13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первичные процессы переработки нефти на; НПЗ, ее фракционный состав и; устройство ректификационных колонн

Первичные процессы переработки нефти на НПЗ, ее фракционный состав и устройство ректификационных колонн

Нефть состоит из множества компонентов — фракций, — свойства, область применения и технологии переработки которых различны. Первичные процессы нефтеперерабатывающего производства позволяют выделить отдельные фракции, подготовив тем самым сырье для дальнейшего получения всем нам хорошо знакомых товарных продуктов — бензина, дизеля, керосина и многих других

Вся сырая нефть, поступившая на НПЗ, перед процессом переработки очищается от примесей – будь то газы, неорганические соединения, или подземные воды.

Для этого углеводороды отправляются на установки ЭЛОУ. Сырьё прогоняют на электродегидраторах для обезвоживания и обессоливания: данная процедура обеспечивает улучшение качество будущих нефтепродуктов, а также защищает технологическое оборудование от коррозии.

После очистки НПЗ приступают к первичной перегонке нефти. Она состоит из 2 ключевых процессов:

  • атмосферная перегонка
  • вакуумная дистилляция

С ЭЛОУ очищенная нефть для атмосферной перегонки направляется на установку АВТ. По пути нагреваясь, углеводороды поступают в ректификационные колонны. Внутри них расположены перегородки или по-другому тарелки, выступающие в роли фильтров.

В нижней части ректификационной колонны установки АВТ размещён подвод тепла, в верхней части – отвод тепла. За счёт этого температура внутри установки постепенно снижается от нижней части к верхней. Проходя через тарелки колонн, пары лёгких фракций поднимаются наверх, а тяжёлые углеводороды опускаются вниз.

Температура при атмосферной перегонке не должна превышать 360 °С, иначе ряд углеводородных соединений может потерять свои полезные свойства.

На этапе атмосферной перегонки нефти заводы получают бензин, керосин, лёгкое и тяжёлое дизельное топливо. С верхней части установки АВТ отводят бензиновые фракции, а керосин и дизель конденсируются и выводятся в других частях колонны.

ФракцияТемпература выкипания, °С
Бензин100-140
Керосин180-220
Дизельное топливо180-360
Мазутболее 360
Читать еще:  Художественный фильм «Калашников»: чего ожидать?

В нижней части ректификационной колонны скапливается остаточный продукт мазут, поскольку температура его кипения превышает 360 °С. Именно для него предусмотрена вакуумная дистилляция.

Дело в том, что в вакууме любая жидкость кипит при более низких температурах, поэтому мазут можно разделить ещё на несколько фракций: вакуумный газойль широкого фракционирования (350-500 °С), гудрон или узкие масляные дистиллянты.

Практически все НПЗ для первичной перегонки используют комплексные установки ЭЛОУ-АВТ. Они одновременно производят все процессы: обезвоживание и обессоливание, а также атмосферную и вакуумную перегонку.

Итак, после первичной перегонки нефтеперерабатывающие заводы получают нефтепродукты, которые ещё не в полной мере соответствуют товарной продукции. Для улучшения своих качественных свойств фракции отправляются на дальнейшую переработку.

От колонны к колонне

Ректификационная колонна — вертикальный цилиндр, внутри которого расположены специальные перегородки (тарелки или насадки). Пары нагретой нефти подаются в колонну и поднимаются вверх. Чем более легкие фракции испаряются, тем выше они поднимутся в колонне. Каждую тарелку, расположенную на определенной высоте, можно рассматривать как своего рода фильтр — в прошедших ее парах остается все меньшее количество тяжелых углеводородов. Часть паров, конденсировавшихся на определенной тарелке или не достигнув ее, стекает вниз. Эта жидкость, носящая название флегмы, встречается с поднимающимся паром, происходит теплообмен, в результате которого низкокипящие составляющие флегмы снова превращаются в пар и поднимаются вверх, а высококипящие составляющие пара конденсируются и стекают вниз с оставшейся флегмой. Таким образом удается достичь более точного разделения фракций. Чем выше ректификационная колонна и чем больше в ней тарелок, тем более узкие фракции можно получить. На современных НПЗ высота колонн превышает 50 м.

Простейшую атмосферную перегонку нефти можно провести путем обычного нагревания жидкости и дальнейшей конденсации паров. Весь отбор здесь заключается в том, что собирается конденсат паров, образовавшихся в разных интервалах температуры кипения: сначала выкипают и затем конденсируются легкие низкокипящие фракции, а затем средние и тяжелые высококипящие фракции углеводородов. Конечно, при таком способе говорить о разделении на узкие фракции не приходится, так как часть высококипящих фракций переходит в дистиллят, а часть низкокипящих не успевает испариться в своем температурном диапазоне. Чтобы получить более узкие фракции, применяют перегонку с ректификацией, для чего строят ректификационные колонны

Читать еще:  Выживание в обществе: Гражданская милиция

50
метров и больше может достигать высота ректификационных колонн на современных нпз

Отдельные фракции могут подвергаться и повторной атмосферной перегонке для разделения на более однородные компоненты. Так, из бензинов широкого фракционного состава получают бензольную, толуольную и ксилольную фракции — сырье для получения индивидуальных ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилола). Повторной перегонке и дополнительному разделению могут подвергать и дизельную фракцию.

Перегонка нефти на современных атмосферных установках может осуществляться как однократное испарение в одной ректификационной колонне, двукратное испарение в двух последовательно расположенных колоннах или перегонка с предварительным испарением легких фракций в колонне предварительного испарения.

Перегонка нефти на современных атмосферных установках и на атмосферных секциях комбинированных установок может осуществляться разными способами: как однократное испарение в одной ректификационной колонне, двукратное испарение в двух последовательно расположенных колоннах или перегонка с предварительным испарением легких фракций в колонне предварительного испарения. Так-же ректификационные колонны могут быть вакуумными, где конденсация паров происходит при минимальном давлении.

Фракции, кипящие при температуре свыше 360°C, при атмосферной перегонке (перегонке при атмосферном давлении) не отделяются, так как при более высокой температуре начинается их термическое разложение (крекинг): крупные молекулы распадаются на более мелкие и состав сырья меняется. Чтобы этого избежать, остаток атмосферной дистилляции (мазут) подвергают перегонке в вакуумной колонне. Так как в вакууме любая жидкость кипит при более низкой температуре, это позволяет разделить и более тяжелые составляющие. На этом этапе выделяются фракции смазочных масел, сырье для термического или каталитического крекинга, гудрон.

Перегонка нефти на современных атмосферных установках и на атмосферных секциях комбинированных установок может осуществляться разными способами: как однократное испарение в одной ректификационной колонне, двукратное испарение в двух последовательно расположенных колоннах или перегонка с предварительным испарением легких фракций в колонне предварительного испарения. Также ректификационные колонны могут быть вакуумными, где конденсация паров происходит при минимальном давлении.

Читать еще:  Гейб Суарез: Охота на террориста

Фракции, кипящие при температуре свыше 360°C, при атмосферной перегонке (перегонке при атмосферном давлении) не отделяются, так как при более высокой температуре начинается их термическое разложение (крекинг): крупные молекулы распадаются на более мелкие и состав сырья меняется. Чтобы этого избежать, остаток атмосферной дистилляции (мазут) подвергают перегонке в вакуумной колонне. Так как в вакууме любая жидкость кипит при более низкой температуре, это позволяет разделить и более тяжелые составляющие. На этом этапе выделяются фракции смазочных масел, сырье для термического или каталитического крекинга, гудрон.

В ходе первичной переработки получают разные виды сырья, которые затем будут подвергаться химическим преобразованиям в рамках вторичных процессов. У них уже привычные названия — бензин, керосин, дизель, — но они еще не соответствуют требованиям к товарным нефтепродуктам. Их дальнейшая трансформация необходима, чтобы улучшить потребительские качества, очистить, создать продукты с заданными характеристиками и повысить глубину переработки нефти.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: