого в биографиях, получаемого из коротких радионовостей или слухов, — и смогла растопить сердца миллионов игроков по всему миру.

Играя в This War of Mine, начинаешь представлять, насколько близки нам эти персонажи. Ведь стоит признаться самим себе, что, скорее всего, из нас получатся такие же нонкомбатанты, озабоченные собственным выживанием. А вовсе не чудесные супергерои, ‘ title=>способные и блокаду снять, и оцепление прорвать, и с одним магазином патронов до Нью-Йорка дойти.

Комбатанты там, к слову, тоже есть. Но это не мы. Подойти к блокпосту и выменять АКМ на самогон — бесценно.

This War of Mine не только превратилась в настольную игру — что происходит со многими удачными компьютерными играми, основанными на простых и свежих игровых механиках, — но и обзавелась большим количеством аддонов и дополнений.

В This War of Mine: The Little Ones появились дети. И играть вот в это — уже слишком сложно психологически. Легко представить, что на месте маленьких персонажей могут оказаться твои дети.

И если примерять лишения войны на себя — дело одно, то представить в блокаде своих детей, страдающих от голода и болезней, — совсем другое.

То, что This War of Mine оказала сильное влияние, доказывает и большое количество ролевых игр, проводимых страйкбольным сообществом на её основе. Одним из наиболее удачных воплощений можно назвать « Mil Sim: Район 4-32», в которой отыгрывается гражданская война в выдуманном государстве Белогория. При этом акцент сделан не на боевых действиях, а на симуляции жизни города, оказавшегося в кольце блокады. Тут есть и военные, и журналисты, и большое количество мирных жителей, желающих только одного — чтобы эта война закончилась. Введение в игру нонкомбатантов сделало её одновременно реалистичнее и жёстче. В 2020 году в мае состоится уже пятая игра по такому сценарию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector