Айны. Аборигены Японских островов
Айны. Аборигены Японских островов.
В русском японоведении принято считать, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. На острове Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка [нивхи?]. На островах Кюсю и Сикоку и на юге острова Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами. Взаимодействие происходило до V века. К VI-VII векам островное население восприняло культуру Кореи и Китая.
Значительное число географических названий на Японских островах восходит к айнскому языку.
На основании изложенных ниже сведений напрашивается вывод о следующей схеме заселения Японских островов и этно-языкового формирования айнов:
- Ранее 100 тысяч лет назад (возможно, уже 600 тыс. л. назад) — в Японии обитают какие-то палеоантропы или даже синантропы, чье былое присутствие явно проявляется в чертах лица некоторых японцев (прогнатизм, округлый подбородок).
- 100 000 лет назад [тогда это из первой, исчезнувшей, африканской волны] или, скорее всего, около 60 000 лет назад [из второй волны] — приход на Японскую дугу ( не отделённую от евразийского материка) первых мигрировавших из Африки Homo Sapiens австралоидного расового типа. Примерно в это же время или позже была заселена и Индонезия с Австралией — также связанные с материком.
Разделы страницы о происхождении айнов и языка айну:
- Древнейшая история Японии (100-12 тыс. лет до н.э.)
- Культура Дзёмон (6-5 тыс. лет до н.э.)
- Последняя миграционная волна на Японские острова (7-5 века до н.э.)
- Айну — этнический мост между Австралией и Камчаткой
- Статьи по истории айнов
Общие сведения о Курильско-Камчатских айнах и айнском языке
Происхождение айнов
Айны – аборигены Японии а также ряда соседних территорий, как-то: Нижнего Амура, Сахалина, Курильских островов и Камчатки. В период Дзёмон (13000 – 500 до н.э.) айны населяли все Японские острова, о чем, в частности, свидетельствует топонимика айнского происхождения обнаруживаемая в Западной Японии и на островах Рюкю 1 .
До недавнего времени айнский язык считался изолированным. Предпринимались попытки доказать родство айнского с такими семьями как: алтайская, австронезийская, австроазиатская. Однако, все они были совершенно безуспешными и наивными, потому что основывались почти исключительно на сравнении случайных списков лексики и производились с игнорированием того факта, что язык – это, прежде всего, набор структур, а не ворох лексем.
Однако в 2015 – 2016 годах при помощи метода корреляции глагольной грамматики было установлено, что айнский язык является дальним родственником сино-тибетской семьи, а также языков андаманских аборигенов 2 , то есть, все они составляют одну большую макросемью, которую условно можно назвать айнско-тибетско-андаманской.
Языки родственные этой макросемье также, вероятно, могут быть обнаружены среди хальмахерских и западнопапуасских.
Кроме того, какая-то реликтовая лексика, восходящая к айнско-андаманским языкам может иметься в языках оранг асли Малайзии и аэта на Филиппинах.
Также интересно отметить, что данные лингвистики коррелируют с данными генетики: различные субклады Y гаплогруппы D-M174 достаточно широко распространены у айнов, цянов, тибетцев, а также и у некоторых андаманских аборигенов.
Кроме того с данными лингвистики и популяционной генетики хорошо соотносятся данные культурной антропологии, например, сходство орнаментов на айнском текстиле и на бронзовых предметах культуры Шан-Инь 3 .
Таким образом, айны – это осколок некогда очень многочисленного населения заселявшего всю Восточную и Юго-Восточную Азию.
Курильско-Камчатские айны и их язык
Айны стали осваивать Курильские острова и южную часть Камчатки не позднее начала первого тысячелетия до нашей эры.
Курильские и камчатские айны составляли единую группу внутри айнской народности.
Основным занятием их была охота на морского зверя: это следует, например, из того, что в Курильско-Камчатском диалекте кит называется рика (в практической орфографии rika), что означет буквально «жир», «жирное мясо», в то время как в диалектах Хоккайдо кит в основном называется хумпэ (в орфографии hum-pe), что означет «шумное существо» (hum – «шум», «звук», pe – «существо»/«вещь»); по этим названиям явственно видно практическо-утилитарное восприятие кита на Курильских островах и Камчатке и, по большей части, созерцательно-отстраненное восприятие кита айнами Хоккайдо.
Вся топонимика Курильских островов, а также ряд названий юга Камчатки являются называниями айнского происхождения.
Рис. 1. Локация основных языков айнско-тибетско-андаманской семьи, генетические маркеры доказывающие связи популяций, а также перспективные направления поисков других языков родственных семье.
Так, например, Паратунка (в практической орфографии Paratunka – название реки и поселка известного своими горячими ключами (см. рис. 2) – композиция из следующих элементов: para – «быть широким», tun – «долина»/ «пространство», ka – «место» (долина реки представляет собой достаточно широкое ровное место, что, несомненно, вызывало удивление айнов, потому что большие равнины достаточно редки в местностях, где жили/живут айны).
Другой пример – Лопатка – название самого южного мыса Камчатки – композиция следующих элементов: ru/tru «путь» + o «выдаваться»/«простираться» + pa/pake «голова» + ka «место», таким образом, можно предположить, что изначально называние звучало как Труопакка, (в практической орфографии Truopakka) что можно перевести как «мыс простирающийся в направлении пути», «мыс показывающий путь».
Также само название Камчатка, похоже, является словом айнского происхождения, поскольку в нем в финальной позиции виден тот же компонент ka, что и в проанализированных выше топонимах; судя по всему слово Камчатка состоит из следующих элементов: kam «простираться» + cak «взрываться» + ka «место» таким образом, изначально топоним, вероятно, выглядел как Kamcakka и означал «простирающаяся [и] взрывающаяся местность».
Рис. 2. Южная часть полуострова Камчатка и близлежащие территории
Это говорит о том, что на Северных Курилах жили точно такие же айны, как и на Южных, то есть, Курильские и Камчатские айны составляют одну группу внутри айнской народности. При этом айны Южных Курил больше общались с айнами Хоккайдо, а айны Северных и Центральных Курил с айнами Камчатки.
На Камчатке айны оказали определенное влияние на ительменов. Так, например, духи гор и горячих ключей назывались гамулы/камулы, это слово очень напоминает айнское слово камуй 4 , и очень вероятно, что оно ительменское слово происходит от айнского.
Айнский язык существует в виде набора диалектов, и хотя они все в достаточной степени взаимопонимаемы, но все-таки можно говорить о трех группах диалектов: диалектах Хоккайдо, диалекте Сахалина и Курильско-Камчатском диалекте.
Курильско-Камчастский диалект является наименее описанным айнским диалектом, менее всего данных по грамматике.
Основными источниками сведений о курильско-камчатском диалекте айнского языка являются словари С. П. Крашенинникова и Б. Дыбовского.
Список слов, составленный Крашенинниковым, представляет собой наиболее ранний материал по диалекту, а материал Дыбовского является самой поздней 5 записью диалекта, перед тем как он вышел из регулярного употребления.
Оба источника в основном отражают лексику диалекта. Однако, эти два источника суть не просто обычные словари, поскольку помимо лексики они дают некоторую информацию о грамматике. В этих словарях зачастую даются не просто отдельные лексемы, а целые фразы или слова с грамматическими показателями, что позволяет сделать вывод о близости камчатского айнского к определенной диалектной группе и реконструировать его грамматическую систему.
В целом Курильско-Камчатский диалект близок диалектам восточного Хоккайдо (подробнее об этом см. первый урок).
Некоторые характерные особенности айнского языка
В айнском языке у существительных нет падежей, то что в русском языке выражается при помощи падежей, в айнском выражается при помощи послелогов или специальных глагольных префиксов. Также в айнском нет грамматичексого рода, кроме того, число существительных обычно никак не выражается.
В айнском языке во всех предложениях существует строгий порядок слов: подлежащее дополнение сказуемое, глагол всегда замыкает предложение. В вопросительных предложениях порядок слов также не меняется. Грамматика существительного в айнском языке развита меньше, чем грамматика глагола. Глагол является основной частью речи в айнском языке. В предложении все кроме глагола является, по большому счету, факультативным, потому что в глаголе выражается вся необходимая грамматическая информация.
В айнском языке достаточно широко распространено такое явление как конверсия, то есть, материально совершенно одинаковые слова могут быть как глаголами так и существительными.
Определение всегда предшествует определяемому.
Прилагательные в айнском языке являются глаголами.
Сложноподчиненные предложения имеют структуру обратную привычной, то есть, например, не «я думаю, что будет хорошая погода», а «погода будет хорошей, я думаю».
Все времена, виды, модальности и наклонения выражаются аналитически (при помощи специальных служебных слов).
Древнейший народ Японских островов в эру Интернета
12 июля в Японии на острове Хоккайдо в городе Сираои откроется Национальный музей и парк айнов. Народ айну – это древнейшее население Японских островов, их численность составляет около 25 тыс. человек, а их язык считается вымирающим. В связи с этим в прошлом году в Японии вступил в силу закон, который признает айнов коренным народом, а также предусматривает оказание финансовой помощи с целью сохранения его культуры и традиций.
По словам Тадаши Като, лидера Ассоциации айнов Хоккайдо, этот закон «отмечает отправную точку новой эры». Музейному комплексу дано название «Упопой», что на языке айнов означает «пение вместе». Упопой был создан с целью образования динамично развивающегося общества будущего с богатым и разнообразным культурным наследием, в котором нет места дискриминации. В музее представлено 700 ценных исторических экспонатов, в том числе предметы домашнего обихода и ремесла, традиционная народная одежда и украшенные чучела медведей. Кроме того, на открытой площадке в парке исполняются традиционные песни и танцы айнов. В настоящее время ведется подготовка к официальному открытию объекта, включая меры по предотвращению заражения COVID -19.
История уникального народа
Айны, возможно, являются самым древним народом Восточной Азии. Они появились на Японских островах около 13 тыс. лет до н. э. Ученые до сих пор не имеют ответа о происхождении айнов. Существует теория, что они связаны с северными народами. По более аргументированной теории, айны родственны жителям Юго-Восточной Азии.
Мужчины народа айну носили длинные волосы и густые бороды и никогда не брились. Женщины-айну выделялись татуировками на лице, которые напоминали улыбку. Согласно традиции, татуировка являлась частью ритуала защиты женщин от злых духов, попадающих к ним через рот. В XIX веке такие татуировки были запрещены японскими властями, но некоторые айны продолжали делать их тайно. Последняя женщина с такой татуировкой умерла в 1998 году. Сейчас некоторые девушки-айны наносят временную татуировку во время праздников.
Долгое время айны жили охотой, рыбалкой и собирательством. У них были свои особые жилища, называемые чисэ. Чисэ — это большая хижина, крытая тростником, размером до 35 квадратных метров.
К концу XIX столетия японцы стали расширять территорию своего государства, захватывая земли айнов. Они принесли аборигенам цивилизацию, построили для них школы и больницы, запретили все жестокие ритуалы, при этом освободив от уплаты налогов. Но в результате народ, существовавший тысячи лет, почти утратил свои культурные особенности и оказался на грани полного исчезновения.
Возрождение культуры айнов
Ситуация изменилась в XXI веке, когда правительство признало айнов коренным народом Японии и призвало граждан прекратить любую дискриминацию. Теперь представители исчезающего народа стараются восстановить свою культурную самобытность. У них даже есть собственный флаг: синий фон представляет небо и море; белый лук символизирует снег; красная стрела изображает яд, который когда-то использовался айнами для нападения на врагов.
Язык айну – это языковой изолят, то есть он не связан ни с каким другим известным языком, что делает его уникальным и сложным. В 1972 году только 14 человек могли говорить на айнском языке достаточно хорошо, чтобы научить этому. Для его сохранения с 1997 года началось издание единственного журнала на айнском языке «Айну таймудзу», а в этом году появилась возможность изучать язык айнов через мобильное приложение Drops .
Также с культурой айнов можно познакомиться через Интернет. Девушка-айну по имени Майя Секине ведет YouTube -канал «Сито», название которого происходит от айнской разновидности пельменей, именуемых «сито». В своих видео она рассказывает зрителям о том, как произносить фразы из повседневной жизни на языке айну. Кроме того Майя знакомит свою аудиторию с традиционными песнями айнов и их национальной кухней.
Секине родилась на Хоккайдо в районе Нибутани в городе Биратори, где живут многие айны. Она изучала родной язык с юных лет и дважды была удостоена первого места на речевых конкурсах айнов в начальной школе. В конце концов она почувствовала себя подавленной ожиданиями, которые возлагали на нее соплеменники, надеявшиеся, что девочка сыграет центральную роль в возрождении айнской культуры. Майе было не по себе от того, что она выделялась своими способностями, поэтому она покинула Биратори еще в школьные годы и решила скрывать свое происхождение.
Позже девушка стала все больше задумываться о своих корнях и наконец, уже учась в университете, она открыла окружающим свою национальность и начала проводить языковые занятия. Ее друзья не были обременены предрассудками и искренне интересовались ее национальной культурой. Однажды ей сказали: «Было бы неплохо, если бы у тебя было больше возможностей для распространения культуры айнов». Это привело Майю на YouTube .
Прошел год с тех пор, как студентка запустила свой канал. У нее появилась возможность изучить взгляды айнов на религию и природу, когда зрители задавали ей вопросы на эти темы. Она научилась готовить блюда из горных овощей и делать особую айнскую вышивку. Девушка также давала уроки айнского языка по радио. Чем больше она узнает о традициях своих предков, тем больше она хочет поделиться ими с другими. «Я не являюсь активистом и не обладаю большой властью, но я хочу, чтобы люди знали, что среди нас сегодня все еще живут айны», — говорит Майя.
Айны и японцы
Айнам необходимо сберечь свою культуру, но выполнению этой задачи мешают две основные проблемы: бедность и недостаток образования. Многие дети вынуждены бросать школу из-за того, что в семье не хватает денег. Однако в этой сфере ситуация постепенно улучшается. Так, по данным периодических опросов, проводимых правительством префектуры Хоккайдо, доля респондентов-айнов получивших социальное обеспечение в 1,1 раза превышала средний показатель по стране в 2017 году. Однако тот же опрос показал, что только 33 % айнов получили высшее образование.
Большой проблемой для айнов является дискриминация. В школах они подвергаются травле, их сложнее устроиться на хорошую работу, трудно вступать в брак с представителями других народов. Несмотря на это, консервативно настроенные японцы не желают признавать существование такой проблемы в своей стране.
Девушка на демонстрации Black Lives Matter в Токио
Дабы привлечь внимание к бедам притесняемых социальных групп 14 июня неравнодушные граждане прошли маршем через центральные районы Токио, скандируя лозунги интернационального движения Black Lives Matter , направленные против шовинизма.
«Маргинализованные группы в Японии особенно уязвимы, потому что в Японии нет закона, запрещающего дискриминацию по признаку расы, этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В целом общественность недостаточно осведомлена о том, что такое дискриминация, и практически не существует систем, которые помогали бы жертвам, ищущим помощи или правосудия», — пишет Теппеи Касаи, сотрудник правозащитной организации Human Rights Watch .
Демонстранты BLM в Токио
Тем не менее есть и толерантные японцы, которые занимаются активным распространением айнской культуры за пределами страны. Так в 2014 году художник Сатору Нода создал серию комиксов « Golden Kamuy », в которой подробно рассказывается о языке и культуре айнов.
Манга была переведена на английский, китайский, французский, итальянский и испанский языки. С 2018 года на японском телевидении транслируется одноименный анимационный сериал. Аниме стало настолько популярным, что предприятия Хоккайдо начали использовать его персонажей для продвижения местных продуктов, таких как пиво и шоколадные напитки. Туристическая организация Хоккайдо также запустила рекламную акцию в сотрудничестве со студией, которая производит телесериал. « Golden Kamuy » чрезвычайно стимулировал интерес молодежи к айнам. Как и YouTube аниме может сыграть большую роль в возрождении культуры и языка айнов.
За свою тысячелетнюю историю айны пережили множество разных событий, одерживали победы и терпели поражения, веками подвергались гонениям, почти исчезли, но сейчас они переживают подлинный национальный ренессанс. Конечно, этот древний народ сталкивается со множеством проблем каждый день, но все они вполне разрешимы. Айны действуют не одни, друзья-японцы оказывают им огромную поддержку в их великом деле, и вместе они обязательно приведут богатую айнскую культуру к настоящему процветанию.
Экзотика для туристов
Сегодня айны, проживающие в Японии, являются, скорее, элементом экзотики, нежели самостоятельным народом. Конечно, такого жесткого притеснения по отношению к ним уже давно нет, но и о каких-то правах здесь говорить не приходится.
«Японские правящие круги пытаются создать видимость того, что они заботятся о сохранности этого этноса, предоставляют айнам какую-то культурную автономию, поддерживают их традиционную культуру, обычаи, навыки и так далее. Но фактически никакой роли в политической и социальной жизни айну не играют. Этот жест, который направлен на принятие закона об айну, – чисто политический, он особого значения иметь не будет. А в России это тоже, по-моему, чисто популистский шаг», – считает Кистанов.
Однако стоит отметить, что с русскими у айнов сложились куда более благоприятные отношения, нежели с японцами. К примеру, многие курильские айны овладели русским языком и даже приняли православие. Несмотря на некоторые конфликты с казаками, в частности, из-за сбора податей, русские колониальные порядки были гораздо мягче японских. Россияне не требовали, чтобы айны кардинально меняли свой образ жизни, позволяли им заниматься своими традиционными промыслами и не заставляли быть рабами. Таким образом, обрусевшие айны не вырывались из своей естественной среды.
Современные японские айны тоже живут свободно, но всерьез их никто не воспринимает. Сами айны зачастую знают о своей культуре меньше, чем антропологи – многовековая дискриминация оставила свой неумолимый след. То, что сейчас в Японии называют культурой айнов, фактически поставлено на службу японскому туризму. К примеру, широко распространен бренд «айны и медведи»: почти в каждой сувенирной лавке на Хоккайдо иностранцам предлагают купить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева представителями айну. Но на самом деле у айнов всегда действовало табу на вырезание статуэток, изображающих это животное. А это новомодное ремесло, по словам исследователей, среди них внедрили японцы, которые, в свою очередь, заимствовали его в Швейцарии в 1920-х годах.
Фото: Козлов Сергей/ТАСС
По мнению Валерия Кистанова, даже если сейчас айнов признают в Японии коренным народом, от этого отношение к ним не станет лучше. И, даже несмотря на то, что японцы всегда очень ценили этническую однородность своего государства, их вряд ли встревожит наличие «новых» коренных жителей неяпонского происхождения.
«Это никак не будет способствовать размыванию японского этноса. Действительно, про японцев говорят, что это гомогенная нация: 90 с лишним процентов населения – это чисто японцы. Но ведь есть еще жители Окинавы, которая когда-то была самостоятельным государством. Еще в XV веке Окинава попала под влияние Китая, а в 1879 году была присоединена к Японии вместе с островами Рюкю. Сейчас Окинава считается территорией Японии, но там проживают ее исконные жители. Они, как и айны, имеют свою культуру, свой язык, свои обычаи, но это тоже уже, скорее, экзотика. Окинавцы даже внешне немного отличаются от японцев, но при этом уже давно считают себя японцами. Никакого сепаратизма там нет, и никакого влияния на политическую и социальную жизнь Японии окинавцы не оказывают, а айну – тем более. И этот закон о признании айнов коренным народом сейчас направлен на то, чтобы показать миру, насколько Япония цивилизованная страна, и как она заботится о своих национальных меньшинствах», – отмечает ученый.
Хочется верить, что те «крохи», которые остались от народа айну, все-таки сумеют сохранить хотя бы частичку той уникальной древней культуры, которая прорастала на Японских островах в течение тысячелетий. Остается надежда на антропологов и этнографов, которые скрупулезно изучают жизнь этого удивительного народа и собирают истории об айну, чтобы те совсем не исчезли с лица земли.
Еще больше интересного о курильских айнах можно узнать из документального фильма «Курилы. Жизнь на краю света», который телеканал «МИР» снял при поддержке «Русского географического общества». Картина повествует о жизни и быте коренных жителей Курил, об их уникальной культуре и языке, не относящемся ни к одной языковой семье.
Айны. Аборигены Японских островов
Радио тысячи холмов
Правила поведения при ЧС: Обстрел конвенциональным оружием
Кто такие айны?
Не все знают, что японцы отнюдь не являются аборигенами Японских островов. Задолго до их появления архипелаг населяли айны, загадочное племя, вызывающее в научном мире кучу споров. Белокожие, никак не узкоглазые (а мужчины еще и с «повышенной волосатостью») уже одним своим внешним видом айны разительно отличаются от японцев, китайцев, корейцев и прочих монголоидов, живущих по соседству. Айны явно не монголоиды. Внешне они похожи не то на жителей Океании, не то на европейцев.
Основные гипотезы относительно происхождения айнов сводятся к следующему:
- Айны родственны европеоидам (в незапамятные времена перекочевали через всю Азию);
- Айны родственны жителям Океании и приплыли на Японские острова с Юга;
- Айны родственны палеоазиатским народам и явились на Японские острова с Севера или из Сибири.
Различия между японцами и айнами
Появившись на Японских островах около 13 тысяч лет назад, айны создали неолитическую культуру Дзёмон. Они населяли не только Японские острова, но, также и южную часть Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.
Если внешность айнов указывает на то, что между ними и японцами нет ничего общего, то их образ жизни отличается от образа жизни японцев (предки которых переселились на острова с территории Китая) еще более разительным образом.
Японцы издревле занимались возделыванием риса. Именно оттуда берут начало их коллективизм, запредельная работоспособность, стремление не выделяться из коллектива, а быть «как все». Айны – люди совершенно иного склада. Коллективизма, при котором личные качества отдельно взятого человека нивелируются, растворяясь в общей массе, а сам человек становится своеобразным «винтиком» системы, у айнов нет и близко. Айнов с детства приучали брать ответственность на себя, им с детства прививали смелость и уверенность в себе – качества, необходимые охотнику. Земледелием айны не занимались вообще, а, вместо этого кормились за счет охоты, собирательства и рыбной ловли. Какой там рис! Айны вообще не знали, что это такое. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. Моллюсков они поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин.
Учитывая такой образ жизни, для айнов было жизненно необходимо сохранять природное равновесие, не допуская демографических взрывов. Крупных поселений у айнов никогда не существовало. Поселки айнов были удалены друг от друга (чтобы никто никому не мешал), по этой же причине еще в древности айны заселили все острова японского архипелага.
Противостояние народов
Но вот, когда на Японские острова стали прибывать переселенцы из Юго-Восточной Азии и Китая, а затем несколько племен из Центральной Азии, природное равновесие оказалось нарушено. Земледелие (а производство риса в особенности) позволяет производить огромное количество пищи на ограниченном участке территории. Потому колонисты стремительно размножались. Айны были вынуждены потесниться и уйти на север – остров Хоккайдо, Сахалин, Камчатка, Курильские острова. Но, японцы достали их и там. Впрочем, айны тоже не собирались уступать свою территорию. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай и северная часть острова Хонсю (главного японского острова) была очень плохо освоена японцами.
Все это время (примерно полторы тясячелетия) между айнами и японцами шли постоянные войны.
Вот так описывает айнов одна из японских хроник.
«Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах (на деревьях). Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато»
Айнов было намного меньше, но, каждый их воин стоил нескольких десятков японских. Долгое время японцы проигрывали, но, в конце концов, задавили айнов численностью, а также, при помощи таких «запрещенных приемов», как подкуп вождей. Японцы подкупали айнских вождей, награждали их титулами. Но, все равно, дело продвигалось медленно. Дабы ускорить процесс, японские правители пошли на крайние меры. Они вооружали переселенцев, уходивших на север.
Таким образом, зародился класс самураев – служилое дворянство, впоследствии ставшее своего рода визитной карточкой Страны Восходящего Солнца. Но, надо сказать, что очень и очень многое, включая стратегию, тактику, боевые приемы и традиции, самураи переняли от своих заклятых соперников – айнов. На острове Хонсю уцелевшие айны были ассимилированы японцами. Правда, некоторые из них перебрались на самый северный из Японских островов, Хоккайдо (сами японцы называли его Эзо, то есть, «дикий», «земля варваров»)
Только в середине XV века крупному феодалу Такэде Нобухиро удалось основать первое укрепленное поселение на Хоккайдо. Еще два с лишним столетия ушло на то, чтобы завоевать и этот остров, и только в 1669-м году сопротивление айнов было сломлено. Сказало свое веское слово огнестрельное оружие, поставляемое японским правителям европейцами.
Дальнейшая судьба айнов трагична. Японцы фактически превратили их в рабов. Отбирали рыболовецкие снасти, собак, запрещали охотиться. В настоящее время айнов осталось не более 25 тысяч. Но и теперь они сохраняют свою самобытность.
Культура айнов
Айнский пантеон богов главным образом, состоит из «камуи» – духов разных животных, таких, как медведь, касатка, змея, орел, а также мифических персонажей, таких, как Айойна, создатель и учитель айнов. а также «унти-камуи» — женское божество, богиня очага, к которой, в отличие от других божеств, люди могут обращаться непосредственно.
До конца XIX века у айны приносили в жертву специально выращеного медведя, которого до этого одна из женщин общины несколько лет вскармливала грудью. На это мероприятие старались пригласить как можно больше гостей, а после ритуального убийства голову медведя помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух. Каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, передаваемой по кругу, что символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.
Но, самым великим духом айны считали Небесного змея. Его чтили и боялись одновременно. Данный культ имеет общие черты с религиозными верованиями аборигенов Австралии и Микронезии, жителей Суматры, Калимантана, Тайваня и Филиппин. Айны никогда не убивают змей, поскольку считают, что, обитающий в теле змеи, злой дух, после убийства змеи покинет её тело и переселится в тело убийцы. Кроме того, айны верят, что змея может заползти спящему человеку в рот и овладеть его разумом, в результате чего несчастный сойдет с ума.
Особое место в обрядах айнов занимают так называемые «инау». Так айны называют самые различные предметы, которые практически невозможно объединить общим происхождением. В разных случаях им даются разные объяснения. Большинство «инау» сделаны руками человека и украшены пучками длинных стружек. «Инау» – своего рода, посредники, «помогающие» айнам «договариваться» с богами.
Интересный момент: спиральный орнамент, очень распространенный у айнов, также широко распространен у маори, жителей Новой Зеландии, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура, а также многих народностей Океании. (Кстати, спираль – ничто иное, как изображение змеи). Вряд ли это может являться случайным совпадением и, скорее всего, между этими народами имели место определенные контакты. Но, откуда берет начало эта спираль? Кто первым стал применять спиральный орнамент, а кто перенял его и сделал своим?
Вообще, искусство айнов, их песни, танцы, сказания, орнамент, резьба по кости и деревянная скульптура удивительно красивы и талантливы, тем более, для народа, долгое время жившего в изоляции.
К началу новой эры айны по своему развитию пребывали в стадии неолита, но, тем не менее, культура айнов оказала огромное влияние на культуру их завоевателей и могильщиков японцев. Айнские элементы легли как в основу синтоизма – древней религии Страны Восходящего Солнца, так и в формировании сословия самураев.
Кто такие айны и почему их существование в России скрывают
Они старше египтян и шумеров и все еще живут на нашем Дальнем Востоке. Но их существование отрицается уже несколько веков.
Две женщины стоят напротив друга друга в традиционных костюмах. У одной в руках темный карандаш для глаз, которым она пытается нарисовать себе что-то похожее на «улыбку Джокера» из саги о Бэтмене.
«Ася, делай вот так…», – говорит одна другой на русском, показывая пальцами, как надо — от одной щеки до другой. Вторая подчиняется. Черный карандаш оставляет угольный след на щеках и поверх губ.
«Во, настоящая айну!», – говорит первая удовлетворенно.
Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов – древнейшего народа, когда-то населявшего огромные территории берегов Тихого океана, включая современную Японию, Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки. Теперь их всего, по официальным данным, 25 тысяч в Японии и несколько десятков человек – в России.
В России про айнов знают немного. Эти факты можно пересчитать на пальцах одной руки: айны жили на Дальнем Востоке; айны всю свою долгую историю были кем-то гонимы; и, наконец, айны как этнос в России исчезли – их вычеркнули из официального списка этнических групп в 1979 год. На этом перечень общеизвестных фактов заканчивается.
Вот только айны в России есть. Эти две женщины, которых засняла на видео русский этнограф с Дальнего Востока, с любопытством смотрят на хижины в резервации, каких в России нет, но стеснительно говорят на английском айну с Хоккайдо, что знают, как правильно делать запАх костюма. Этому их учить не нужно.
Улыбающиеся женщины, очень волосатые мужчины
«Улыбка Джокера» – это татуировка губ, отличительная черта женщин-айнов. Ее начинали «набивать» с семи лет: делали надрезы уголков губ церемониальным ножом и втирали в порезы уголь. Каждый год добавляли по несколько линий, а завершал «улыбку» жених во время свадьбы. Татуировки были так же на руках, причем, только у женщин.
Сейчас так уже не делают. Разве что, карандашом и по большим праздникам. Последняя татуированная по всем канонам женщина айну умерла в 1998 году в Японии.
Мужчин отличала повышенная волосатость на лице. Длинные усы, например, приходилось придерживать специальными палочками во время еды. О том, что есть такой «волосатый» народ писалось еще в древнекитайском трактате за два века до н.э. Русский же исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 18 веке прозвал айнов «шерстяными курильцами». Все из-за их мужчин.
Есть еще кое-что любопытное: айны изначально выглядели больше как европейцы, нежели чем азиаты. Тот же Крашенинников и другие первые русские исследователи описывали их похожими на русских крестьян со смуглой кожей или на цыган, но никак не на японцев, китайцев или монгол. Почему так – следует искать в происхождении айнов. Но в их случае одна тайна порождает другую: никто не знает, откуда они взялись.
Неизвестная раса
Айнам насчитывают 15 тысяч лет – это больше, чем шумерам или египтянам. Поэтому некоторые говорят, что это не народ, а целая «айнская раса».
О происхождении айнов есть две теории. Первая это «северный вариант» – что айны пришли с северных земель, которые позже населили монголы и китайцы. Второй – что их предки из Полинезии, потому что с жителями Океании у айнов много сходств в одежде, ритуалах, религии и татуировках.
Что известно наверняка – айны были первыми аборигенами Японских островов, хотя в самой Японии этот факт не очень любили и пытались скрыть. С айнами у японцев давняя вражда за территории. Аборигены предсказуемо проигрывали один бой за другим, так как никогда не имели никакой государственности и армии, и все больше вытеснялись с островов на север. Хотя еще в средние века Япония была наполовину заселена айнами.
«Трагедия моего народа сопоставима разве что с трагедией коренных жителей Северной Америки – индейцев», – говорит теперь Алексей Накамура, председатель общины камчатских айнов. Впрочем, не только Япония изгоняла айнов.
Вычеркнуть из истории
В Российской империи им запрещалось называть себя народом айну, так как японцы заявляли, что все земли, на которых живут айны, являются частью Японии. Айны же, в свою очередь, жили как на островах во владении Японией, так и на тех, что были во владении России.
В какой-то момент признавать себя айну вообще стало стыдно и просто опасно – многие ассимилировались, говорили на русском и были православными. Правда, в глазах коммунистов айны были уже именно японцами – из-за смешения кровей азиатских черт у них стало больше. «Так и получилось, что в России мы японцы, в Японии мы русские», – рассказывает Алексей Накамура, человек с русским именем и японской фамилией.
Фамилий у айнов исторически не было – их давали им русские или японцы, а некоторые и сами потом брали славянские фамилии. Многие сделали это во времена сталинских репрессий: органы НКВД отказали им в советском гражданстве, а из-за связи с японцами повально обвиняли в шпионаже, вредительстве и сотрудничестве с милитаристской Японией, ссылая в лагеря.
«После Второй мировой войны об айнах было не принято упоминать нигде. Был секретный приказ Главлита (это орган цензуры), который так и назывался – О запрещении упоминания народности айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов. Когда Япония капитулировала, в 1946 году встал вопрос о репатриации японского населения с российских территорий. «Айны как бывшие подданные империи не рассматривались. Их считали подданными Японии», – говорит Костанов. Вот как почти все айны оказались на Хоккайдо.
Настоящее
В 2010 году, во время всероссийской переписи, айнами себя назвали 109 человека. Но записаны айнами по настоянию правительства Камчатского края они снова не были . Спустя пять лет айны зарегистрировались в качестве некоммерческой организации, но суд ее ликвидировал. Причина? Официально никаких айнов не существует.
«Это значит, что у нас нет права ловить рыбу или заниматься охотой, как у других малых народностей. Если мы выходим в море на маломерном судне – мы браконьеры. За это огромный штраф», – говорит Накамура.
На Хоккайдо есть корпорация «Утари» – это учебные культурные центры айнов, 55 отделений. У айнов в России нет ничего. Все учебники на английском или японском, привезенные из-за рубежа. «Мы пытались с ними сотрудничать, но потом отказались. Всегда возникает вопрос по Курильским островам, чтобы мы политизировались и высказались», – вспоминает он.
Но политизироваться айны не очень хотят. Говорить много про свою идентичность, кажется, тоже. В России, согласно статистическому докладу «Японские диаспоры за рубежом», проживает 2134 японца, и у некоторых из них также айнское происхождение, однако указывают они себя как японцы – это дает им безвизовый въезд в Японию. Тех, кому признание нужно, осталось так мало, что вспоминают о них только этнографы-исследователи. Накамура сказал, что это, наверное, последнее интервью, которое он дает: «Потому что мы никому не нужны».
Древнейший народ Японских островов в эру Интернета
12 июля в Японии на острове Хоккайдо в городе Сираои откроется Национальный музей и парк айнов. Народ айну – это древнейшее население Японских островов, их численность составляет около 25 тыс. человек, а их язык считается вымирающим. В связи с этим в прошлом году в Японии вступил в силу закон, который признает айнов коренным народом, а также предусматривает оказание финансовой помощи с целью сохранения его культуры и традиций.
По словам Тадаши Като, лидера Ассоциации айнов Хоккайдо, этот закон «отмечает отправную точку новой эры». Музейному комплексу дано название «Упопой», что на языке айнов означает «пение вместе». Упопой был создан с целью образования динамично развивающегося общества будущего с богатым и разнообразным культурным наследием, в котором нет места дискриминации. В музее представлено 700 ценных исторических экспонатов, в том числе предметы домашнего обихода и ремесла, традиционная народная одежда и украшенные чучела медведей. Кроме того, на открытой площадке в парке исполняются традиционные песни и танцы айнов. В настоящее время ведется подготовка к официальному открытию объекта, включая меры по предотвращению заражения COVID -19.
История уникального народа
Айны, возможно, являются самым древним народом Восточной Азии. Они появились на Японских островах около 13 тыс. лет до н. э. Ученые до сих пор не имеют ответа о происхождении айнов. Существует теория, что они связаны с северными народами. По более аргументированной теории, айны родственны жителям Юго-Восточной Азии.
Мужчины народа айну носили длинные волосы и густые бороды и никогда не брились. Женщины-айну выделялись татуировками на лице, которые напоминали улыбку. Согласно традиции, татуировка являлась частью ритуала защиты женщин от злых духов, попадающих к ним через рот. В XIX веке такие татуировки были запрещены японскими властями, но некоторые айны продолжали делать их тайно. Последняя женщина с такой татуировкой умерла в 1998 году. Сейчас некоторые девушки-айны наносят временную татуировку во время праздников.
Долгое время айны жили охотой, рыбалкой и собирательством. У них были свои особые жилища, называемые чисэ. Чисэ — это большая хижина, крытая тростником, размером до 35 квадратных метров.
К концу XIX столетия японцы стали расширять территорию своего государства, захватывая земли айнов. Они принесли аборигенам цивилизацию, построили для них школы и больницы, запретили все жестокие ритуалы, при этом освободив от уплаты налогов. Но в результате народ, существовавший тысячи лет, почти утратил свои культурные особенности и оказался на грани полного исчезновения.
Возрождение культуры айнов
Ситуация изменилась в XXI веке, когда правительство признало айнов коренным народом Японии и призвало граждан прекратить любую дискриминацию. Теперь представители исчезающего народа стараются восстановить свою культурную самобытность. У них даже есть собственный флаг: синий фон представляет небо и море; белый лук символизирует снег; красная стрела изображает яд, который когда-то использовался айнами для нападения на врагов.
Язык айну – это языковой изолят, то есть он не связан ни с каким другим известным языком, что делает его уникальным и сложным. В 1972 году только 14 человек могли говорить на айнском языке достаточно хорошо, чтобы научить этому. Для его сохранения с 1997 года началось издание единственного журнала на айнском языке «Айну таймудзу», а в этом году появилась возможность изучать язык айнов через мобильное приложение Drops .
Также с культурой айнов можно познакомиться через Интернет. Девушка-айну по имени Майя Секине ведет YouTube -канал «Сито», название которого происходит от айнской разновидности пельменей, именуемых «сито». В своих видео она рассказывает зрителям о том, как произносить фразы из повседневной жизни на языке айну. Кроме того Майя знакомит свою аудиторию с традиционными песнями айнов и их национальной кухней.
Секине родилась на Хоккайдо в районе Нибутани в городе Биратори, где живут многие айны. Она изучала родной язык с юных лет и дважды была удостоена первого места на речевых конкурсах айнов в начальной школе. В конце концов она почувствовала себя подавленной ожиданиями, которые возлагали на нее соплеменники, надеявшиеся, что девочка сыграет центральную роль в возрождении айнской культуры. Майе было не по себе от того, что она выделялась своими способностями, поэтому она покинула Биратори еще в школьные годы и решила скрывать свое происхождение.
Позже девушка стала все больше задумываться о своих корнях и наконец, уже учась в университете, она открыла окружающим свою национальность и начала проводить языковые занятия. Ее друзья не были обременены предрассудками и искренне интересовались ее национальной культурой. Однажды ей сказали: «Было бы неплохо, если бы у тебя было больше возможностей для распространения культуры айнов». Это привело Майю на YouTube .
Прошел год с тех пор, как студентка запустила свой канал. У нее появилась возможность изучить взгляды айнов на религию и природу, когда зрители задавали ей вопросы на эти темы. Она научилась готовить блюда из горных овощей и делать особую айнскую вышивку. Девушка также давала уроки айнского языка по радио. Чем больше она узнает о традициях своих предков, тем больше она хочет поделиться ими с другими. «Я не являюсь активистом и не обладаю большой властью, но я хочу, чтобы люди знали, что среди нас сегодня все еще живут айны», — говорит Майя.
Айны и японцы
Айнам необходимо сберечь свою культуру, но выполнению этой задачи мешают две основные проблемы: бедность и недостаток образования. Многие дети вынуждены бросать школу из-за того, что в семье не хватает денег. Однако в этой сфере ситуация постепенно улучшается. Так, по данным периодических опросов, проводимых правительством префектуры Хоккайдо, доля респондентов-айнов получивших социальное обеспечение в 1,1 раза превышала средний показатель по стране в 2017 году. Однако тот же опрос показал, что только 33 % айнов получили высшее образование.
Большой проблемой для айнов является дискриминация. В школах они подвергаются травле, их сложнее устроиться на хорошую работу, трудно вступать в брак с представителями других народов. Несмотря на это, консервативно настроенные японцы не желают признавать существование такой проблемы в своей стране.
Девушка на демонстрации Black Lives Matter в Токио
Дабы привлечь внимание к бедам притесняемых социальных групп 14 июня неравнодушные граждане прошли маршем через центральные районы Токио, скандируя лозунги интернационального движения Black Lives Matter , направленные против шовинизма.
«Маргинализованные группы в Японии особенно уязвимы, потому что в Японии нет закона, запрещающего дискриминацию по признаку расы, этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В целом общественность недостаточно осведомлена о том, что такое дискриминация, и практически не существует систем, которые помогали бы жертвам, ищущим помощи или правосудия», — пишет Теппеи Касаи, сотрудник правозащитной организации Human Rights Watch .
Демонстранты BLM в Токио
Тем не менее есть и толерантные японцы, которые занимаются активным распространением айнской культуры за пределами страны. Так в 2014 году художник Сатору Нода создал серию комиксов « Golden Kamuy », в которой подробно рассказывается о языке и культуре айнов.
Манга была переведена на английский, китайский, французский, итальянский и испанский языки. С 2018 года на японском телевидении транслируется одноименный анимационный сериал. Аниме стало настолько популярным, что предприятия Хоккайдо начали использовать его персонажей для продвижения местных продуктов, таких как пиво и шоколадные напитки. Туристическая организация Хоккайдо также запустила рекламную акцию в сотрудничестве со студией, которая производит телесериал. « Golden Kamuy » чрезвычайно стимулировал интерес молодежи к айнам. Как и YouTube аниме может сыграть большую роль в возрождении культуры и языка айнов.
За свою тысячелетнюю историю айны пережили множество разных событий, одерживали победы и терпели поражения, веками подвергались гонениям, почти исчезли, но сейчас они переживают подлинный национальный ренессанс. Конечно, этот древний народ сталкивается со множеством проблем каждый день, но все они вполне разрешимы. Айны действуют не одни, друзья-японцы оказывают им огромную поддержку в их великом деле, и вместе они обязательно приведут богатую айнскую культуру к настоящему процветанию.
Культура Дзёмон (6-5 тыс. лет до н.э.)
Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад , что подтверждает гипотезу японского этногенеза, которую выдвинул Ока Масао, так как по Ока эпоха Дзёмон началась именно около 8 — 7 тысяч лет назад . Очень возможно также и то, что айны, по крайней мере часть из них, прибыла на Японские острова не из Азии, а с островов Тихого Океана. Найланд утверждает, что айны не только совершали плавания на Аляску за оленьими шкурами , но и совершали еще более дальние путешествия [!]. [По расовому типу айны — светлые австралоиды, с самым значительным волосяным покровом ]
В местности Оомори было открыто древнее поселение, окруженное кучами раковин, которые, согласно легендам, оставляли жившие здесь когда-то люди-великаны. В ходе раскопок были обнаружены наконечники из камня для копий и стрел, ножи и скребки, также каменные, а еще великолепные сосуды из глины, украшенные веревочными оттисками – по-японски “дзёмон”. Наиболее известные памятники культуры, получившей это название – скульптуры из глины – догу и гончарные изделия. Найдены образцы керамики дзёмон возраст которых превышает 12 тысяч лет . Это одни из древнейших образцов глиняной посуды .
Возможно, айну генетически и по языку родственны народам мяо-яо (несколько лексических совпадений). Эти совпадения можно объяснить и древними австронезизмами. Как раз 9-8 тысячелетий назад от аустрического языка отделилась мяо-аустроазиатская ветвь, а от нее спустя 2 тысячелетия — ветвь мяо-яо, многие тысячелетия сохранявшая единство. Возможно, в миграции австронезийцев — основателей культуры Дзёмон принимали участие и часть народов мяо-яо.
Экзотика для туристов
Сегодня айны, проживающие в Японии, являются, скорее, элементом экзотики, нежели самостоятельным народом. Конечно, такого жесткого притеснения по отношению к ним уже давно нет, но и о каких-то правах здесь говорить не приходится.
«Японские правящие круги пытаются создать видимость того, что они заботятся о сохранности этого этноса, предоставляют айнам какую-то культурную автономию, поддерживают их традиционную культуру, обычаи, навыки и так далее. Но фактически никакой роли в политической и социальной жизни айну не играют. Этот жест, который направлен на принятие закона об айну, – чисто политический, он особого значения иметь не будет. А в России это тоже, по-моему, чисто популистский шаг», – считает Кистанов.
Однако стоит отметить, что с русскими у айнов сложились куда более благоприятные отношения, нежели с японцами. К примеру, многие курильские айны овладели русским языком и даже приняли православие. Несмотря на некоторые конфликты с казаками, в частности, из-за сбора податей, русские колониальные порядки были гораздо мягче японских. Россияне не требовали, чтобы айны кардинально меняли свой образ жизни, позволяли им заниматься своими традиционными промыслами и не заставляли быть рабами. Таким образом, обрусевшие айны не вырывались из своей естественной среды.
Современные японские айны тоже живут свободно, но всерьез их никто не воспринимает. Сами айны зачастую знают о своей культуре меньше, чем антропологи – многовековая дискриминация оставила свой неумолимый след. То, что сейчас в Японии называют культурой айнов, фактически поставлено на службу японскому туризму. К примеру, широко распространен бренд «айны и медведи»: почти в каждой сувенирной лавке на Хоккайдо иностранцам предлагают купить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева представителями айну. Но на самом деле у айнов всегда действовало табу на вырезание статуэток, изображающих это животное. А это новомодное ремесло, по словам исследователей, среди них внедрили японцы, которые, в свою очередь, заимствовали его в Швейцарии в 1920-х годах.
Фото: Козлов Сергей/ТАСС
По мнению Валерия Кистанова, даже если сейчас айнов признают в Японии коренным народом, от этого отношение к ним не станет лучше. И, даже несмотря на то, что японцы всегда очень ценили этническую однородность своего государства, их вряд ли встревожит наличие «новых» коренных жителей неяпонского происхождения.
«Это никак не будет способствовать размыванию японского этноса. Действительно, про японцев говорят, что это гомогенная нация: 90 с лишним процентов населения – это чисто японцы. Но ведь есть еще жители Окинавы, которая когда-то была самостоятельным государством. Еще в XV веке Окинава попала под влияние Китая, а в 1879 году была присоединена к Японии вместе с островами Рюкю. Сейчас Окинава считается территорией Японии, но там проживают ее исконные жители. Они, как и айны, имеют свою культуру, свой язык, свои обычаи, но это тоже уже, скорее, экзотика. Окинавцы даже внешне немного отличаются от японцев, но при этом уже давно считают себя японцами. Никакого сепаратизма там нет, и никакого влияния на политическую и социальную жизнь Японии окинавцы не оказывают, а айну – тем более. И этот закон о признании айнов коренным народом сейчас направлен на то, чтобы показать миру, насколько Япония цивилизованная страна, и как она заботится о своих национальных меньшинствах», – отмечает ученый.
Хочется верить, что те «крохи», которые остались от народа айну, все-таки сумеют сохранить хотя бы частичку той уникальной древней культуры, которая прорастала на Японских островах в течение тысячелетий. Остается надежда на антропологов и этнографов, которые скрупулезно изучают жизнь этого удивительного народа и собирают истории об айну, чтобы те совсем не исчезли с лица земли.
Еще больше интересного о курильских айнах можно узнать из документального фильма «Курилы. Жизнь на краю света», который телеканал «МИР» снял при поддержке «Русского географического общества». Картина повествует о жизни и быте коренных жителей Курил, об их уникальной культуре и языке, не относящемся ни к одной языковой семье.