5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная техника Советской Армии

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ — противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Тип машины.миноукладчик гусеничный
Базовое шасси.объект 105
Типы устанавливаемых мин.ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57 и ТМ-62М со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62
Боекомплект.208 мин
Шаг минирования.4 или 5.5. м.
Количество устанавливаемых рядов мин.1 ряд
Скорость минирования
— на грунт.до 16 км/час
— в грунт.до 6 км/час
— в снег.до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта мин.4-10 минут
Протяженность ряда мин.832 или 1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт.150 м.
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин.15 градусов
Категории грунтов, позволяющие установку мин в грунт.I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.).15-20 минут
Экипаж.3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом.27.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении):
длина.9.3 м.
ширина.3.25 м.
высота.2.7 м.
Колея.2.72 м.
Клиренс. .45 см.
Удельное давление на грунт.0.57 кг./кв.см.
Средняя скорость движения
-по шоссе.40-45 км/час
— по бездорожью.25-27 км/час
Максимальный угол подъема.30 градусов
Максимальный угол крена.25 градусов
Преодолеваемый брод.1 м.
Двигатель.дизельный V-образный В-105-В
Мощность двигателя.294.2 квт. (400 л.с.)
Запас хода по топливу
— по шоссе.350 км.
— по грунту.250 км.
Вооружение.пулемет ПКТ на турели (1500 патронов), два автомата АКМ (по 600 патронов), сигнальный пистолет СПШ (20 ракет), гранаты Ф-1 (10 шт.)
Средства связи.радиостанция Р-113 (Р-123М), ТПУ Р-124

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

На снимке слева: механизм выкладки мин в боевом положении. Плужное устройство в грунт еще не заглублено.

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ — 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка.

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного минного заградителя ГМЗ. Военное издательство.. Москва 1968г.
2. Изделие 672 (ИО и ТЭ). Представитель заказчика. п/я 14659. 1960г.
3. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
4. Средства механизации минирования. Книга вторая. Военное издательство. Москва. 1980г.
5. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

Заметки на полях. Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки — занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская — не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа — от машины ничего не останется.

ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил.

Эти машины опередили американцев лет на десять. Тогда те не уделяли никакого внимания минной войне и не подозревали, что мины можно ставить с помощью машин.

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Читать еще:  Унифицированное автомобильное шасси Урал-6370 «Торнадо-У» (Россия)

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Российский Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 — машина для укладки мин»

Характеристики ГМЗ-3

История создания минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 («Изделие 318») это доработанная модель гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118». Назначение машины — скоростная механизированная установка противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника. На одной «зарядке» минный заградитель ГМЗ-3 может в течение 10-20 минут «засеять» противотанковыми минами полосу длинной в 1-2 километра, в зависимости от типа используемых мин.

Разработку ГМЗ-3 осуществил ЦКБ «Трансмаш» в г.Свердловск под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году (ведущий конструктор Л.А.Ваганов). Уже в 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение, а его разработчикам присуждена Государственная премия СССР.

Общая схема гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Даже в настоящее время машина не имеет аналогов в мире — ГМЗ-3 позволяет не только быстро и практически без участия человека расставлять мощнейшие минные заграждения, но также автоматически фиксирует места постановок каждой отдельной мины на карте, и передает соответствующие координаты в центр боевого управления.

По сравнению с предшественниками, ГМЗ-3 не имеет систем противоатомной и термодымовой защиты, однако оснащен весьма совершенным комплексом навигационной спутниковой и инерциальной аппаратуры, обеспечивающим автоматическую выработку курса следования в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3, сбоку

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Содержание

  • 1 Описание конструкции
    • 1.1 Броневой корпус и башня
      • 1.1.1 Отделение управления
      • 1.1.2 Минное отделение
      • 1.1.3 Силовое отделение
      • 1.1.4 Отделение оператора
    • 1.2 Вооружение
    • 1.3 Средства наблюдения и связи
    • 1.4 Двигатель и трансмиссия
    • 1.5 Ходовая часть
  • 2 Музейные экспонаты
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Модификации

  • Объект 118 — базовый вариант
  • ГМЗ-2 — модифицированная версия, устранён ряд недостатков базового варианта, в том числе появилась возможность дозарядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин)
  • ГМЗ-3 — современная модификация ГМЗ, разработанная на УЗТрМ. Из особенностей: вместе с ТДА(термо-дымовой аппаратурой) установлены 6 81-мм гранатомётов системы «Туча» для постановки дымовых завес [4]

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ — противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Тип машины.миноукладчик гусеничный
Базовое шасси.объект 105
Типы устанавливаемых мин.ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57 и ТМ-62М со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62
Боекомплект.208 мин
Шаг минирования.4 или 5.5. м.
Количество устанавливаемых рядов мин.1 ряд
Скорость минирования
— на грунт.до 16 км/час
— в грунт.до 6 км/час
— в снег.до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта мин.4-10 минут
Протяженность ряда мин.832 или 1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт.150 м.
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин.15 градусов
Категории грунтов, позволяющие установку мин в грунт.I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.).15-20 минут
Экипаж.3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом.27.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении):
длина.9.3 м.
ширина.3.25 м.
высота.2.7 м.
Колея.2.72 м.
Клиренс. .45 см.
Удельное давление на грунт.0.57 кг./кв.см.
Средняя скорость движения
-по шоссе.40-45 км/час
— по бездорожью.25-27 км/час
Максимальный угол подъема.30 градусов
Максимальный угол крена.25 градусов
Преодолеваемый брод.1 м.
Двигатель.дизельный V-образный В-105-В
Мощность двигателя.294.2 квт. (400 л.с.)
Запас хода по топливу
— по шоссе.350 км.
— по грунту.250 км.
Вооружение.пулемет ПКТ на турели (1500 патронов), два автомата АКМ (по 600 патронов), сигнальный пистолет СПШ (20 ракет), гранаты Ф-1 (10 шт.)
Средства связи.радиостанция Р-113 (Р-123М), ТПУ Р-124
Читать еще:  Саперный танк «Pionierpanzer 2» (Германия)

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

На снимке слева: механизм выкладки мин в боевом положении. Плужное устройство в грунт еще не заглублено.

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ — 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка.

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного минного заградителя ГМЗ. Военное издательство.. Москва 1968г.
2. Изделие 672 (ИО и ТЭ). Представитель заказчика. п/я 14659. 1960г.
3. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
4. Средства механизации минирования. Книга вторая. Военное издательство. Москва. 1980г.
5. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

Заметки на полях. Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки — занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская — не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа — от машины ничего не останется.

ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил.

Эти машины опередили американцев лет на десять. Тогда те не уделяли никакого внимания минной войне и не подозревали, что мины можно ставить с помощью машин.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении.
Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.
Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне «Старатель» НТИИМ под г. Нижний Тагил Свердловской области и с тех пор экспонировалась ежегодно. Последний раз на REA-2012. Но похоже, что время этой машины уже ушло. Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием большого количества танков. Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.
А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и создавались ГМЗ. Сегодня для обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно в Европе и в США даже не пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

Тип машины.миноукладчик гусеничный
Базовое шасси.изделие 303
Типы устанавливаемых мин.ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57, мины ТМ-62М, ТМ-62П2 со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62, МВП-62, МВП-62М, мины ТМ-89
Боекомплект.208 мин
Шаг минирования.стандартный 4 или 5.5. м., или же задаваемый оператором
Количество устанавливаемых рядов мин.1 ряд
Скорость минирования
— на грунт.до 16 км/час
— в грунт.до 6 км/час
— в снег.до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта мин.4-10 минут
Протяженность ряда мин при стандартном шаге минирования.832 или 1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт.150 м.
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин.15 градусов
Категории грунтиов, позволяющие установку мин в грунт.I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.).15-20 минут
Экипаж.3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом.28.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении):
длина.9.3м.
ширина.3.25м.
высота.2.7м.
Колея.2.72м.
Клиренс. .45 см.
Удельное давление на грунт.0.67 кг./кв.см.
Максимальная скорость движения
-по шоссе.60 км/час
— по бездорожью.35-40 км/час
Максимальный угол подъема.57.7 градусов
Максимальный угол крена.46.7 градусов
Преодолеваемый брод.1 м.
Высота вертикальной преодолеваемой стенки.0.7м.
Преодолеваемый ров.3м.
Двигатель.дизельный В-59У или В-59УМС
Мощность двигателя.382,5 квт. (520 л.с.)
Запас хода по топливу.500 км.
Вооружение.пулемет ПКТ на турели (1250 патронов), два автомата АКС-74 (по 150 патронов), гранаты РГО (10 шт.)
Средства связи.радиостанция Р-168 (Р-123М), ТПУ Р-124
Читать еще:  Радиолокационная станция AN/MPQ-46 (США)

Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается в кормовой части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа. Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю калибра 14.5 мм, осколки снарядов.

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования 6-16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями.
Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.
Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега до 50 см.

На снимке слева: устройство минирования в рабочем положении.

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Время перевода устройства минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8 минут.

На снимке слева вид машины с кормы (устройство минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир машины и оператор.

Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время отрывки с 12-20 часов при работе вручную до 1-1.5 часов. Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не приспособлено.

На снимке справа: вид машины с кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт. Плужное устройство поднято в транспортное положение

ГМЗ — 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс. метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.

От автора. Армия США не имеет подобной машины, поскольку не считают это нужным. Из имеющихся на вооружении противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято ничего.
США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее, американцам по прежнему приходится устанавливать вручную.

Впрочем, сие может иметь существенное значение только при прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии, так может быть и.
России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет не приходится.

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

armoured/index.htm)
3. Стенд завода «Уралтрансмаш» на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.
4. Личный фотоархив автора.

Заметки на полях. Долгое время названия заводов изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель, но и его точные координаты:

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Характеристики

ХарактеристикаЗначение
Страна-производительРоссия
Гарантийное обслуживание12 месяцев
Напряжение380 В
Мощность14,4 кВт
Количество камер3
Количество уровней12
Время нагреване более 30 минут
ПароувлажнениеНет
Температурный режимот 20 до 270 °C
Габариты840х900х1500
Вес190 кг

Корпус шкафа (боковые и задние стенки) изготовлен из окрашенного металла, камера и противни выполнены из черного металла.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector