3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водный мир: 10 фильмов о морях и океанах

Содержание

Водный мир: 10 фильмов о морях и океанах

Человек против беспощадной стихии.

Штормы, цунами, доисторические (и не только) акулы, бескрайние пространства и бездонная глубина: перед мощью океана человек представляется совершенно беспомощным, и тем больше восхищения вызывают люди, способные ему противостоять.

Все ленты доступны по промокоду 81812018 в онлайн-кинотеатре Okko.

«Волна»

Тектонический сдвиг вызывает обрушение горного массива, и к берегам Норвегии идет цунами. 80-метровая волна может уничтожить город за несколько минут. Жители не вняли предупреждениям дежурного геолога, пытавшегося вовремя сообщить о грядущей катастрофе, и теперь шансов на спасение почти не осталось. Фильм стал самым кассовой лентой 2015 года в Норвегии.

«Над глубиной: Хроника выживания»

Трое американских студентов, отдыхая в Австралии, решили пощекотать себе нервы экстремальным развлечением: понаблюдать с близкого расстояния за большой белой акулой во время глубоководного погружения в клетке. Однако что-то пошло не так, и приключение обернулось бедой: трое людей остались в открытом море наедине с существом, которое также называют акулой-людоедом, самым опасным для человека видом акул.

«И грянул шторм»

1952 год. Во время страшного урагана, бушующего вдоль восточного побережья США, терпит крушение нефтяной танкер с экипажем из тридцати двух человек. Береговая охрана предпринимает героические попытки спасти людей, имея в своем распоряжении лишь деревянную моторную лодку. Фильм основан на реальных событиях.

«Побеждая время»

Август 2005 года. К Новому Орлеану приближается ураган «Катрина». Люди спешно покидают город. Однако новорожденная дочь Пола сможет выжить, только оставаясь подключенной к аппарату, помогающему ей дышать. Пол отказывается от эвакуации и остается в опустевшей больнице, пытаясь спасти девочку самостоятельно, пока на город надвигается один из самых смертоносных ураганов в истории.

«Ледокол»

Драма Николая ХомерикиСелфи»). Ледокол «Михаил Громов» столкнулся у побережья Антарктиды с айсбергом и оказался в плену льдов. Капитана отстраняют, обвинив в случившемся, и из Ленинграда на вертолете прибывает новый, чьи действия приводят к конфликту внутри команды. Лента основана на реальных событиях: в 1985 году ледокол «Михаил Сомов» действительно оказался зажат во льдах, правда, происходило это полярной ночью, а не днем, как показано в фильме.

«Кон-Тики»

История легендарной экспедиции Тура Хейердала, которую он предпринял в 1947 году. Знаменитый путешественник хотел повторить путь предполагаемых переселенцев из Южной Америки в Полинезию, доказав таким образом свою теорию о том, что именно они стали предками современных полинезийцев. Тур Хейердал и его экипаж пересекли Тихий океан на плоту, за 101 день преодолев более 7000 километров.

«Белый шквал»

Основанная на реальных событиях драма Ридли СкоттаГладиатор», «Чужой») с Джеффом Бриджесом в главной роли. В 1960 году парусная бригантина «Альбатрос» с учениками Океанской академии на борту выходит в открытое море. На обратном пути они попадают в шторм, в котором не всем суждено выжить.

«Серфер души»

Спортивная драма, основанная на истории знаменитой серфингистки Беттани Хэмилтон. В юности во время катания на доске она стала жертвой акулы, которая откусила ей руку. После этого Беттани не только вернулась в профессиональный спорт, но и добилась больших успехов, заняв второе место на чемпионате мира среди юниоров.

«Черное море»

Уволенный капитан подводной лодки Робинсон (Джуд Лоу) получает предложение возглавить экспедицию по поиску немецкой подводной лодки, затонувшей в Черном море во время Второй мировой войны. Предположительно, лодка была нагружена золотом. Робинсон соглашается и, собрав команду из русских и британцев, отправляется в путь.

«Мег. Монстр глубины»

Экипаж глубоководного батискафа изучает впадину в Тихом океане, до сих пор остававшуюся полностью неисследованной. Внезапно батискаф атакует мегалодон – гигантская глубоководная акула, принадлежащая к виду, который считается вымершим. Батискаф поврежден; на помощь вызывают подводника Джонаса Тейлора (Джейсон Стэйтем), которому уже доводилось встречаться с «монстром глубины».

На этот фильм не действует промокод. FullHD-версия стоит 399 рублей, версия в SD-качестве 299 рублей. Покупка навсегда: приобретаете один раз и смотрите сколько угодно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Детство и юность

Родился будущий исследователь континентов и океанов на юге Норвегии, в коммуне Ларвик. Глава семьи варил пиво на собственной маленькой пивоварне, а мама, поклонница учения Чарльза Дарвина, работала в музее антропологии. Именно она пробудила в сыне интерес к исследованию мира во всем его многообразии.

Тур Хейердал в молодости

Парень с удовольствием погрузился в премудрости зоологии и даже открыл собственный «зоомузей» в комнатке, которую отец отвел сыну на пивоварне. Главным экспонатом музея стала гадюка. Зато водная стихия будущему мореплавателю внушала страх: в детстве и юности Тур Хейердал дважды взглянул в глаза смерти, едва не утонув.

Позже путешественник признался, что в 17 лет даже мысль о том, что он окажется в бушующем океане на самодельном судне, привела бы его в неописуемый ужас. Но в 22 Хейердал победил страх: упав в бурную реку, он выбрался на сушу и почувствовал, что преодолел стихию.

Тур Хейердал

В 1933 году 19-летний юноша стал студентом старейшего университета страны, расположившегося в столице. Как и планировал, поступил на естественно-географический факультет, где с головой погрузился в увлекательный мир науки.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».

Тур Хейердал

Тур Хейердал – один из величайших исследователей в истории. В 1947 году он пересек Тихий океан на плоту из бальсовых бревен под названием «Кон-Тики». Это была первая из его экспедиций, запечатленная на пленку, и впоследствии снятый фильм получил «Оскара» как лучший документальный фильм 1951 года. Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис», в ходе которых он стал широко известен как борец за защиту природы и мир на всей планете. Кроме того, он проводил важные археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме. В Музее Кон-Тики выставляются предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра-II».

6 октября 1914 г., Ларвик, Норвегия

18 апреля 2002 г., Колла Микери, Италия

Этнолог, археолог-экспериментатор и писатель

Лив Кушерон Торп (1936–1947)
Ивонн Дедекам-Симонсен (1949–1980)
Жаклин Бер (1991–2002)

Тур-мл. и Бьёрн (в браке с Лив)
Анетте, Мариан и Хелен Элизабет (в браке с Ивонн)

Норвежская Академия наук (1958); Нью-Йоркская Академия наук (1960); Американская антропологическая ассоциация (1966); Почётный член Норвежского географического общества (1953); Почётный член Географического общества Перу (1953); Почётный член Географического общества Бразилии (1954); Почётный член Королевского Антверпенского географического общества, Бельгия (1954); Почётный член Географического общества СССР, Москва (1964); Почётный член Болгарского географического общества, София (1972); Клуб исследователей, Нью-Йорк (1942); Всемирный фонд дикой природы; Зелёный крест (Член-основатель); Международный фонд миропонимания (Член-основатель); Движение за единый мир

ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА ОСЛО (1961); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1989); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА САН-МАРТИН (1991); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ТИХООКЕАНСКОГО ЛЮТЕРАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА МЭНА (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ЛАТВИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ЗАПАДНОГО УНИВЕРСИТЕТА (2011); МЕДАЛЬ АНДЕРСА РЕТЦИУСА (1950) И МЕДАЛЬ «ВЕГА» (1962), ШВЕДСКОЕ ОБЩЕСТВО АНТРОПОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ; МЕДАЛЬ ПРЕМИИ БОНАПАРТА-ВАЙСА, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1951); МЕДАЛЬ МУНГО-ПАРКА, КОРОЛЕВСКОЕ ШОТЛАНДСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1951); МЕДАЛЬ ЛОМОНОСОВА, МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (1962); МЕДАЛЬ ПАТРОНА КОРОЛЕВСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1964); ПРЕМИЯ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ ИМ. БЬЮГА ХАРСТАДА, ТИХООКЕАНСКИЙ ЛЮТЕРАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1965); ПРЕМИЯ БРЭДФОРДА УОШБЕРНА, БОСТОНСКИЙ НАУЧНЫЙ МУЗЕЙ (1982); ПРЕМИЯ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМ. ФРИТЬОФА НАНСЕНА (1985); АВСТРИЙСКИЙ ПОЧЁТНЫЙ ЗНАК ЗА ЗАСЛУГИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ (2000); МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ, ИСПАНСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1998); МЕДАЛЬ КЛУБА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (1979); МЕДАЛЬ СВ. ХАЛЛВАРДА, ОСЛО (1997); БОЛЬШОЙ КРЕСТ ОРДЕНА СВ. ОЛАВА (1987); ПОЧЁТНЫЙ ОРДЕН ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ, ПЕРУ (1952); ОРДЕН «ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ» (1965); ОРДЕН «ЗА ЗАСЛУГИ», ЕГИПЕТ (1971); ОРДЕН АЛАУИТСКОГО ТРОНА, МАРОККО (1971); МЕДАЛЬ ИМ. АЛЕКО КОНСТАНТИНОВА (1972); ОРДЕН ЗОЛОТОГО КОВЧЕГА (1976); ПРЕМИЯ «ПОСЛАНЕЦ МИРА», ООН/ФАО (1976); МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ ПЕХЛЕВИ, ООН (1978); НАГРАДА «ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК РЕЙДТА» (1981)

Читать еще:  Не все просто с ФПСР: О практической стрельбе в Санкт-Петербурге

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 г. в норвежском городе Ларвик. Там же он и вырос. Его отец, Тур-старший, был владельцем пивоварни, а мать, Алисон, руководила музейным объединением Ларвика и окрестностей. Благодаря ей и сын увлёкся животными и естествознанием. Одно время он даже содержал собственный зоологический музей в бывших помещениях отцовской пивоварни. Тур хорошо рисовал, и уже в возрасте восьми лет изображал фантазийные острова южных морей. Он решил стать путешественником-первооткрывателем.

В юные годы Тур Хейердал занимался бегом по пересечённой местности, ходил в походы по лесам и горам. В горных районах Южной и Центральной Норвегии он учился выживанию в естественных условиях при помощи примитивных подручных средств. Вместе со своим другом Эриком Хессельбергом Хейердал совершал длительные походы в горных массивах Рондане и Йотунхеймен, где они ночевали под открытым небом или в снежных норах. Тура всегда сопровождала лайка по кличке Казан.

Свои путешествия он описывал в статьях, которые печатались в газете «Тиденс Тегн» и в различных альманахах. Как правило, заметки сопровождались собственным рисунками или фотографиями автора. Позднее он начал писать обучающие статьи, например «Как построить иглу». Это принесло ему определённую известность среди любителей активного отдыха.

После окончания школы в 1933 г. Хейердал начал изучать биологию и географию в Университете Осло. Здесь он познакомился с Бьярне Крепелином, который путешествовал по Полинезии во время Первой мировой войны. На Таити Крепелин обручился с Туиматой – дочерью вождя Тереииэроо. В 1918 г. в Таити пришла эпидемия испанского гриппа, и половина населения острова погибла, включая Туимату. В память о ней Крепелин завещал Университету Осло свою знаменитую «Полинезийскую библиотеку». Эта библиотека, а также дружба Крепелина с вождём Тереииэроо сыграли большую роль в будущей жизни и карьере Хейердала.

ГРАЖДАНИН МИРА

Все люди равны. Все сталкиваются с одинаковыми практическими трудностями. Это было одной из базовых идей Тура Хейердала о человеческой жизни. Он также считал, что люди способны работать и жить вместе невзирая на этнические, политические и религиозные различия.

Тур Хейердал был активным участником движения за мир во всём мире с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Он обращался к высшим властям и самым могущественным политикам множества государств, в том числе к Андрею Громыко и Джону Ф. Кеннеди.

Хейердал нашёл отклик своим взглядам в Движении за единый мир (World Federalist Movement), активным членом которого он стал. Движение за единый мир – это организация, борющаяся за мир, сотрудничество, невзирая на границы стран, и за мир, в основе которого лежит международный закон и право. Позднее он стал её почётным вице-президентом.

Хейердал активно участвовал также в работе Колледжа объединённого мира, который содержит множество средних школ в разных частях мира, где живут и учатся дети из разных стран. Организация была основана во время холодной войны, и такие школы должны были дать молодым людям разного происхождения стимул учиться друг у друга и узнавать культуры друг друга.

Своими экспедициями на «Ра», «Ра II» и «Тигрисе», в которых участвовали люди разных национальностей, Хейердал хотел показать, что люди способны успешно сотрудничать, несмотря на разницу культур. Этим он также хотел подкрепить свою гипотезу о том, что мировой океан являлся доступной для водного сообщения средой, благодаря которой и в доисторические времена были возможны контакты между разными культурами.

Когда Хейердал в 1978 г. путешествовал из Ирака в Джибути на тростниковой лодке «Тигрис», он хотел проплыть на ней по Красному морю, но не сделал этого из-за войны в регионе, а решил сжечь корабль. Тогда же было отправлено письмо Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, где выражался протест против войны и против продажи западными странами оружия развивающимся государствам. Под открытым письмом подписался весь экипаж.

«Наша планета больше, чем связки тростника, которые перенесли нас по морю, но достаточно мала, чтобы ей грозили те же самые опасности.

Все мы, кто живёт, должны осознать острую необходимость в сотрудничестве умов, если мы хотим спасти нас самих и нашу общую цивилизацию от превращения в тонущее судно».

ЗАЩИТНИК ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Во время плавания на «Ра» Хейердал обнаружил, что Атлантический океан сильно загрязнён. На поверхности океана экипаж увидел малые и большие сгустки нефти. Об этом было сообщено в ООН (Организацию объединённых наций). Генеральный секретарь ООН попросил Хейердала во время плавания на «Ра II» делать ежедневные наблюдения за уровнем загрязнения океана. Сгустки нефти были замечены 43 раза за 57 дней плавания.

Члены экспедиции обратились к Генеральному секретарю ООН У Тану. Проблемы нефтяного загрязнения моря привлекли всеобщее внимание, особенно в американской прессе. Тур Хейердал был приглашён на слушания в Конгресс США. Он также по поручению норвежского министерства иностранных дел участвовал в качестве представителя Норвегии в подготовке первой конференции ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме в 1972 г. На конференции, в частности, был принят запрет на сброс отработанных нефтепродуктов в море – это стало прямым следствием обращения международного экипажа тонущего тростникового судна «Ра».

Тур Хейердал никогда не прекращал деятельность по защите окружающей среды, в особенности защите от загрязнения океанов, которые он всегда именовал единым «мировым океаном», поскольку все океаны связаны друг с другом.

Рисунок Тура Хейердала, 1946

ХУДОЖНИК

Тур Хейердал как художник известен не многим. Его интерес к доисторической эпохе, антропологии и археологии отразился в его книгах, фильмах и рисунках.

Как и все дети, Тур Хейердал много рисовал в детстве. Отчёты о первых путешествиях Хейердала по лесам и горам печатались в газетах и журналах, часто в сопровождении его собственных юмористических иллюстраций. Во время путешествия по Тихому океану вместе со своей женой Лив в 1937–1938 гг. он нарисовал ряд карикатур о пережитых ими приключениях. А позднее, вплоть до экспедиции на «Кон-Тики», его рисунки приобретают более общественно-критический оттенок, подвергая критике отношение людей к иным расам, слепую веру в прогресс и политику мирового распределения благ. К своим рисункам он также добавлял комментарии или подписи.

Ещё одним интересом Тура Хейердала на протяжении всей его жизни была резьба по дереву. Уже в юношеском возрасте он проявил способности к этому ремеслу. Сохранилось великолепное небольшое панно с изображением южного острова, вырезанное Хейердалом в детстве на крышке сундука.

В пожилом возрасте Хейердал вырезал две головы Кон-Тики на массивной входной двери в «Casa Kon-Tiki» – доме Хейердала в Тукуме, Перу.

ПОПУЛЯРИЗАТОР

Большую часть жизни Тур Хейердал провёл за письменным столом – либо дома, занимаясь написанием книг, либо в библиотеках разных стран мира в поисках новых знаний. За свою жизнь он опубликовал ряд книг и более пятидесяти научных статей. Тур Хейердал не боялся бросать вызов устоявшимся научным теориям, задавать неожиданные вопросы, подрывавшие основы общепризнанных аксиом. Не всегда дерзкий экспериментатор оказывался прав, но ведь без вопросов нет науки. Многие из них до сих пор ждут своего решения.

Люди помнят Тура Хейердала как великого популяризатора, от природы обладающего талантом привлекать людей к разговору по поводу какого- либо феномена или явления. О своих приключениях и опыте он всегда хотел рассказать другим людям, и что блестяще делал своими книгами, фильмами, фотографиями и лекциями.

Тур Хейердал – автор четырнадцати научно-популярных книг. Большинство из них переводились на другие языки и издавались огромными тиражами. «Экспедиция на «Кон-Тики» (1948 г.) была переведена на 70 языков и продана в количестве десятков миллионов экземпляров, став наиболее продаваемой книгой из когда-либо написанных норвежскими авторами.

Большинство экспедиций Тура Хейердала были запечатлены на плёнке, а созданные на их основе фильмы пользовались большой популярностью, донося идеи знаменитого норвежца до широкой публики. А фильм «Кон-Тики» даже получил престижную премию «Оскар» в 1951 г. как лучший документальный фильм.

4. Кон-Тики

  • Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Швеция, 2012 год.
  • Драма, приключения, исторический фильм.
  • Длительность: 118 минут.
  • IMDb: 7,2.

Фильм основан на подлинной истории норвежского археолога и путешественника Тура Хейердала, который вдохновился старинными рисунками испанских конкистадоров и отправился на самодельном плоту «Кон-Тики» через Тихий океан из Южной Америки в Полинезию.

Продюсер Джереми Томас мечтал снять эту картину ещё с 1996 года, но получил права на экранизацию только перед смертью Хейердала в 2002 году. Кстати, настоящий плот «Кон-Тики» до сих пор хранится в одном из музеев Осло. Говорят, будто тот и сейчас способен выдержать длительный заплыв.

Удивительные путешествия Тура Хейердала

Он с детства боялся воды, но это не помешало ему пересечь Тихий океан на самодельном плоту, а Атлантику – на тростниковой лодке. Уверял, что любит проводить время дома в кругу семьи, и при этом совершил огромное количество опасных и удивительных путешествий. Давайте сегодня отправимся по следам антрополога и путешественника Тура Хейердала, которого называют самым знаменитым норвежцем XX века. И примем участие в его удивительных путешествиях.

Медовый месяц на выживание

Уже в детстве Тур Хейердал задумывался о негативных вещах, которые несет цивилизация, и в тайне мечтал попробовать вернуться к природе: пожить в диких, первобытных условиях. Эти мечты стали приобретать реальные очертания, когда он познакомился с Лив Кушерон-Торп, которая оказалась такой же мечтательницей и авантюристкой. После свадьбы молодые решили отправиться на один из малозаселенных островов Французской Полинезии.

Выбор был непростым. Тур Хейердал выбирал место, где нет дорог, отелей и прочих примет цивилизации, но при этом есть питьевая вода и плодовые деревья. Самым подходящим оказался остров Фату-Хива.

Сначала молодожены приехали на Таити, где местный вождь Терииероо обучал их навыкам выживания. Потом они отправились на Фату-Хива, с помощью местных жителей построили хижину и начали жить в гармонии с природой: ходили босиком, питались фруктами, иногда ловили рыбу и раков. В отрыве от цивилизации молодожены прожили целый год. В глубине джунглей они находили ритуальные пещеры, жертвенные камни и изваяния богов. И даже общались с последним представителем племени каннибалов. Кстати, находки, сделанные на Фату-Хива, серьезно повлияли на будущие исследования Тура Хейердала.

Читать еще:  Биткоин за $1.000.000: Апокалипсис, которого не ждали

Но жизнь на «райском острове» не всегда была райской. На ногах Тур и Лив от постоянного хождения босиком начали появляться кровоточащие язвы. Пришлось ехать ко врачу, который был на соседнем острове.

По следам древнего бога

Во время путешествия в Полинезию Тур Хейердал узнал, что в прошлом полинезийцы поклонялись богу-творцу по имени Тики: в джунглях можно было найти его изваяния. По легенде, это божество привело предков современных полинезийцев на острова с востока. То есть, со стороны Южной Америки. А ведь у древних инков есть похожая легенда: о том, что бог солнца Кон-Тики ушел через океан на запад. Да и древние памятники южноамериканских племен похожи на полинезийских истуканов. Сопоставив эти факты, Тур Хейердал предположил, что предки современных полинезийцев пришли на острова не из Азии, как было принято считать, а из Южной Америки, преодолев тысячи миль на плотах.

Поскольку в научном сообществе к его идее относились скептически, он решил доказать возможность такого путешествия на практике. Вместе с командой единомышленников он изготовил плот из бальзовых деревьев, связав их веревками: именно так создавали свои плавсредства древние инки. Мачту и руль сделали из мангрового дерева, на палубе построили небольшую хижину для путешественников. И вот, 28 апреля 1947 года плот Кон-Тики (его назвали в честь того самого бога) отплыл от перуанского порта Кальяо. На борту была команда из шести человек во главе с Туром Хейердалом.

В пути путешественники ловили рыбу, которая порой сама выбрасывалась на палубу, встречали китов и отгоняли чересчур назойливых акул. Два раза мореплаватели попали в шторм, один из которых длился почти неделю. Во время бури у плота сломался парус и рулевое весло, кроме того, разошлись бревна. Но экипажу удалось все починить. В итоге спустя 100 дней пути и почти 7000 километров экипаж Кон-Тики добрался до одного из полинезийских островов. Таким образом Тур Хейердал доказал возможность путешествия древних инков из Южной Америки в Полинезию.

Вслед за солнцем

Во время своих исследований Тур Хейердал обратил внимание на сходство папирусных кораблей, на которых путешествовали древние египтяне, и тростниковых судов Южной Америки. Из этого он сделал вывод, что египетские мореплаватели могли быть настоящими первооткрывателями Нового Света. У этих древних цивилизаций были и другие сходства: пирамиды, иероглифы, фресковая живопись, колоннады и конструкции храмов, обычай мумификации. Идея интересная, так почему бы не проверить ее на себе?

Тур Хейердал заказал африканским рабочим лодку из папируса, построенную по древним схемам и чертежам. Назвал он этот корабль в честь еще одного бога солнца – «Ра». Собрав команду из семи человек, а так же обезьяны и нескольких птиц, Хейердал отправился вслед за солнцем – из Африки в Южную Америку. В плавании выяснилось, что африканские строители несколько отошли от древних чертежей, и это сыграло роковую роль. Спустя два месяца путешествия лодка начала разрушаться. Несмотря на старания экипажа, спасти ее не удалось. Юрий Сенкевич, бывший одним из членов экспедиции, вспоминал о том, как экипаж ждал спасателей: «Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни».

Так закончилось первое путешествие на корабле «Ра». Но Тур Хейердал не из тех, кто легко сдается. Вернувшись в Африку, он заказал новый корабль из папируса мастерам с озера Титикака. Ведь местные жители с древних времен и до сей поры плавают на папирусных лодках. Лодка, выполненная в соответствии с древними чертежами, получила имя «Ра-2». 46 лет назад, 17 мая 1970 года «Ра-2» вышла из марокканского порта Сафи. Спустя 57 дней папирусный корабль достиг берегов Барбадоса.

А вы любите читать о знаменитых путешествиях и путешественниках?

Кстати.

Конечно, гораздо интересней не читать о путешествиях, а путешествовать самому. Облегчить сборы в поездку помогут удобные тревел-наборы.

Лучшие книги о выживании в природе, основанные на реальных событиях

Люди, которые бросают вызов стихии и силе природы – достойны восхищения, а их истории – большого тиража. Книги про путешественников всегда пользовались заслуженной популярностью: их читали запоем, а с героев брали пример. Без пищи и воды, в полном одиночестве, через палящий зной и глубокие снега – люди в этих книгах символизируют несгибаемость человеческой натуры, смелость, стойкость и смекалку.

Мы собрали лучшие книги о выживании в дикой природе, основанные на реальных событиях. Полные опасностей джунгли, суровые просторы крайнего Севера, безбрежный океан или таинственный лес – в каждой истории человек разумный смог не только выжить, но и написать увлекательную книгу, которая станет напутствием или предостережением для других.

1. Йоси Гинсберг. Джунгли. В природе есть только один закон – выживание

Четверо молодых людей захотели покорить боливийские джунгли и сплавиться на плоту по Амазонке. Первая половина книги рассказывает о том, как друзья, полные юношеского задора собираются в поход, сплавляются на плоту без малейших навыков рафтинга, продают местному населению всякие вещи, которые необходимы в походе, и укорачивают шесты для сплава, посчитав, что они слишком длинные и неудобные.

Но, настоящие джунгли Амазонии и нетронутая красота природы насколько красива, настолько и опасна. Во второй части молодой Йоси не успел и оглянуться, как цепочка роковых событий привела его к тому, что он остался абсолютно один, и в течение месяца был вынужден сражаться за свою жизнь. Как говорит большинство рецензентов – книга обязательна к прочтению, единственный минус – слабая литературная подача, и подчас, довольно куцый, бедный язык изложения.

2. Джон Кракауэр. В диких условиях

Невероятная история, которая была экранизирована Голливудом со знаменитым Шоном Пенном в главной роли. До сих пор непонятно, что в 1992 году сподвигло молодого человека из обеспеченной семьи бросить все и отправиться автостопом в Аляску. Там он поселился в заброшенном автобусе в полном одиночестве, занимаясь охотой и собирательством.

Реальная история Криса Маккэндлеса стала настоящей отдушиной и жизненным ориентиром тех, кто устал от серых офисных будней и задумывается о радикальных переменах в своей жизни. Его автобус в Аляске посетило множество путешественников, так как с выходом фильма и книги он приобрел поистине культовый статус.

3. Генри Торо. Уолден, или Жизнь в лесу

Если вы знаете про Диогена и бочку, то можете считать, что перед вами современная адаптация. Эта книга немного отличается от всей подборки тем, что мистер Торо жил в миле от цивилизации, однако, совсем не хотел туда возвращаться, считая, что миру хорошо и без него, а ему без этого мира, «сдвинутого на потреблении».

В основе книги, написанной, кстати, более 150 лет назад, лежит очень простая идея. Человек, имеющий руки, книги и нехитрый набор инструментов, может жить абсолютно полной, счастливой жизнью. Построить дом, добывать себе пропитание, читать книги, философствовать и вырваться из бесконечного круга дом-работа-дом, с перерывами на запланированный отпуск, ради которого ты работал весь год.

4. Тур Хейердал. Кон-Тики

Имя автора в представлении не нуждается – этот знаменитый путешественник навечно вписал себя в мировую историю. Сюжет книги основан повествует о Туре Хейердале, который решил доказать свою теоретическую гипотезу о том, что полинезийцы произошли от перуанцев, которые приплыли на острова на плотах, переплыв Тихий океан. Собрав команду единомышленников и построив абсолютно такой же, «доисторический» плот, великий путешественник бросает вызов стихии.

Несмотря на огромный риск (плот мог перевернуть кит, акула, бревна могли размокнуть и рассыпаться, а малейшая буря унести жизни участников экспедиции), книга читается абсолютно легко. Просто один отважный человек, без страха и сомнений, решил доказать свою правоту, с легким сердцем заочно завещав свою жизнь науке. Дух романтики, первооткрывательства и интересные моряцкие заметки и события наверняка не оставят равнодушными всех любителей путешествий.

5. Алексей Ракитин. Перевал Дятлова

Об этом печально известном событии написано много. Вполне обычный горнолыжный поход девяти студентов превратился в очень короткое, но полное тайн сражение с природой. До сих пор непонятно, что заставило туристов вспороть полотнища палатки и убегать по склону вниз. Скупые сведения этой трагедии и противоречивые факты говорят о том, что люди отчаянно боролись со стихией.

Книга Алексея Ракитина, по мнению рецензентов, наиболее полно отображает все версии, которые накопились за последующие годы. Писатель восстановил всю последовательность событий участников драмы, изложил все это интересным языком, и поставил по главу угла наиболее правдоподобную, «лавинную» версию Буянова. Конечно, в книге есть место и другим версиям и догадкам – от инопланетян до зловещей руки КГБ, однако, она написана без уклона в мистику.

6. Шерил Стрэйд. Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя

Пешее путешествие длиной в 1770 км, полное опасностей, трудностей и экстремальных погодных условий. Палящая пустыня с небольшим запасом воды, узкая тропа длиной 30 км на высоте 2 тысячи километров, штурм заснеженной горы с рюкзаком 36 км, и постоянный поиск себя, среди бушующего ветра и диких зверей. Перед нами интереснейшая автобиография американки, которая отправилась в путешествие, чтобы спасти себя.

Когда она потеряла мать и ушла из семьи, связавшись с наркоманом и начав принимать героин, казалось, что до края пропасти остался лишь шаг. Вовремя остановившись, Шэрил решила сделать несколько шагов в другом направлении, пройдясь по маршруту Тихоокеанского хребта, с каждым шагом возвращая себя к жизни.

7. Никита Кузнецов. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова»

Книга описывает трехмесячный дрейф научного-исследовательского судна в Антарктике и спасательную экспедицию на ледоколе «Владивосток». Эта героическая эпопея широко освещалась в те годы, однако, после бури событий, главным из которых стал распад СССР, эпопея подзабылась, благо, что совсем недавно сняли довольно неплохой фильм. Книга рассказывает о воспоминаниях людей, которые и сейчас работают в смежных отраслях, про многодневный дрейф, спасение и борьбу с суровой стихией.

В книге приводятся черно-белые и цветные фотографии, есть схема судна и довольно подробное описание той цепочки факторов, которые привели к созданию такой сложной ситуации. Кстати, спасательную экспедицию возглавлял небезызвестный ныне исследователь, ученый-океанолог и академик А.Н. Чилингаров.

Читать еще:  Стресс-подготовка для гражданских. Часть 8 - Дистанция

8. Томас Майн Рид. Морской волчонок

От недавних событий – к классике. Майн Рид известен своими рассказами о сильных людях в непростых ситуациях, и эта повесть одна из самых брутальных. Подросток оказывается заключенным в трюме большого торгового корабля, и понимает, что если не будет бороться за свою жизнь, то скоро погибнет. Что делать, если в твоих руках только нож, а впереди многие дни в темноте без света, воды и еды?

Стиль написания Рида – неповторим. Весьма подробно, но, нисколько не скатываясь в занудство, он описывает, как мальчик шаг за шагом добывает себе воду и еду, защищается от крыс и прокладывает путь к свободе, проявляя недюжинную смекалку.

9. Джонатан Франклин. 438 дней в море. Удивительная история о победе человека над стихией

Опытный рыбак и его помощник отправляются на моторной лодке ловить акул. Оба не первый раз в открытом море, с припасами и водой, однако мощный шторм перевернул все с ног на голову. 438 дней в море, без связи, пресной воды и снастей для ловли рыбы. Разве может в таких условиях выжить человек?

Эта история настолько поразительна, что некоторые до сих пор отказываются ей верить. Тем не менее, все основано на реальных событиях, и ровно через 438 дней жители Маршалловых островов, находящиеся в 10 тысячах километрах от Мексики, встретили худого мужчину в разорванной одежде…Палящее солнце, одиночество, проливные ливни и штормы, как же он пережил все это?

10. Жан Беливо. В поисках себя. История человека, обошедшего Землю пешком

Трехколесная тележка, маленькая палатка, спальный мешок, аптечка, немного еды, одежды и денег. Именно с таким багажом Жан Беливо в свой 45-й день рождения вышел из дома с целью совершить кругосветное путешествие пешком ради мира и счастья всех детей Земли. 11 лет, 64 страны, 54 пары обуви – история этой удивительной «кругосветки» 2000-2011 до сих пор потрясает воображение.

Эта книга не только про выживание в дикой природе. Она про веру отдельного человека в человечество, в то, что в любой стране можно найти кров, пропитание и единомышленников, которые помогут, не смотря ни на что продолжать путь. Книга про величие нашей Земли, про переосмысление ценностей, про поиск себя и идею того, что каждый человек сможет выйти за порог дома, и пешком пройти Землю, не имея за плечами никакого опыта путешествий.

7. Затерянные во льдах

  • Исландия, 2019 год.
  • Драма, приключения.
  • Длительность: 98 минут.
  • IMDb: 6,9.

Главный герой фильма — пилот Хаксли Овергард (Мадс Миккельсен) — терпит крушение в Арктике и пытается выжить. Он надеется, что однажды его заметят и спасут. Но единственный пролетающий мимо вертолёт по иронии судьбы тоже разбивается. Среди пассажиров в живых остаётся только серьёзно раненая молодая женщина.

Канны тепло приняли режиссёрский дебют Джо Пенна: на премьерном показе зрители удостоили картину продолжительными овациями. А великолепная актёрская игра Мадса Миккельсена ещё больше украсила эту пронзительную драму о том, как желание жить оказывается сильнее смерти — даже посреди бескрайней арктической пустыни.

Тур Хейердал

Норвежский археолог и писатель Тур Хейердал золотыми буквами вписал свое имя в историю человечества. Этот неугомонный путешественник и исследователь совершал масштабные переправы через океан на ветхом плоте и сооружал суда по проектам, составленным задолго до нашей эры.

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе — отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально — однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов Полинезии. Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим свадебным путешествием для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой пересек Атлантический океан, Панамский канал и отправился на Таити. Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени. Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив. Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь — все вокруг казалось полноценным и естественным. На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами.

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться — как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента. Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день путешествия был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное путешествие для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием «Ра», но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на «Ра»». Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания — опухоли головного мозга.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector