12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

Содержание

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

О современных врачах и выживании. Взгляд с другой стороны

Лучшие друзья человека: Тактические собаки

19 сентября в Москве, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, был открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, изобретателю самого известного в мире автомата. Эта дата пришлась на День Оружейника, праздник, учреждённым В.В. Путиным по инициативе самого Калашникова.

Через пару дней после открытия специалисты в сфере военной истории обнаружили, что на постаменте памятника изображена взрыв-схема StG 44 (Sturmgewehr 44, немецкой штурмовой винтовки конструкции Хуго Шмайссера, оружейника Третьего рейха).

В интернетах «всплыл» старый спор о заимствовании Калашниковым для своего автомата деталей и узлов от StG 44. Напомним — комментаторы-критики, в 99,9% случаев оказывающиеся непростительно далёкими от оружейной темы, указывают на внешнее сходство АК и StG 44 как на неоспоримое доказательство того, что российское оружие «слизано» с немецкой винтовки. Однако если взглянуть на внутренние части и схему работу обеих винтовок, то видны принципиальные различия. В каких же отношениях находятся автомат Калашникова и Sturmgewehr 44?

Максим Попенкер, официальный представитель концерна «Калашников», опубликовал на сайте Kalashnikov.Media статью, хорошо отвечающую на этот вопрос. Итак…

1. Кто такой Хуго Шмайссер и почему его часто поминают рядом с Калашниковым?

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser, 1884-1953) — немецкий конструктор оружия и предприниматель, потомственный оружейник. Прославился разработкой нескольких ранних автоматических пистолетов для фирмы Bergmann, одного из первых серийных пистолетов-пулеметов МР 18 (его приоритет не без оснований оспаривают итальянцы с OVP-1918 и Beretta-1918). В контексте отечественной истории оружия Шмайссера чаще всего поминают в связи с разработкой автоматов под промежуточный патрон. Действительно, в 1943 году Красная Армия получила в качестве трофея немецкий автомат Mkb 42(H) конструкции Шмайссера под промежуточный патрон 7.9х33, что привело к созданию в 1943 году собственного промежуточного патрона 7.62х41 с несколько лучшей, чем у немцев, баллистикой и развертыванию активных работ над оружием под этот боеприпас.

Тут надо особо отметить, что, когда Шмайсер еще занимался в Германии налаживанием массового производства своего модифицированного автомата Stg 44, в СССР шли работы по созданию целого семейства оружия под промежуточный патрон — карабинов с ручной перезарядкой и самозарядных, автоматов и ручных пулеметов. Уже летом 1945 года, когда захваченный американцами в апреле 1945 года Шмайссер еще сидел в их плену, в СССР начались войсковые испытания автомата Судаева АС-44 под патрон 7.62х41. Параллельно с ним начались испытания и самозарядного карабина Симонова СКС под тот же патрон. В 1946 году Шмайссер вместе с группой других немецких инженеров был отправлен в СССР для передачи немецкого опыта.

Напомню, в те времена это было нормальной практикой — первые советские реактивные самолеты имели двигатели немецкой конструкции, первый Ижевский послевоенный мотоцикл ИЖ-350 был копией немецкого DKW 350, французы на своих заводах собирали пистолеты Вальтера для своей полиции из трофейных деталей и по трофейной документации, а все американские космические ракеты вплоть до «лунника» Сатурн-5 были сделаны под руководством бывшего штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна.

2. Что известно о сотрудничестве Шмайссера и Калашникова?

По большому счету ничего. Михаил Тимофеевич работал над своим автоматом в городе Ковров и на Щуровском полигоне в Подмосковье, принимая участие в конкурсах на новый автомат 1946 и 1947 годов наравне со многими другими конструкторами, так или иначе оказавшими заметное влияние на окончательный вариант автомата АК-47 после неудачи с АК-46. В частности, тут стоит отметить туляка Булкина с его автоматом ТКБ-415, являвшегося одним из главных конкурентов Калашникова на последнем этапе конкурса 1947 года.

В Ижевск, где с 1946 года пребывал Хуго Шмайссер с группой своих бывших соотечественников, Калашников приехал в начале 1948 года уже с более или менее готовой конструкцией автомата АК для постановки ее на серийное производство.

Еще нужно отметить, что конструкция нового автомата на тот момент являлась секретной, а немецкие инженеры, работавшие в Ижевске, допуска к секретным работам не имели. Вообще, в открытом доступе в музее ИЖМАШ в Ижевске имеется достаточно большой объем документов по работе там группы немецких оружейников, включая личные характеристики на них, из которых следует, что Шмайссер, в отличие от ряда других своих коллег, также оказавшихся в советском плену (таких как Грюнер, например), не проявлял особого рвения в помощи победителям и занимался не слишком серьезными разработками вроде нового пистолета-пулемета или магазинов к оружию. Можно предполагать, что Шмайссер мог передать советским инженерам какие-то данные по технологии штамповки деталей оружия из листовой стали, но документальных подтверждений этому пока не найдено.

3. Является ли совпадением сходство конструкций между Stg-44 и АК-47?

Если говорить о внешнем сходстве, то тут уместно вспомнить инженерную поговорку о том, что форма определяется функцией. Одно назначение диктует схожесть внешнего вида, при этом нужно отметить, что аналогичную StG 44 общую компоновку (штампованная конструкция, отдельная пистолетная рукоятка, отъемный коробчатый магазин, откидной вниз на шарнире блок ударно-спускового механизма с рукояткой) имел скажем пистолет-пулемет Судаева образца 1942 года. С другой стороны, схожую с АК компоновку (как внешне, так и внутренне) имела автоматическая винтовка (ручной пулемет) американца Льюиса (Lewis machine rifle) 1923 года — в этой системе также имелась газоотводная автоматика с верхним расположением газового поршня с длинным ходом и запирание поворотным затвором.

Если говорить чисто об устройстве автоматики и компоновке внутренних узлов, то тут тоже различий между системами Калашникова и Шмайссера гораздо больше, чем совпадений.

Что касается StG 44, то его компоновка с откидным вниз узлом УСМ, возвратной пружиной в прикладе, газовым поршнем с длинным ходом и характерным запиранием перекосом затвора в вертикальной плоскости имела более чем случайное сходство с устройством чешского ручного пулемета ZB Vz.26. Особенно это сходство было заметно в раннем варианте немецкого автомата Mkb 42(H), впрочем, и в «Штурмгевере» 1944 года чешские «уши» торчат самым очевидным образом.

Автомат Калашникова по устройству узла запирания и ударно-спусковому механизму базируется на американской системе Гаранда М1 (что подтверждал в своих мемуарах и сам Михаил Тимофеевич). Концепция «вывешивания» затворной группы с большими зазорами для обеспечения высокой надежности при загрязнении была ранее применена Судаевым в его автомате АС-44, конструкция ствольной коробки с отдельной крышкой и характерным решением возвратной пружины ранее были реализованы в автомате Булкина ТКБ-415.

Если говорить кратко, то и Шмайcсер, и Калашников занимались решением одной и той же инженерной задачи (то есть созданием оружия на уже известных принципах и под схожие требования), но подходы у них были принципиально разные, как и результаты — автомат Калашникова получился заметно легче «штурмгевера», более гибок конструктивно (для StG 44 создание варианта со складным прикладом вылилось бы в серьезную переделку конструкции из-за расположенной в прикладе пружины), а главное — гораздо более надежен.

Именно поэтому, невзирая на известность, StG 44 после войны всерьез не копировали в других боевых образцах, а вот АК стал одним из самых успешных, массовых и копируемых образцов не только в своем классе, но и вообще среди всего боевого стрелкового оружия 20 века.

Заимствования: оружие у нацистов, сюжеты – у французов

Это не первая история со скульптурами Салавата Щербакова, с которой спиливают винтовки производства нацистской Германии. В прошлый раз два карабина «Маузер 98», которым вооружали части СС и Вермахта, оказались на памятнике «Прощание славянки». Его торжественно установили у Белорусского вокзала в Москве в 2014 году.

Владимир Мединский тогда сказал, что министерство культуры за ошибку ответственности не несет, и сослался на Щербакова и «Российское военно–историческое общество». Салават Щербаков объяснял, что виноват молодой коллектив, который «очень старался».

Карабины «Маузер» с памятника быстро спилили, в РВИО сказали, что забрали их на «экспертизу».

А вот еще одна странность с оружием на скульптуре авторства Щербакова: автоматы Калашникова на памятнике Александру I.

Скульптора Салавата Щербакова обвиняли не только в исторических ошибках, но и в откровенном плагиате, что не помешало ему стать одним из главных скульпторов современной России

В 2013 году в Москве проходит фестиваль «Лучший город земли». В его рамках проводился конкурс граффити. На стене одного из московских домов появилась картина «Старый город», автор эскиза – Салават Щербаков.

Блогер и москвовед Сергей Щеголев обратил внимание, что картина очень похожа на то, что нарисовали французские художники в Иерусалиме еще в 2006 году. В своем «Живом журнале» он опубликовал запись, в которой сравнил картины в Москве и Иерусалим и обвинил скульптора Салавата Щербакова в явном плагиате. Некоторые элементы с первоисточника Щербаковым были перерисованы практически без изменений.

Снявших табличку с памятника Калашникову рабочих задержала полиция

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Московская полиция задержала рабочих, занимавшихся демонтажом фрагмента барельефа на памятнике оружейнику Михаилу Калашникову, на котором по ошибке разместили чертеж немецкого автомата StG 44.

После дачи объяснений рабочих отпустили. Источник в правоохранительных органах объяснил, что хотя рабочие действовали по согласованию с префектурой района, при себе они не имели никаких документов.

Читать еще:  Носимые радиостанции в выживании и на войне

Телеканал «360» опубликовал видео демонтажа фрагмента барельефа. На кадрах видно, как рабочие в присутствии журналистов вручную отрывают от памятника часть барельефа.

Скульптуру «откорректируют»

Скульптор также заявил, что будет рад, если тот, кто нашел ошибку в чертеже на монументе, предоставит правильный вариант. «Мы были бы рады, чтобы тот, кто нашел ошибку, предоставил бы нам чертеж Калашникова. Он бы, кстати, и больше нес ответственность, что правильно дал. Мы будем наносить новую гравировку, это поверхностная небольшая процедура», — отметил Щербаков.

В свою очередь, концерн «Калашников» выразил готовность проконсультировать авторов памятника создателю автомата АК-47. «Мы готовы оказать творческой группе необходимую поддержку и техническую консультацию. К сожалению, специалисты концерна «Калашников» не осуществляли авторский надзор скульптурной композиции и не привлекались в качестве консультантов», — написала директор по внешним коммуникациям концерна София Иванова на своей странице в Facebook.

«Шмайссер» вместо «Калашникова»

На то, что на новом памятнике Калашникову изображена немецкая автоматическая винтовка StG 44, первым обратил внимание на своей странице в социальной сети Facebook историк Юрий Пашолок.

В Российском военно-историческом обществе пообещали демонтировать плиту со схемой StG.

Кононов выразил уверенность, что благодаря допущенной ошибке стало ясно, что автомат Калашникова и винтовка StG — «совершенно разное оружие».

Дискуссии в обществе

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову высотой 7,5 метров установили на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в центре Москвы. По словам главы Минкультуры Владимира Мединского, это было сделано по инициативе РВИО и лично одного из членов попечительского совета общества, главы «Ростеха» Сергея Чемезова.

Скульптурная композиция вызвала дискуссии в обществе. В частности, памятник раскритиковал лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, который считает, что АК-47 никогда по-настоящему не использовался для защиты страны.

Музыкант также назвал скульптуру «бездарной» и «уродливой» и заявил, что ее установку не одобрили бы даже в советское время.

«Никакой танцор или певец не будет слышать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия и не надо в нее лезть», — сказал скульптор.

Памятник также раскритиковал певец Сергей Лазарев. «Чему учим детей? Воевать? Делать эту картинку нормой?» — заявил артист.
При этом он подчеркнул, что изобретение конструктора вызывает гордость, однако для «такого некрасивого» памятника выбрано очень неудачное место.

«Задача — устрашить? Ну, тогда выполнена на 5! Смотреть страшно!» — написал Лазарев в своем Instagram.

Заимствования: оружие у нацистов, сюжеты – у французов

Это не первая история со скульптурами Салавата Щербакова, с которой спиливают винтовки производства нацистской Германии. В прошлый раз два карабина «Маузер 98», которым вооружали части СС и Вермахта, оказались на памятнике «Прощание славянки». Его торжественно установили у Белорусского вокзала в Москве в 2014 году.

Владимир Мединский тогда сказал, что министерство культуры за ошибку ответственности не несет, и сослался на Щербакова и «Российское военно–историческое общество». Салават Щербаков объяснял, что виноват молодой коллектив, который «очень старался».

Карабины «Маузер» с памятника быстро спилили, в РВИО сказали, что забрали их на «экспертизу».

А вот еще одна странность с оружием на скульптуре авторства Щербакова: автоматы Калашникова на памятнике Александру I.

Скульптора Салавата Щербакова обвиняли не только в исторических ошибках, но и в откровенном плагиате, что не помешало ему стать одним из главных скульпторов современной России

В 2013 году в Москве проходит фестиваль «Лучший город земли». В его рамках проводился конкурс граффити. На стене одного из московских домов появилась картина «Старый город», автор эскиза – Салават Щербаков.

Блогер и москвовед Сергей Щеголев обратил внимание, что картина очень похожа на то, что нарисовали французские художники в Иерусалиме еще в 2006 году. В своем «Живом журнале» он опубликовал запись, в которой сравнил картины в Москве и Иерусалим и обвинил скульптора Салавата Щербакова в явном плагиате. Некоторые элементы с первоисточника Щербаковым были перерисованы практически без изменений.

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

О современных врачах и выживании. Взгляд с другой стороны

Лучшие друзья человека: Тактические собаки

19 сентября в Москве, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, был открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, изобретателю самого известного в мире автомата. Эта дата пришлась на День Оружейника, праздник, учреждённым В.В. Путиным по инициативе самого Калашникова.

Через пару дней после открытия специалисты в сфере военной истории обнаружили, что на постаменте памятника изображена взрыв-схема StG 44 (Sturmgewehr 44, немецкой штурмовой винтовки конструкции Хуго Шмайссера, оружейника Третьего рейха).

В интернетах «всплыл» старый спор о заимствовании Калашниковым для своего автомата деталей и узлов от StG 44. Напомним — комментаторы-критики, в 99,9% случаев оказывающиеся непростительно далёкими от оружейной темы, указывают на внешнее сходство АК и StG 44 как на неоспоримое доказательство того, что российское оружие «слизано» с немецкой винтовки. Однако если взглянуть на внутренние части и схему работу обеих винтовок, то видны принципиальные различия. В каких же отношениях находятся автомат Калашникова и Sturmgewehr 44?

Максим Попенкер, официальный представитель концерна «Калашников», опубликовал на сайте Kalashnikov.Media статью, хорошо отвечающую на этот вопрос. Итак…

1. Кто такой Хуго Шмайссер и почему его часто поминают рядом с Калашниковым?

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser, 1884-1953) — немецкий конструктор оружия и предприниматель, потомственный оружейник. Прославился разработкой нескольких ранних автоматических пистолетов для фирмы Bergmann, одного из первых серийных пистолетов-пулеметов МР 18 (его приоритет не без оснований оспаривают итальянцы с OVP-1918 и Beretta-1918). В контексте отечественной истории оружия Шмайссера чаще всего поминают в связи с разработкой автоматов под промежуточный патрон. Действительно, в 1943 году Красная Армия получила в качестве трофея немецкий автомат Mkb 42(H) конструкции Шмайссера под промежуточный патрон 7.9х33, что привело к созданию в 1943 году собственного промежуточного патрона 7.62х41 с несколько лучшей, чем у немцев, баллистикой и развертыванию активных работ над оружием под этот боеприпас.

Тут надо особо отметить, что, когда Шмайсер еще занимался в Германии налаживанием массового производства своего модифицированного автомата Stg 44, в СССР шли работы по созданию целого семейства оружия под промежуточный патрон — карабинов с ручной перезарядкой и самозарядных, автоматов и ручных пулеметов. Уже летом 1945 года, когда захваченный американцами в апреле 1945 года Шмайссер еще сидел в их плену, в СССР начались войсковые испытания автомата Судаева АС-44 под патрон 7.62х41. Параллельно с ним начались испытания и самозарядного карабина Симонова СКС под тот же патрон. В 1946 году Шмайссер вместе с группой других немецких инженеров был отправлен в СССР для передачи немецкого опыта.

Напомню, в те времена это было нормальной практикой — первые советские реактивные самолеты имели двигатели немецкой конструкции, первый Ижевский послевоенный мотоцикл ИЖ-350 был копией немецкого DKW 350, французы на своих заводах собирали пистолеты Вальтера для своей полиции из трофейных деталей и по трофейной документации, а все американские космические ракеты вплоть до «лунника» Сатурн-5 были сделаны под руководством бывшего штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна.

2. Что известно о сотрудничестве Шмайссера и Калашникова?

По большому счету ничего. Михаил Тимофеевич работал над своим автоматом в городе Ковров и на Щуровском полигоне в Подмосковье, принимая участие в конкурсах на новый автомат 1946 и 1947 годов наравне со многими другими конструкторами, так или иначе оказавшими заметное влияние на окончательный вариант автомата АК-47 после неудачи с АК-46. В частности, тут стоит отметить туляка Булкина с его автоматом ТКБ-415, являвшегося одним из главных конкурентов Калашникова на последнем этапе конкурса 1947 года.

В Ижевск, где с 1946 года пребывал Хуго Шмайссер с группой своих бывших соотечественников, Калашников приехал в начале 1948 года уже с более или менее готовой конструкцией автомата АК для постановки ее на серийное производство.

Еще нужно отметить, что конструкция нового автомата на тот момент являлась секретной, а немецкие инженеры, работавшие в Ижевске, допуска к секретным работам не имели. Вообще, в открытом доступе в музее ИЖМАШ в Ижевске имеется достаточно большой объем документов по работе там группы немецких оружейников, включая личные характеристики на них, из которых следует, что Шмайссер, в отличие от ряда других своих коллег, также оказавшихся в советском плену (таких как Грюнер, например), не проявлял особого рвения в помощи победителям и занимался не слишком серьезными разработками вроде нового пистолета-пулемета или магазинов к оружию. Можно предполагать, что Шмайссер мог передать советским инженерам какие-то данные по технологии штамповки деталей оружия из листовой стали, но документальных подтверждений этому пока не найдено.

3. Является ли совпадением сходство конструкций между Stg-44 и АК-47?

Если говорить о внешнем сходстве, то тут уместно вспомнить инженерную поговорку о том, что форма определяется функцией. Одно назначение диктует схожесть внешнего вида, при этом нужно отметить, что аналогичную StG 44 общую компоновку (штампованная конструкция, отдельная пистолетная рукоятка, отъемный коробчатый магазин, откидной вниз на шарнире блок ударно-спускового механизма с рукояткой) имел скажем пистолет-пулемет Судаева образца 1942 года. С другой стороны, схожую с АК компоновку (как внешне, так и внутренне) имела автоматическая винтовка (ручной пулемет) американца Льюиса (Lewis machine rifle) 1923 года — в этой системе также имелась газоотводная автоматика с верхним расположением газового поршня с длинным ходом и запирание поворотным затвором.

Если говорить чисто об устройстве автоматики и компоновке внутренних узлов, то тут тоже различий между системами Калашникова и Шмайссера гораздо больше, чем совпадений.

Что касается StG 44, то его компоновка с откидным вниз узлом УСМ, возвратной пружиной в прикладе, газовым поршнем с длинным ходом и характерным запиранием перекосом затвора в вертикальной плоскости имела более чем случайное сходство с устройством чешского ручного пулемета ZB Vz.26. Особенно это сходство было заметно в раннем варианте немецкого автомата Mkb 42(H), впрочем, и в «Штурмгевере» 1944 года чешские «уши» торчат самым очевидным образом.

Автомат Калашникова по устройству узла запирания и ударно-спусковому механизму базируется на американской системе Гаранда М1 (что подтверждал в своих мемуарах и сам Михаил Тимофеевич). Концепция «вывешивания» затворной группы с большими зазорами для обеспечения высокой надежности при загрязнении была ранее применена Судаевым в его автомате АС-44, конструкция ствольной коробки с отдельной крышкой и характерным решением возвратной пружины ранее были реализованы в автомате Булкина ТКБ-415.

Если говорить кратко, то и Шмайcсер, и Калашников занимались решением одной и той же инженерной задачи (то есть созданием оружия на уже известных принципах и под схожие требования), но подходы у них были принципиально разные, как и результаты — автомат Калашникова получился заметно легче «штурмгевера», более гибок конструктивно (для StG 44 создание варианта со складным прикладом вылилось бы в серьезную переделку конструкции из-за расположенной в прикладе пружины), а главное — гораздо более надежен.

Именно поэтому, невзирая на известность, StG 44 после войны всерьез не копировали в других боевых образцах, а вот АК стал одним из самых успешных, массовых и копируемых образцов не только в своем классе, но и вообще среди всего боевого стрелкового оружия 20 века.

Читать еще:  Сказ о Plate Carrier: Для чего гражданскому человеку «плитник»?

Снявших табличку с памятника Калашникову рабочих задержала полиция

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Московская полиция задержала рабочих, занимавшихся демонтажом фрагмента барельефа на памятнике оружейнику Михаилу Калашникову, на котором по ошибке разместили чертеж немецкого автомата StG 44.

После дачи объяснений рабочих отпустили. Источник в правоохранительных органах объяснил, что хотя рабочие действовали по согласованию с префектурой района, при себе они не имели никаких документов.

Телеканал «360» опубликовал видео демонтажа фрагмента барельефа. На кадрах видно, как рабочие в присутствии журналистов вручную отрывают от памятника часть барельефа.

Скульптуру «откорректируют»

Скульптор также заявил, что будет рад, если тот, кто нашел ошибку в чертеже на монументе, предоставит правильный вариант. «Мы были бы рады, чтобы тот, кто нашел ошибку, предоставил бы нам чертеж Калашникова. Он бы, кстати, и больше нес ответственность, что правильно дал. Мы будем наносить новую гравировку, это поверхностная небольшая процедура», — отметил Щербаков.

В свою очередь, концерн «Калашников» выразил готовность проконсультировать авторов памятника создателю автомата АК-47. «Мы готовы оказать творческой группе необходимую поддержку и техническую консультацию. К сожалению, специалисты концерна «Калашников» не осуществляли авторский надзор скульптурной композиции и не привлекались в качестве консультантов», — написала директор по внешним коммуникациям концерна София Иванова на своей странице в Facebook.

«Шмайссер» вместо «Калашникова»

На то, что на новом памятнике Калашникову изображена немецкая автоматическая винтовка StG 44, первым обратил внимание на своей странице в социальной сети Facebook историк Юрий Пашолок.

В Российском военно-историческом обществе пообещали демонтировать плиту со схемой StG.

Кононов выразил уверенность, что благодаря допущенной ошибке стало ясно, что автомат Калашникова и винтовка StG — «совершенно разное оружие».

Дискуссии в обществе

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову высотой 7,5 метров установили на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в центре Москвы. По словам главы Минкультуры Владимира Мединского, это было сделано по инициативе РВИО и лично одного из членов попечительского совета общества, главы «Ростеха» Сергея Чемезова.

Скульптурная композиция вызвала дискуссии в обществе. В частности, памятник раскритиковал лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, который считает, что АК-47 никогда по-настоящему не использовался для защиты страны.

Музыкант также назвал скульптуру «бездарной» и «уродливой» и заявил, что ее установку не одобрили бы даже в советское время.

«Никакой танцор или певец не будет слышать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия и не надо в нее лезть», — сказал скульптор.

Памятник также раскритиковал певец Сергей Лазарев. «Чему учим детей? Воевать? Делать эту картинку нормой?» — заявил артист.
При этом он подчеркнул, что изобретение конструктора вызывает гордость, однако для «такого некрасивого» памятника выбрано очень неудачное место.

«Задача — устрашить? Ну, тогда выполнена на 5! Смотреть страшно!» — написал Лазарев в своем Instagram.

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

О современных врачах и выживании. Взгляд с другой стороны

Лучшие друзья человека: Тактические собаки

19 сентября в Москве, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, был открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, изобретателю самого известного в мире автомата. Эта дата пришлась на День Оружейника, праздник, учреждённым В.В. Путиным по инициативе самого Калашникова.

Через пару дней после открытия специалисты в сфере военной истории обнаружили, что на постаменте памятника изображена взрыв-схема StG 44 (Sturmgewehr 44, немецкой штурмовой винтовки конструкции Хуго Шмайссера, оружейника Третьего рейха).

В интернетах «всплыл» старый спор о заимствовании Калашниковым для своего автомата деталей и узлов от StG 44. Напомним — комментаторы-критики, в 99,9% случаев оказывающиеся непростительно далёкими от оружейной темы, указывают на внешнее сходство АК и StG 44 как на неоспоримое доказательство того, что российское оружие «слизано» с немецкой винтовки. Однако если взглянуть на внутренние части и схему работу обеих винтовок, то видны принципиальные различия. В каких же отношениях находятся автомат Калашникова и Sturmgewehr 44?

Максим Попенкер, официальный представитель концерна «Калашников», опубликовал на сайте Kalashnikov.Media статью, хорошо отвечающую на этот вопрос. Итак…

1. Кто такой Хуго Шмайссер и почему его часто поминают рядом с Калашниковым?

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser, 1884-1953) — немецкий конструктор оружия и предприниматель, потомственный оружейник. Прославился разработкой нескольких ранних автоматических пистолетов для фирмы Bergmann, одного из первых серийных пистолетов-пулеметов МР 18 (его приоритет не без оснований оспаривают итальянцы с OVP-1918 и Beretta-1918). В контексте отечественной истории оружия Шмайссера чаще всего поминают в связи с разработкой автоматов под промежуточный патрон. Действительно, в 1943 году Красная Армия получила в качестве трофея немецкий автомат Mkb 42(H) конструкции Шмайссера под промежуточный патрон 7.9х33, что привело к созданию в 1943 году собственного промежуточного патрона 7.62х41 с несколько лучшей, чем у немцев, баллистикой и развертыванию активных работ над оружием под этот боеприпас.

Тут надо особо отметить, что, когда Шмайсер еще занимался в Германии налаживанием массового производства своего модифицированного автомата Stg 44, в СССР шли работы по созданию целого семейства оружия под промежуточный патрон — карабинов с ручной перезарядкой и самозарядных, автоматов и ручных пулеметов. Уже летом 1945 года, когда захваченный американцами в апреле 1945 года Шмайссер еще сидел в их плену, в СССР начались войсковые испытания автомата Судаева АС-44 под патрон 7.62х41. Параллельно с ним начались испытания и самозарядного карабина Симонова СКС под тот же патрон. В 1946 году Шмайссер вместе с группой других немецких инженеров был отправлен в СССР для передачи немецкого опыта.

Напомню, в те времена это было нормальной практикой — первые советские реактивные самолеты имели двигатели немецкой конструкции, первый Ижевский послевоенный мотоцикл ИЖ-350 был копией немецкого DKW 350, французы на своих заводах собирали пистолеты Вальтера для своей полиции из трофейных деталей и по трофейной документации, а все американские космические ракеты вплоть до «лунника» Сатурн-5 были сделаны под руководством бывшего штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна.

2. Что известно о сотрудничестве Шмайссера и Калашникова?

По большому счету ничего. Михаил Тимофеевич работал над своим автоматом в городе Ковров и на Щуровском полигоне в Подмосковье, принимая участие в конкурсах на новый автомат 1946 и 1947 годов наравне со многими другими конструкторами, так или иначе оказавшими заметное влияние на окончательный вариант автомата АК-47 после неудачи с АК-46. В частности, тут стоит отметить туляка Булкина с его автоматом ТКБ-415, являвшегося одним из главных конкурентов Калашникова на последнем этапе конкурса 1947 года.

В Ижевск, где с 1946 года пребывал Хуго Шмайссер с группой своих бывших соотечественников, Калашников приехал в начале 1948 года уже с более или менее готовой конструкцией автомата АК для постановки ее на серийное производство.

Еще нужно отметить, что конструкция нового автомата на тот момент являлась секретной, а немецкие инженеры, работавшие в Ижевске, допуска к секретным работам не имели. Вообще, в открытом доступе в музее ИЖМАШ в Ижевске имеется достаточно большой объем документов по работе там группы немецких оружейников, включая личные характеристики на них, из которых следует, что Шмайссер, в отличие от ряда других своих коллег, также оказавшихся в советском плену (таких как Грюнер, например), не проявлял особого рвения в помощи победителям и занимался не слишком серьезными разработками вроде нового пистолета-пулемета или магазинов к оружию. Можно предполагать, что Шмайссер мог передать советским инженерам какие-то данные по технологии штамповки деталей оружия из листовой стали, но документальных подтверждений этому пока не найдено.

3. Является ли совпадением сходство конструкций между Stg-44 и АК-47?

Если говорить о внешнем сходстве, то тут уместно вспомнить инженерную поговорку о том, что форма определяется функцией. Одно назначение диктует схожесть внешнего вида, при этом нужно отметить, что аналогичную StG 44 общую компоновку (штампованная конструкция, отдельная пистолетная рукоятка, отъемный коробчатый магазин, откидной вниз на шарнире блок ударно-спускового механизма с рукояткой) имел скажем пистолет-пулемет Судаева образца 1942 года. С другой стороны, схожую с АК компоновку (как внешне, так и внутренне) имела автоматическая винтовка (ручной пулемет) американца Льюиса (Lewis machine rifle) 1923 года — в этой системе также имелась газоотводная автоматика с верхним расположением газового поршня с длинным ходом и запирание поворотным затвором.

Если говорить чисто об устройстве автоматики и компоновке внутренних узлов, то тут тоже различий между системами Калашникова и Шмайссера гораздо больше, чем совпадений.

Что касается StG 44, то его компоновка с откидным вниз узлом УСМ, возвратной пружиной в прикладе, газовым поршнем с длинным ходом и характерным запиранием перекосом затвора в вертикальной плоскости имела более чем случайное сходство с устройством чешского ручного пулемета ZB Vz.26. Особенно это сходство было заметно в раннем варианте немецкого автомата Mkb 42(H), впрочем, и в «Штурмгевере» 1944 года чешские «уши» торчат самым очевидным образом.

Автомат Калашникова по устройству узла запирания и ударно-спусковому механизму базируется на американской системе Гаранда М1 (что подтверждал в своих мемуарах и сам Михаил Тимофеевич). Концепция «вывешивания» затворной группы с большими зазорами для обеспечения высокой надежности при загрязнении была ранее применена Судаевым в его автомате АС-44, конструкция ствольной коробки с отдельной крышкой и характерным решением возвратной пружины ранее были реализованы в автомате Булкина ТКБ-415.

Если говорить кратко, то и Шмайcсер, и Калашников занимались решением одной и той же инженерной задачи (то есть созданием оружия на уже известных принципах и под схожие требования), но подходы у них были принципиально разные, как и результаты — автомат Калашникова получился заметно легче «штурмгевера», более гибок конструктивно (для StG 44 создание варианта со складным прикладом вылилось бы в серьезную переделку конструкции из-за расположенной в прикладе пружины), а главное — гораздо более надежен.

Именно поэтому, невзирая на известность, StG 44 после войны всерьез не копировали в других боевых образцах, а вот АК стал одним из самых успешных, массовых и копируемых образцов не только в своем классе, но и вообще среди всего боевого стрелкового оружия 20 века.

Заимствования: оружие у нацистов, сюжеты – у французов

Это не первая история со скульптурами Салавата Щербакова, с которой спиливают винтовки производства нацистской Германии. В прошлый раз два карабина «Маузер 98», которым вооружали части СС и Вермахта, оказались на памятнике «Прощание славянки». Его торжественно установили у Белорусского вокзала в Москве в 2014 году.

Владимир Мединский тогда сказал, что министерство культуры за ошибку ответственности не несет, и сослался на Щербакова и «Российское военно–историческое общество». Салават Щербаков объяснял, что виноват молодой коллектив, который «очень старался».

Карабины «Маузер» с памятника быстро спилили, в РВИО сказали, что забрали их на «экспертизу».

Читать еще:  20 простых советов, как не умереть по глупости. Часть 1

А вот еще одна странность с оружием на скульптуре авторства Щербакова: автоматы Калашникова на памятнике Александру I.

Скульптора Салавата Щербакова обвиняли не только в исторических ошибках, но и в откровенном плагиате, что не помешало ему стать одним из главных скульпторов современной России

В 2013 году в Москве проходит фестиваль «Лучший город земли». В его рамках проводился конкурс граффити. На стене одного из московских домов появилась картина «Старый город», автор эскиза – Салават Щербаков.

Блогер и москвовед Сергей Щеголев обратил внимание, что картина очень похожа на то, что нарисовали французские художники в Иерусалиме еще в 2006 году. В своем «Живом журнале» он опубликовал запись, в которой сравнил картины в Москве и Иерусалим и обвинил скульптора Салавата Щербакова в явном плагиате. Некоторые элементы с первоисточника Щербаковым были перерисованы практически без изменений.

Снявших табличку с памятника Калашникову рабочих задержала полиция

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Московская полиция задержала рабочих, занимавшихся демонтажом фрагмента барельефа на памятнике оружейнику Михаилу Калашникову, на котором по ошибке разместили чертеж немецкого автомата StG 44.

После дачи объяснений рабочих отпустили. Источник в правоохранительных органах объяснил, что хотя рабочие действовали по согласованию с префектурой района, при себе они не имели никаких документов.

Телеканал «360» опубликовал видео демонтажа фрагмента барельефа. На кадрах видно, как рабочие в присутствии журналистов вручную отрывают от памятника часть барельефа.

Скульптуру «откорректируют»

Скульптор также заявил, что будет рад, если тот, кто нашел ошибку в чертеже на монументе, предоставит правильный вариант. «Мы были бы рады, чтобы тот, кто нашел ошибку, предоставил бы нам чертеж Калашникова. Он бы, кстати, и больше нес ответственность, что правильно дал. Мы будем наносить новую гравировку, это поверхностная небольшая процедура», — отметил Щербаков.

В свою очередь, концерн «Калашников» выразил готовность проконсультировать авторов памятника создателю автомата АК-47. «Мы готовы оказать творческой группе необходимую поддержку и техническую консультацию. К сожалению, специалисты концерна «Калашников» не осуществляли авторский надзор скульптурной композиции и не привлекались в качестве консультантов», — написала директор по внешним коммуникациям концерна София Иванова на своей странице в Facebook.

«Шмайссер» вместо «Калашникова»

На то, что на новом памятнике Калашникову изображена немецкая автоматическая винтовка StG 44, первым обратил внимание на своей странице в социальной сети Facebook историк Юрий Пашолок.

В Российском военно-историческом обществе пообещали демонтировать плиту со схемой StG.

Кононов выразил уверенность, что благодаря допущенной ошибке стало ясно, что автомат Калашникова и винтовка StG — «совершенно разное оружие».

Дискуссии в обществе

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову высотой 7,5 метров установили на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в центре Москвы. По словам главы Минкультуры Владимира Мединского, это было сделано по инициативе РВИО и лично одного из членов попечительского совета общества, главы «Ростеха» Сергея Чемезова.

Скульптурная композиция вызвала дискуссии в обществе. В частности, памятник раскритиковал лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, который считает, что АК-47 никогда по-настоящему не использовался для защиты страны.

Музыкант также назвал скульптуру «бездарной» и «уродливой» и заявил, что ее установку не одобрили бы даже в советское время.

«Никакой танцор или певец не будет слышать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия и не надо в нее лезть», — сказал скульптор.

Памятник также раскритиковал певец Сергей Лазарев. «Чему учим детей? Воевать? Делать эту картинку нормой?» — заявил артист.
При этом он подчеркнул, что изобретение конструктора вызывает гордость, однако для «такого некрасивого» памятника выбрано очень неудачное место.

«Задача — устрашить? Ну, тогда выполнена на 5! Смотреть страшно!» — написал Лазарев в своем Instagram.

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

О современных врачах и выживании. Взгляд с другой стороны

Лучшие друзья человека: Тактические собаки

19 сентября в Москве, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, был открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, изобретателю самого известного в мире автомата. Эта дата пришлась на День Оружейника, праздник, учреждённым В.В. Путиным по инициативе самого Калашникова.

Через пару дней после открытия специалисты в сфере военной истории обнаружили, что на постаменте памятника изображена взрыв-схема StG 44 (Sturmgewehr 44, немецкой штурмовой винтовки конструкции Хуго Шмайссера, оружейника Третьего рейха).

В интернетах «всплыл» старый спор о заимствовании Калашниковым для своего автомата деталей и узлов от StG 44. Напомним — комментаторы-критики, в 99,9% случаев оказывающиеся непростительно далёкими от оружейной темы, указывают на внешнее сходство АК и StG 44 как на неоспоримое доказательство того, что российское оружие «слизано» с немецкой винтовки. Однако если взглянуть на внутренние части и схему работу обеих винтовок, то видны принципиальные различия. В каких же отношениях находятся автомат Калашникова и Sturmgewehr 44?

Максим Попенкер, официальный представитель концерна «Калашников», опубликовал на сайте Kalashnikov.Media статью, хорошо отвечающую на этот вопрос. Итак…

1. Кто такой Хуго Шмайссер и почему его часто поминают рядом с Калашниковым?

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser, 1884-1953) — немецкий конструктор оружия и предприниматель, потомственный оружейник. Прославился разработкой нескольких ранних автоматических пистолетов для фирмы Bergmann, одного из первых серийных пистолетов-пулеметов МР 18 (его приоритет не без оснований оспаривают итальянцы с OVP-1918 и Beretta-1918). В контексте отечественной истории оружия Шмайссера чаще всего поминают в связи с разработкой автоматов под промежуточный патрон. Действительно, в 1943 году Красная Армия получила в качестве трофея немецкий автомат Mkb 42(H) конструкции Шмайссера под промежуточный патрон 7.9х33, что привело к созданию в 1943 году собственного промежуточного патрона 7.62х41 с несколько лучшей, чем у немцев, баллистикой и развертыванию активных работ над оружием под этот боеприпас.

Тут надо особо отметить, что, когда Шмайсер еще занимался в Германии налаживанием массового производства своего модифицированного автомата Stg 44, в СССР шли работы по созданию целого семейства оружия под промежуточный патрон — карабинов с ручной перезарядкой и самозарядных, автоматов и ручных пулеметов. Уже летом 1945 года, когда захваченный американцами в апреле 1945 года Шмайссер еще сидел в их плену, в СССР начались войсковые испытания автомата Судаева АС-44 под патрон 7.62х41. Параллельно с ним начались испытания и самозарядного карабина Симонова СКС под тот же патрон. В 1946 году Шмайссер вместе с группой других немецких инженеров был отправлен в СССР для передачи немецкого опыта.

Напомню, в те времена это было нормальной практикой — первые советские реактивные самолеты имели двигатели немецкой конструкции, первый Ижевский послевоенный мотоцикл ИЖ-350 был копией немецкого DKW 350, французы на своих заводах собирали пистолеты Вальтера для своей полиции из трофейных деталей и по трофейной документации, а все американские космические ракеты вплоть до «лунника» Сатурн-5 были сделаны под руководством бывшего штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна.

2. Что известно о сотрудничестве Шмайссера и Калашникова?

По большому счету ничего. Михаил Тимофеевич работал над своим автоматом в городе Ковров и на Щуровском полигоне в Подмосковье, принимая участие в конкурсах на новый автомат 1946 и 1947 годов наравне со многими другими конструкторами, так или иначе оказавшими заметное влияние на окончательный вариант автомата АК-47 после неудачи с АК-46. В частности, тут стоит отметить туляка Булкина с его автоматом ТКБ-415, являвшегося одним из главных конкурентов Калашникова на последнем этапе конкурса 1947 года.

В Ижевск, где с 1946 года пребывал Хуго Шмайссер с группой своих бывших соотечественников, Калашников приехал в начале 1948 года уже с более или менее готовой конструкцией автомата АК для постановки ее на серийное производство.

Еще нужно отметить, что конструкция нового автомата на тот момент являлась секретной, а немецкие инженеры, работавшие в Ижевске, допуска к секретным работам не имели. Вообще, в открытом доступе в музее ИЖМАШ в Ижевске имеется достаточно большой объем документов по работе там группы немецких оружейников, включая личные характеристики на них, из которых следует, что Шмайссер, в отличие от ряда других своих коллег, также оказавшихся в советском плену (таких как Грюнер, например), не проявлял особого рвения в помощи победителям и занимался не слишком серьезными разработками вроде нового пистолета-пулемета или магазинов к оружию. Можно предполагать, что Шмайссер мог передать советским инженерам какие-то данные по технологии штамповки деталей оружия из листовой стали, но документальных подтверждений этому пока не найдено.

3. Является ли совпадением сходство конструкций между Stg-44 и АК-47?

Если говорить о внешнем сходстве, то тут уместно вспомнить инженерную поговорку о том, что форма определяется функцией. Одно назначение диктует схожесть внешнего вида, при этом нужно отметить, что аналогичную StG 44 общую компоновку (штампованная конструкция, отдельная пистолетная рукоятка, отъемный коробчатый магазин, откидной вниз на шарнире блок ударно-спускового механизма с рукояткой) имел скажем пистолет-пулемет Судаева образца 1942 года. С другой стороны, схожую с АК компоновку (как внешне, так и внутренне) имела автоматическая винтовка (ручной пулемет) американца Льюиса (Lewis machine rifle) 1923 года — в этой системе также имелась газоотводная автоматика с верхним расположением газового поршня с длинным ходом и запирание поворотным затвором.

Если говорить чисто об устройстве автоматики и компоновке внутренних узлов, то тут тоже различий между системами Калашникова и Шмайссера гораздо больше, чем совпадений.

Что касается StG 44, то его компоновка с откидным вниз узлом УСМ, возвратной пружиной в прикладе, газовым поршнем с длинным ходом и характерным запиранием перекосом затвора в вертикальной плоскости имела более чем случайное сходство с устройством чешского ручного пулемета ZB Vz.26. Особенно это сходство было заметно в раннем варианте немецкого автомата Mkb 42(H), впрочем, и в «Штурмгевере» 1944 года чешские «уши» торчат самым очевидным образом.

Автомат Калашникова по устройству узла запирания и ударно-спусковому механизму базируется на американской системе Гаранда М1 (что подтверждал в своих мемуарах и сам Михаил Тимофеевич). Концепция «вывешивания» затворной группы с большими зазорами для обеспечения высокой надежности при загрязнении была ранее применена Судаевым в его автомате АС-44, конструкция ствольной коробки с отдельной крышкой и характерным решением возвратной пружины ранее были реализованы в автомате Булкина ТКБ-415.

Если говорить кратко, то и Шмайcсер, и Калашников занимались решением одной и той же инженерной задачи (то есть созданием оружия на уже известных принципах и под схожие требования), но подходы у них были принципиально разные, как и результаты — автомат Калашникова получился заметно легче «штурмгевера», более гибок конструктивно (для StG 44 создание варианта со складным прикладом вылилось бы в серьезную переделку конструкции из-за расположенной в прикладе пружины), а главное — гораздо более надежен.

Именно поэтому, невзирая на известность, StG 44 после войны всерьез не копировали в других боевых образцах, а вот АК стал одним из самых успешных, массовых и копируемых образцов не только в своем классе, но и вообще среди всего боевого стрелкового оружия 20 века.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector