0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сотрудников компании из Тель-Авива обвинили в атаке на Нагорный Карабах

Сотрудников компании из Тель-Авива обвинили в атаке на Нагорный Карабах

Министерство обороны Израиля проводит расследование в отношении компании Aeronautics Defense Systems (ADS), производящей ударные беспилотники. Как сообщила израильская газета «Маарив», сотрудники базирующейся в Тель-Авиве компании могли по просьбе азербайджанских военных участвовать в ударе по армянским позициям в Нагорном Карабахе. Компания все обвинения решительно отрицает, хотя о ее сотрудничестве с Баку известно давно. При этом в армянской и азербайджанской прессе было распространено сообщение о том, что газета «Маарив» якобы уже опровергла собственную публикацию. Но это, как выяснил “Ъ”, оказалось неправдой, и важный репутационный вопрос для Израиля по-прежнему открыт.

Скандал разразился после публикации в газете «Маарив», где рассказывалось о недавнем визите в Азербайджан делегации представителей Aeronautics Defense Systems. Целью было заключение контракта на поставку беспилотников-камикадзе Orbiter 1K. Они могут нести двухкилограммовый боезаряд, который активируется при столкновении с целью и способен уничтожить, например, автомобиль. Как утверждает автор статьи Йоси Мельман, азербайджанские военные попросили израильских инженеров продемонстрировать технику в деле, нанеся удар по позициям в Нагорном Карабахе. Видеосъемку атаки якобы потом собирались показать по телевидению Азербайджана, «чтобы продемонстрировать национальную гордость и военную мощь».

Однако два израильских оператора категорически отказались направлять дроны на Нагорный Карабах, хотя руководство делегации ADS согласилось с условиями азербайджанской стороны. Менеджеры израильской компании обвинили операторов в том, что из-за них может сорваться важный контракт, но те все равно не подчинились. Тогда управлять двумя беспилотниками пришлось самим менеджерам. После этого инцидента, как писала «Маарив», один из операторов уволился из компании, а второй собирается это сделать.

Гонка вооружений между Арменией и Азербайджаном становится серьезной проблемой

Позднее «Маарив» опубликовала еще один материал, в котором было раскрыто имя человека, якобы сообщившего Министерству обороны Израиля об инциденте. Им оказался владелец небольшой компании Wireless Avionics Алон Валлах, который сам на протяжении 20 лет занимался производством беспилотников. «Я узнал о том, что произошло в Азербайджане, от надежных источников и как добропорядочный гражданин должен был об этом сообщить в министерство»,— сказал господин Валлах. Wireless Avionics не является конкурентом ADS.

Армянские СМИ со ссылкой на свои источники уточнили дату, когда, вероятно, произошел инцидент — 7 июля. При этом в еженедельнике «Хай зинвор» («Армянский солдат») — официальном печатном органе Министерства обороны Армении — в номере от 2–8 августа (то есть еще до публикаций в израильской прессе) было напечатано интервью с полковником армии самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Арменом Гезаляном. «7 июля противник использовал ударный беспилотник, пытаясь повредить одну из наших позиций,— рассказал господин Гезалян.— Конечно, у них это не получилось. Хотя многие бойцы были на позиции впервые, они быстро сориентировались, и трагедии удалось избежать. Двое солдат получили легкие осколочные ранения».

В военном ведомстве Азербайджана не сделали никаких официальных заявлений по поводу скандала и не ответили на запрос “Ъ”. В ADS также проигнорировали вопросы “Ъ”. Вместе с тем газете «Маарив» в компании заявили, что все обвинения считают неправомерными. При этом о сотрудничестве ADS с Баку известно давно. В частности, в Азербайджане действует совместная с Израилем компания AZAD Systems Co, которая производит беспилотники Zarba: они представляют собой лицензионную копию Orbiter 1K.

Пресс-служба военного ведомства Израиля в ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать ситуацию заявила: «Минобороны обычно не комментирует информацию, связанную с военным экспортом. Этот вопрос (о возможном участии представителей израильской компании в осуществлении атаки на позиции в Нагорном Карабахе.— “Ъ” ) находится в стадии проверки соответствующими отделами Министерства обороны». Дополнительно в ведомстве уточнили, что «если инженеры из Aeronautics Defense Systems и ездили в Азербайджан, то израильских военных с ними не было».

Как Карабахский конфликт вышел из замороженного состояния

При этом источник “Ъ” в госструктурах Израиля назвал описанную в газете «Маарив» историю «из ряда вон выходящей». «Ничего подобного раньше не было. Принцип невмешательства в чужие конфликты — ключевой для израильской военной промышленности,— сказал собеседник “Ъ”.— Хочется верить, эта информация не подтвердится. Но если она все же окажется правдой, военное ведомство, разумеется, применит санкции в отношении компании». Когда завершится расследование Министерства обороны Израиля, пока неизвестно.

Публикация «Маарив» нашла широкий отклик в армянских, а затем и в азербайджанских СМИ. Интерес к теме несколько угас после того, как армянский портал Tert.am 15 августа опубликовал интервью посла Израиля в Ереване Элияху Ерушалми. «Эта информация (об атаке карабахских позиций сотрудниками ADS.— “Ъ” ) была опубликована в газете, затем газета опровергла ее. По всей видимости, такого никогда и не было, но в любом случае Израиль проверяет эту информацию»,— цитирует посла издание.

Читать еще:  Универсальный грузовик-вездеход Mercedes-Benz Unimog

Между тем, как выяснил “Ъ”, цитата была передана неточно. В посольстве Израиля в Армении “Ъ” сообщили: господин Ерушалми не говорил, что газета «Маарив» опровергла собственную публикацию,— он имел в виду, что ADS считает обнародованную информацию не соответствующей действительности. Недопонимание произошло из-за языкового барьера, предположили в дипмиссии. Журналист газеты «Маарив» Йоси Мельман подтвердил “Ъ”, что ничего не опровергал.

Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян сообщил “Ъ”: в Степанакерте также проводят проверку сообщений израильской прессы, но результатов пока нет. «Подобного рода информация и утверждения вызывают у нас озабоченность. Если они подтвердятся, то должна последовать четкая и однозначная реакция международного сообщества»,— заявили “Ъ” в МИД Армении.

Хроника Карабахского конфликта

В конфликте 2016 года в Нагорном Карабахе Азербайджан впервые применил в боевых условиях израильские беспилотники. При этом, по данным Минобороны Армении, с помощью одного из них был обстрелян автобус с армянскими добровольцами, направлявшимися на фронт. Тогда погибли, по данным армянской стороны, от пяти до семи человек. Азербайджанская сторона этого не подтверждала. Тем не менее после завершения боев — 14 апреля 2016 года — армянская диаспора Израиля провела митинг возле МИД страны в Иерусалиме, требуя прекратить продажу новейшего оружия Баку. «Необходимость прекращения вооружения Азербайджана — согласованная позиция нашей общины,— сказал “Ъ” глава армянской общественной организации “Наири” в израильском городе Петах-Тиква Артем Чернаморян.— Что же касается статей в газете “Маарив”, то мы ждем окончания расследования. Единого мнения тут нет. Кто-то из армян считает, что операторы, отказавшиеся наносить удар,— настоящие герои. А кто-то не верит газете, подозревая, что это лишь попытка испортить отношения Армении и Израиля, которые в последнее время улучшились».

В декабре прошлого года азербайджанский президент Ильхам Алиев сообщил, что Израиль и Азербайджан за годы сотрудничества в военно-промышленной сфере заключили контракты почти на $5 млрд, уточнив, что большая часть из них уже выполнена. Объем реализованных контрактов между Москвой и Баку по линии ВТС за последние пять лет оценивается в сумму свыше $4 млрд.

Удачный стартап отставных лейтенантов

К созданию первых дронов Израиль толкнула нужда. В 1969-м соседи объявили маленькой и ещё неокрепшей стране войну на уничтожение. В первые дни конфликта авиация Израиля несла серьёзные потери — советские зенитные ракетные комплексы, стоявшие на вооружении арабских стран, отрабатывали «на отлично». Отчаянная ситуация заставила экстренно искать решение. Пришлось распечатать «кубышку» и заглянуть в «военную лавку США» — так в авиаотряде Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) появились радиоуправляемые дроны Firebee. Громоздкие и неповоротливые полуторатонники всё-таки помогли в борьбе с арабскими ПВО. Однако к началу 1970-х машины уже явно устарели. Но где взять новинку, генералы и руководство Израиля пока не представляли: что-то поновее партнёры из США и Великобритании продавать не спешили.

Справка

Ситуацию изменили два молодых офицера — Иегуда Мази и Элвин Эллис. В прошлом операторы тех самых Firebee, они изучили каждый винтик заокеанских беспилотников. Уже в 1974-м они создали компанию «Эирмеко» и «выкатили» прототип легендарного в будущем «Мастиффа».

Впрочем, новинку в ВВС Израиля приняли холодно, а вот военным связистам «Мастифф» пришёлся по душе — он был способен заглянуть за горизонт.

Вскоре и ведущий авиастроитель страны — Israel Aircraft Industries (IAI) — изменил своё отношение к перспективной технике. Молодую компанию, которая к тому времени создала ещё один дрон по имени «Скаут», взяли под «крыло». Именно тогда беспилотники вчерашних отставных лейтенантов Мази и Эллиса получили мощный финансовый форсаж.

Справка

Дебют «Скаутов» и «Мастиффов» превратился в неожиданный триумф — во время операции «Арцав», ливанской войны 1982-го. Пара израильских БЛА помогла превратить в груду металлолома сразу 19 из 24 ливано-сирийских дивизионов зенитных ракетных комплексов. Система ПВО противника была нокаутирована. Дальше за дело взялась авиация ЦАХАЛ. Как итог: 90 сбитых самолётов всего за четыре дня. И ни одной потери.

Однако закрепиться в строю передовиков мира беспилотной авиации Израиль смог лишь в 2004 году. Тогда в сеть просочилась информация, что на Земле Обетованной начали разработку нового ударного БЛА по имени «Эйтан».

«Жнец» поднимает больше, израильтянин — надёжнее

Свою мини-революцию боевых беспилотников США сотворили в начале нового тысячелетия. В 2001-м из ангаров General Atomics Aeronautical Systems в небеса взмыл первый прототип ударного MQ-9 Reaper («Жнец», — с англ.). За основу был взят многоцелевой дрон MQ-1 Predator, стоящий на вооружении США ещё с 1994 года.

6 лет доводки, и с 2007-го «Жнец» массово «идёт на службу» в ВВС США и Великобритании.

Вашингтону настолько понравился этот беспилотник, что в августе 2008-го под него основали целую авиачасть — 174-е истребительное авиакрыло нацгвардии США. Восхищённый Пентагон анонсирует десятилетнюю программу развития БЛА, обещая выделить на неё заоблачную сумму — 770 млрд долларов.

Справка

MQ-9 Reaper оснастили турбовинтовой силовой установкой Honeywell TP331-10, которая даёт приличную, по меркам БЛА, скорость — свыше 400 км/ч. Рабочий потолок «Жнеца» тоже внушает уважение — до 15 километров. Базовая модель может находиться в непрерывном полёте целые сутки, модифицированная до Block-1 и вовсе 35-40 часов. Вес американского дрона чуть больше двух тонн, при этом полезную нагрузку можно довести до 1,7 тонны. Стоимость одного «Жнеца» — примерно 30 млн долларов в зависимости от конфигурации. И это на 5 миллионов дешевле, чем базовый израильский «Эйтан».

Читать еще:  Пистолет Ярыгина / 6П35 ПЯ / MP-443 «Грач» (Россия)

Но у Израиля в «колоде» припрятаны свои «козыри». Один из первых — повышенная надёжность. Авионика управления полётом ближневосточного дрона имеет тройное резервирование, система раскрытия шасси — двойное.

С октября 2018-го, стараясь не отстать от конкурента, американская General Atomics оснащает модификацию MQ-9 Reaper под литерой «B» системами защиты от поражения молнией и от обледенения. Но в Тель-Авиве нашли чем перебить: улучшенную модель IAI Eitan адаптируют для дозаправки в воздухе.

Справка

Размах крыльев израильского аппарата составляет 26 метров. Это без малого на три метра меньше, чем у пассажирского «Боинг-737». Рабочий «потолок» ближневосточного дрона — 13.700 метров, время бесперебойного полёта — 36 часов. Улучшенная модификация может «зависнуть» над нужным районом и вовсе до 50 часов. Максимальная скорость беспилотника ЦАХАЛ сопоставима с заокеанским конкурентом — 407 км/ч. Такое ускорение даёт турбовинтовой PT6A-67A от Pratt&Whitney в 1.200 лошадей. «Жнец» со своим Honeywell куда скромнее: до 900 — в максимальной комплектации.

Уступает «израильтянин» своему коллеге из Штатов лишь в полезной нагрузке. Максимальный вес, который под силу стандартной модели «Эйтана», ограничен одной тонной. Но израильский дрон недостаток грузоподъёмности компенсирует «начинкой»: оказалось, что ближневосточным инженерам Израиля есть чем удивить американских коллег.

Сотрудников компании из Тель-Авива обвинили в атаке на Нагорный Карабах

Министерство обороны Израиля проводит расследование в отношении компании Aeronautics Defense Systems (ADS), производящей ударные беспилотники. Как сообщила израильская газета «Маарив», сотрудники базирующейся в Тель-Авиве компании могли по просьбе азербайджанских военных участвовать в ударе по армянским позициям в Нагорном Карабахе. Компания все обвинения решительно отрицает, хотя о ее сотрудничестве с Баку известно давно. При этом в армянской и азербайджанской прессе было распространено сообщение о том, что газета «Маарив» якобы уже опровергла собственную публикацию. Но это, как выяснил “Ъ”, оказалось неправдой, и важный репутационный вопрос для Израиля по-прежнему открыт.

Скандал разразился после публикации в газете «Маарив», где рассказывалось о недавнем визите в Азербайджан делегации представителей Aeronautics Defense Systems. Целью было заключение контракта на поставку беспилотников-камикадзе Orbiter 1K. Они могут нести двухкилограммовый боезаряд, который активируется при столкновении с целью и способен уничтожить, например, автомобиль. Как утверждает автор статьи Йоси Мельман, азербайджанские военные попросили израильских инженеров продемонстрировать технику в деле, нанеся удар по позициям в Нагорном Карабахе. Видеосъемку атаки якобы потом собирались показать по телевидению Азербайджана, «чтобы продемонстрировать национальную гордость и военную мощь».

Однако два израильских оператора категорически отказались направлять дроны на Нагорный Карабах, хотя руководство делегации ADS согласилось с условиями азербайджанской стороны. Менеджеры израильской компании обвинили операторов в том, что из-за них может сорваться важный контракт, но те все равно не подчинились. Тогда управлять двумя беспилотниками пришлось самим менеджерам. После этого инцидента, как писала «Маарив», один из операторов уволился из компании, а второй собирается это сделать.

Гонка вооружений между Арменией и Азербайджаном становится серьезной проблемой

Позднее «Маарив» опубликовала еще один материал, в котором было раскрыто имя человека, якобы сообщившего Министерству обороны Израиля об инциденте. Им оказался владелец небольшой компании Wireless Avionics Алон Валлах, который сам на протяжении 20 лет занимался производством беспилотников. «Я узнал о том, что произошло в Азербайджане, от надежных источников и как добропорядочный гражданин должен был об этом сообщить в министерство»,— сказал господин Валлах. Wireless Avionics не является конкурентом ADS.

Армянские СМИ со ссылкой на свои источники уточнили дату, когда, вероятно, произошел инцидент — 7 июля. При этом в еженедельнике «Хай зинвор» («Армянский солдат») — официальном печатном органе Министерства обороны Армении — в номере от 2–8 августа (то есть еще до публикаций в израильской прессе) было напечатано интервью с полковником армии самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Арменом Гезаляном. «7 июля противник использовал ударный беспилотник, пытаясь повредить одну из наших позиций,— рассказал господин Гезалян.— Конечно, у них это не получилось. Хотя многие бойцы были на позиции впервые, они быстро сориентировались, и трагедии удалось избежать. Двое солдат получили легкие осколочные ранения».

В военном ведомстве Азербайджана не сделали никаких официальных заявлений по поводу скандала и не ответили на запрос “Ъ”. В ADS также проигнорировали вопросы “Ъ”. Вместе с тем газете «Маарив» в компании заявили, что все обвинения считают неправомерными. При этом о сотрудничестве ADS с Баку известно давно. В частности, в Азербайджане действует совместная с Израилем компания AZAD Systems Co, которая производит беспилотники Zarba: они представляют собой лицензионную копию Orbiter 1K.

Пресс-служба военного ведомства Израиля в ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать ситуацию заявила: «Минобороны обычно не комментирует информацию, связанную с военным экспортом. Этот вопрос (о возможном участии представителей израильской компании в осуществлении атаки на позиции в Нагорном Карабахе.— “Ъ” ) находится в стадии проверки соответствующими отделами Министерства обороны». Дополнительно в ведомстве уточнили, что «если инженеры из Aeronautics Defense Systems и ездили в Азербайджан, то израильских военных с ними не было».

Читать еще:  Аптечка полевого медика

Как Карабахский конфликт вышел из замороженного состояния

При этом источник “Ъ” в госструктурах Израиля назвал описанную в газете «Маарив» историю «из ряда вон выходящей». «Ничего подобного раньше не было. Принцип невмешательства в чужие конфликты — ключевой для израильской военной промышленности,— сказал собеседник “Ъ”.— Хочется верить, эта информация не подтвердится. Но если она все же окажется правдой, военное ведомство, разумеется, применит санкции в отношении компании». Когда завершится расследование Министерства обороны Израиля, пока неизвестно.

Публикация «Маарив» нашла широкий отклик в армянских, а затем и в азербайджанских СМИ. Интерес к теме несколько угас после того, как армянский портал Tert.am 15 августа опубликовал интервью посла Израиля в Ереване Элияху Ерушалми. «Эта информация (об атаке карабахских позиций сотрудниками ADS.— “Ъ” ) была опубликована в газете, затем газета опровергла ее. По всей видимости, такого никогда и не было, но в любом случае Израиль проверяет эту информацию»,— цитирует посла издание.

Между тем, как выяснил “Ъ”, цитата была передана неточно. В посольстве Израиля в Армении “Ъ” сообщили: господин Ерушалми не говорил, что газета «Маарив» опровергла собственную публикацию,— он имел в виду, что ADS считает обнародованную информацию не соответствующей действительности. Недопонимание произошло из-за языкового барьера, предположили в дипмиссии. Журналист газеты «Маарив» Йоси Мельман подтвердил “Ъ”, что ничего не опровергал.

Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян сообщил “Ъ”: в Степанакерте также проводят проверку сообщений израильской прессы, но результатов пока нет. «Подобного рода информация и утверждения вызывают у нас озабоченность. Если они подтвердятся, то должна последовать четкая и однозначная реакция международного сообщества»,— заявили “Ъ” в МИД Армении.

Хроника Карабахского конфликта

В конфликте 2016 года в Нагорном Карабахе Азербайджан впервые применил в боевых условиях израильские беспилотники. При этом, по данным Минобороны Армении, с помощью одного из них был обстрелян автобус с армянскими добровольцами, направлявшимися на фронт. Тогда погибли, по данным армянской стороны, от пяти до семи человек. Азербайджанская сторона этого не подтверждала. Тем не менее после завершения боев — 14 апреля 2016 года — армянская диаспора Израиля провела митинг возле МИД страны в Иерусалиме, требуя прекратить продажу новейшего оружия Баку. «Необходимость прекращения вооружения Азербайджана — согласованная позиция нашей общины,— сказал “Ъ” глава армянской общественной организации “Наири” в израильском городе Петах-Тиква Артем Чернаморян.— Что же касается статей в газете “Маарив”, то мы ждем окончания расследования. Единого мнения тут нет. Кто-то из армян считает, что операторы, отказавшиеся наносить удар,— настоящие герои. А кто-то не верит газете, подозревая, что это лишь попытка испортить отношения Армении и Израиля, которые в последнее время улучшились».

В декабре прошлого года азербайджанский президент Ильхам Алиев сообщил, что Израиль и Азербайджан за годы сотрудничества в военно-промышленной сфере заключили контракты почти на $5 млрд, уточнив, что большая часть из них уже выполнена. Объем реализованных контрактов между Москвой и Баку по линии ВТС за последние пять лет оценивается в сумму свыше $4 млрд.

Безаварийность «Эйтана» решает всё

За плечами американских «Жнецов» — богатейший «послужной список». Первые боевые миссии они провели летом 2007 года в Ираке и Афганистане. С 2009-го база на Сейшельских островах, под завязку набитая MQ-9 Reaper, регулярно сокращает численность пиратов в Индийском океане. Но серьёзную «косьбу» «Жнецы» устроили в рядах запрещённой в России «Аль-Каиды». Один за одним они ликвидировали верхушку этой террористической организации: Мустафа Абу Язид, Фахд аль-Куса, и наконец список «жатвы» пополнил глава экстремистов в Йемене Абдаллах аль-Санаани.

Справка

Однако ряд операторов «Жнецов» стали отмечать его слабую надёжность. На старте проекта было потеряно 9 дронов. На боевых заданиях было потеряно ещё почти 40 дронов. Как итог: почти всегда лояльный Белому дому и Пентагону Bloomberg в 2012 году MQ-9 Reaper вдруг включил в тройку самых аварийных летательных аппаратов ВВС США.

Совершенно противоположная ситуация с израильским БЛА «Эйтаном». Единственная авария приключилась в январе 2012-го, когда «Эйтан» во время учебного полёта в окрестностях базы Тель-Ноф вдруг свалился в штопор и рухнул. С тех пор ни одной потери! А с 2008-го, когда «Эйтан» прошёл «крещение» огнём в операции «Литой Свинец» в Секторе Газа в 2008 году, он совершил больше сотни боевых вылетов.

Особо шумную победу беспилотному «израильтянину» приписывают в Иране.

Справка

12 ноября 2011-го один из «Эйтанов» атаковал базу «Корпуса стражей исламской революции». В результате удара с небес был убит бригадный генерал Хасан Техрани Мокаддам, который курировал государственную ракетную программу «Шахаб».

Правда, нашлись те, кто оспаривает в этом участие именно «Эйтанов», Израиль не подтвердил, но и не опровёрг победу своих дронов.

Красноречивый факт: сегодня в израильских ВВС именно беспилотники марки «Эйтан» поднимаются в небо чаще своих больших пилотируемых собратьев. Операторам БЛА в США такое пока может только сниться.

Вывод: боевые показатели MQ-9 Reaper и IAI Eitan примерно равны. Однако фактор надёжности израильскому беспилотному «собрату» даёт небольшое преимущество.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector