16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 Круг

Содержание

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 “Круг”

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1958 г. “О создании опытного образца зенитно-ракетной системы “Круг” были определены основные характеристики ЗРК, кооперация головных исполнителей по средствам комплекса и сроки проведения работ, определяющие выход на совместные (государственные) испытания в III кв. 1961 г. Зенитный ракетный комплекс предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 600 м/с на высотах от 3000 м до 25 000 м, на дальности до 45 км. Вероятность поражения цели типа фронтового бомбардировщика Ил-28 на высотах до 20 км одной ЗУР должна была составлять 0,8, при этом предусматривалась возможность маневра цели с перегрузкой до четырех единиц. Цель с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей истребителю МиГ-15 должна была обнаруживаться на дальности 115 км. Головной организацией по разработке зенитного ракетного комплекса “Круг” (2К11) был определен НИИ-20 Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ), главным конструктором – В.П.Ефремов. Станция наведения ракет 1С32 комплекса “Круг” разрабатывалась в том же НИИ главным конструктором И.М.Дризе. Ракету КС-40 (3М8) с прямоточным двигателем должен был создать коллектив ОКБ-8 Свердловского СНХ во главе с Л.В.Люльевым. Первоначальные планы предусматривали поставку на полигон телеметрических ракет в I кв. 1959 г., станций наведения ракет – к июню, а станций обнаружения целей – в III кв. того же года. Фактически только 26 ноября 1959 г. состоялось первое из 10 бросковых испытания макета ракеты с натурными стартовыми двигателями, в ходе которых выявились первые неприятности – флаттер, разрушение ракеты при отделении стартовиков. Летная отработка маршевого двигателя 4 пусками ракет без аппаратуры управления началась с июня 1960 г. С августа, так и не добившись устойчивой работы двигателя, приступили к осуществлению программных пусков ракет, оснащенных автопилотом, но без аппаратуры радиоуправления. До июня следующего года выполнили 32 таких пуска. Из них первые 16 ракет оснащались упрощенным автопилотом, не обеспечивающим управление по крену и турбонасосным агрегатом без устройства регулирования расхода топлива. Из 26 пусков, выполненных до конца 1960 года, шесть ракет разрушились в полете, у семи – не включился маршевый двигатель и только 12 стрельб были относительно успешными. С учетом большого количества неудач на испытаниях ракет ЗМ8 по решению Госкомитета по авиационной технике от 25 августа 1961 г. была создана специальная экспертная комиссия по выработке мероприятий по доработке ракеты. Большинство аварий было связано с прогарами камеры сгорания, отказами в работе бортовой аппаратуры КРБ, недостаточной прочностью ряда элементов конструкции. Спустя месяц, по рекомендациям комиссии было принято решение изменить конструкцию стабилизаторов горения, устранить зоны отрыва потока и повысить жаростойкость камеры сгорания маршевого двигателя. С другой стороны, был и обнадеживающий результат – анализ возможностей станции наведения ракет и динамики наведения ЗУР показал возможность обеспечения приемлемой точности при использовании только радиокомандной системы управления. Более того, при отсутствии ГСН снимались жесткие ограничения по углу атаки, что повысило маневренные возможности ракеты.

Поэтому Решением ВПК от 12 января 1963 г. было утверждено предложение Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) и промышленности о проведении совместных летных испытаний (СЛИ) в два этапа – сначала только с радиокомандной системой, затем с ГСН. Тем самым фактически начался процесс отказа от применения на ракете комбинированной системы наведения с полуактивной ГСН в пользу уже освоенных в ЗРК С-25, С-75 и С-125 чисто радиокомандных систем. Однако испытания ракеты 3М8 по-прежнему шли очень трудно. До начала совместных испытаний в ходе заводских испытаний по апрель 1963 г. провели 26 пусков. Большинство из них было выполнено по так называемым электронным целям, две – по парашютным мишеням, четыре – по переоборудованным Ил-28. В процессе совместных испытаний с января по май 1963 года было выполнено восемь пусков, из них три закончились неудачей. Не было ни одного успешного пуска ракет при угле возвышения направляющих более 46° , в то время как требовалось обеспечить возможность старта при углах до 60° . Из 25 пусков, выполненных с февраля по август 1963 г., только семь прошли успешно – удалось сбить мишени – Ил-28. К началу следующего года провели еще два пуска, оба успешные. Однако, ни одна из выполненных стрельб не осуществлялась по относительно малоразмерным целям типа МиГ-17 и по целям, летящим на высотах менее 3000 м. Маршевый двигатель неустойчиво работал на малых высотах. В контуре управления возникали автоколебания, приводившие к неприемлемым промахам при пролете у цели. Отсутствовали представительные данные по функционированиям радиовзрывателя и боевой части по реальным целям.

Одним из самых сложных в отработке элементов оказался входной диффузор ПВРД ракеты и топливный насос с форсунками. Достаточно сказать, что пришлось “отжечь” около десятка тысяч форсунок, прежде чем была найдена оптимальная форма. И это – только для данного типа двигателя, а в случае изменения его геометрических размеров все пришлось бы повторять заново. Это одна из причин, почему ПВРД не находят сейчас широкого применения – они уникальны в своем конкретном исполнении. Каждый шаг при отработке давался с трудом и решался буквально с нуля. С начала управляемых полетов началась борьба с затуханием сигнала бортового радио-ответчика в факеле выхлопа двигателя. Оказалось, что продукты сгорания обыкновенного керосина – очень хорошо экранируют антенну ответчика. Пришлось ее вынести на консоль хвостового оперения. В целом в ходе совместных испытаний с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. был проведен 41 пуск ЗУР, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Четыре случая флаттера крыла потребовали введения противофлаттерных балансиров, три “бедных” срыва процесса горения – доработки регулятора подачи топлива, шесть взрывов изопропилнитрата – совершенствования топливной системы, два отказа радиовзрывателя – доработки его схемы. Однако, на завершающей стадии испытания проходили в основном успешно и Государственная комиссия под председательством А.Г.Бурыкина рекомендовала комплекс к принятию на вооружение.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, принятое, 26 октября 1964 г. – “О принятии на вооружение подвижного зенитного управляемого реактивного комплекса “Круг” с ЗУР 3М8″ определило основные характеристики комплекса. Большинство требований по основным характеристикам, заданных постановлением 1958 года, было выполнено. Исключение составлял диапазон высот полета поражаемых целей – 3000-23500 м – не добиралось 1500 м по требуемой максимальной досягаемости по высоте. Постановлением от 26 октября 1964 г. определялась и кооперация основных предприятий – изготовителей элементов комплекса. Серийное производство станций обнаружения 1С12 осуществлялось на Лианозовском электромеханическом заводе МРП, станций наведения ракет 1С32 – на Марийском машиностроительном заводе МРП. Пусковые установки 2П24 и ракеты выпускались на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И.Калинина МАП. Поблизости, на Свердловском заводе электроавтоматики шло серийное производство комплекса управления К-1 “Краб”.

Наряду с принятием комплекса на вооружение промышленности задавались работы по его дальнейшему совершенствованию, которое осуществлялось в несколько этапов. Прежде всего, с учетом опыта войны во Вьетнаме были проведены доработки по уменьшению “мертвой зоны”. В 1967 году был принят на вооружение ЗРК “Круг-А”, для которого нижняя граница зоны поражения была снижена с 3000 до 250 м, а ближняя граница приближена с 11 до 9 км. После проведенных доработок ракеты в 1971 году принят на вооружение ЗРК “Круг-М”. Дальняя граница зоны поражения комплекса была удалена с 45 до 50 км, верхняя – поднята с 23 500 до 24 500 м. В 1974 году был принят на вооружение “Круг-М1”, для которого была снижена нижняя граница с 250 до 150 м, ближняя граница уменьшена с 11 до 6-7 км. Стало возможным поражение целей на догонных курсах на дальности до 20 км.
Комплекс обладал высокой эффективностью в борьбе с самолетами и условиях маневренных боевых действий. ЗРК “Круг” в различных модификациях поставлялся на экспорт в страны бывшего Варшавского Договора. В России комплекс снят с вооружения, ему на смену пришел универсальный зенитный ракетный комплекс С-300В.
На западе комплекс получил обозначение SA-4 “GANEF”.

Состав:
В состав комплекса “Круг” входили:
• Ракета 3М8
• Самоходная пусковая установка 2П24
• Станция наведения ракет 1C32
• Станция обнаружения целей 1С12
• Транспортно-заряжающая машина 2Т6

Организационная структура и боевая работа

Основным подразделением комплекса “Круг” был зенитный ракетный дивизион, в состав которого входили взвод управления, три зенитных ракетных батареи, в каждую из которых включалось по одной станции наведения ракет 1С32 и три пусковых установки 2П24 со спаренными направляющими, а также техническая батарея. Во взводе управления находилась станция обнаружения целей 1С12, а также кабина приема целеуказания комплекса боевого управления “Краб” (К-1). В состав технической батареи входили автомобильные станции для контроля, обслуживания и ремонта боевых средств комплекса, транспортные и транспортно-заряжающие машины, машины-заправщики, а также технологическое оборудование для сборки и заправки ракет топливом. В сущности, зенитный ракетный дивизион и образовывал зенитный ракетный комплекс как минимальную совокупность сил и средств, обеспечивающую обнаружение и поражение воздушной цели. Несмотря на возможность ведения самостоятельных боевых действий, собственные средства зенитного ракетного дивизиона не обеспечивали наиболее эффективное использование его боевого потенциала. Это определялось, в первую очередь, ограниченными поисковыми возможностями станции 1С12 с учетом ее реального размещения на местности с зонами затенения, а также крайне малого подлетного времени при действиях авиации противника на предельно малых высотах. Для обеспечения более эффективного применения зенитных ракетных дивизионов они включались в состав зенитных ракетных бригад с единой системой управления. Бригада, призванная решать задачи ПВО фронта (армии), наряду с тремя зенитными ракетными дивизионами включала в свой состав батарею управления. В батарее управления бригады находилась кабина боевого управления комплекса “Краб”, а также собственные средства обнаружения воздушных целей – РЛС обнаружения П-40Д, П-18, П-19, радиовысотомер ПРВ-9А (или ПРВ-11).

Испытания и эксплуатация

Помимо данных мероприятий по совершенствованию ЗРК “Круг”, успешно реализованных и внедренных в войска, были также проведены очень интересные работы по приданию комплексам “Круг” универсальности – в части возможности борьбы как с самолетами, так и с баллистическими ракетами тактического и оперативно-тактического назначения. В соответствии с решением ВПК от 2 июня №107 по заказу ГРАУ НИЭМИ был разработан проект по созданию на базе ЗРК “Круг” экспериментального образца зенитно-ракетного комплекса “Круг-М”, предназначенного для борьбы как с самолетами, так и с БР “Онест Джон”, “Ланс”, “Капрал” и “Сержант”. Система радиокомандного наведения ЗРК “Круг” дополнялась средствами обеспечения самонаведения при подходе ракеты к цели на базе передатчика радиолокатора подсвета цели из состава самоходной установки разведки и наведения ЗРК “Куб” и доплеровской полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты 3М9 этого комплекса. На ракете типа 3М8 устанавливалась новая боевая часть направленного действия. Таким образом, на новом витке спирали развития восстанавливалась первоначальная комбинированная система наведения ракеты 3М8, но на этот раз с существенным отличием – подсвет цели обеспечивался не импульсной станцией наведения ракет ЗРК “Круг”, а каналом подсвета самоходной установки разведки и наведения комплекса “Куб”, работавшим в режиме непрерывного излучения. В результате был достигнут определенный успех. На Эмбенском полигоне в направлении на позицию ЗРК проводились пуски ракет Р-11М (8К11) на дальности в диапазоне от 50 км до 100 км. Штатные радиолокационные средства ЗРК “Круг” успешно решали свои задачи – БР длиной около 11 м и диаметром 0,88 м обнаруживалась станцией обнаружения целей 1С12 и бралась на автосопровождение станцией наведения ракет 1С32. Обеспечивалось наведение ЗУР на цель, срабатывание радиовзрывателя с накрытием цели полем осколков. Открывалась возможность оснащения войск универсальным ЗРК, способным поражать БР с дальностью пусков до 150 км. Но к этому времени уже требовалось обеспечить перехват БР “Pershing” с дальностью пусков до 740 км. Отделяемая головная часть этой ракеты имела существенно большую скорость (около 3 км/с против 2 км/с у Р-11М) и, что самое главное, ЭПР всего в сотые доли квадратного метра – на порядок меньше, чем у баллистических ракет с неотделяемой ГЧ и на два порядка меньше, чем у самолета – истребителя.

Читать еще:  Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (Россия)

В конце шестидесятых годов была начата разработка нового универсального (противосамолетного и противоракетного) комплекса С-300В, предназначенного для перехвата всех типов оперативно-тактических ракет. Работы по созданию универсального варианта комплекса “Круг-М” были прекращены. На вооружение в 1971 г. был принят противосамолетный ЗРК под этим наименованием.

Тактико-технические характеристики ЗРК 2К11М1 “Круг-М1”

Дальность стрельбы системы, км – 50 (макс.), 7 (мин.)
Высота поражаемых целей – 24,5 км (макс.), 150 м (мин.)
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с – 800.. .1000
Время реакции ЗРК, сек. до – 60
Вероятность поражения одной ЗУР до – 0,7
Экипаж:
а) СНР 1С32 – 4 чел.,
б) СПУ 2П24 – 3 чел.
Время развертывания (свертывания) ЗРК – 5(5) мин
Максимальная скорость движения, км/ч – 60
Запас хода, км до – 350
Двигатель – ГМ-123, ГМ-124-В-59, 12-цилиндровый, дизельный с турбонаддувом, мощностью 520 л. с.

Конструкция зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

Ракетное вооружение комплекса 2К11 «Круг» (3М8)

ЗРК «Круг» вооружён зенитными управляемыми ракетами типа 3М8 (КС-40) с радиокомандным управлением, которое осуществляется со станции наведения ракет 1С32. Ракета 3М8 двухступенчатая, в качестве маршевого на ракете применён прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который превосходит ракетные двигатели по удельной тяге в 5 и более раз. Для скоростей полёта ракеты, в 3-5 раз превышающих звуковую, двигатель характеризуется наименьшим расходом горючего на единицу тяги. Кроме того, ракеты с прямоточным двигателм заметно безопаснее и удобнее в обращении, поскольку не содержат в баках химически агрессивных компонентов: топливом для 3М8 является керосин, а окислителем — кислород воздуха. Разгон зенитной ракеты до сверхзвуковой скорости осуществляется четырьмя твердотопливными ускорителями, которые после отработки попарно отделяются от ракеты.

Пуск зенитной ракеты 3М8 выполняется с самоходной гусеничной пусковой установки 2П24 (КС-41) с наклонным стартом, оснащенной двумя ракетными направляющими «нулевой длины» (стартовый угол возвышения — в пределах от 10° до 60°). Привод направляющих — гидравлический. Перезарядка отстрелявшейся ПУ осуществляется в течение 30 минут (по 10-15 минут на зарядку каждой ракеты).

Пусковая установка 2П24 комплекса 2К11 «Круг»

Пусковая установка 2П24 выполнена на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и защищена сплошной стальной бронёй толщиной до 15 мм. Как и базовая САУ, 2П24 скомпонована по схеме с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Доступ для обслуживания к двигателю и агрегатам трансмиссии обеспечивают съёмные, закреплённые на болтах, листы крыши.

Ходовая часть 2П24, применительно к одному борту, включает семь двухскатных опорных катков с внешней амортизацией и четыре обрезиненных поддерживающих катка. Направляющие колёса расположены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — независимая, торсионная; две передние и две задние пары узлов подвески оборудованы пружинными ограничителями хода (на крайних катках — сдвоенными). Гусеница — с последовательным резинометаллическим шарниром, что обеспечивает более высокий ресурс по абразивным грунтам в сравнении с открытым металлическим шарниром.

Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 комплекса 2К11 «Круг»

Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 предназначена для радиокомандного управления зенитной управляемой ракетой. Станция автоматически обрабатывает информацию по целеуказанию, поступающую от станции обнаружения целей 1С12, и производит быстрый поиск целей. После обнаружения цели осуществляется её захват на автосопровождение по угловым координатам и дальности. На станции 1С32 реализован принцип скрытого моноконического сканирования по угловым координатам и применён электронный автодальномер цели. Захват цели осуществляется на дальности до 105 км в беспомеховой обстановке и на дальности до 70 км при помеховом уровне, аналогичном двум пачкам диполей на стометровом отрезке пути цели.

Как и пусковая установка 2П24, станция наведения ракет размещается на шасси самоходной артиллерийской установки СУ-100П. В ходовой части шасси 1С32 выражена неравномерная расстановка опорных катков по базе, что сделано по причине смещения центра тяжести машины относительно опорной поверхности гусениц.

Самоходная станция разведки целей 1С12 комплекса 2К11 «Круг»

Самоходная станция разведки целей 1С12 — кругового обзора, работает в сантиметровом диапазоне радиоволн. Обеспечивает обнаружение истребителя на дальностях до 180 км (при высоте полёта в 12 км). Диапазон обнаружения целей по высоте составляет от 500 м до 70 км. Станция 1С12 установлена на шасси тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т (в модификации с семью парами опорных катков). В ходовой части используются однотипные со средним танком Т-54 ведущие и направляющие колёса и опорные двухскатные катки большого диаметра, но применена более узкая гусеница, ширина которой составляет 500 мм против 580 мм у Т-54.

Индивидуальная торсионная подвеска обеспечивает статический ход опорного катка в 67 мм, динамический в 177 мм и полный в 244 мм. Гусеницы — с открытым металлическим шарниром.
Ходовой двигатель шасси станции 1С12 — двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизель А-401 семейства В-2 номинальной мощностью 415 л.с. (305 кВт). Охлаждение двигателя — жидкостное, радиаторы системы охлаждения расположены в носовой части. Кроме него, для привода электрогенераторов на той же машине размещены газотурбинные агрегаты, работа которых обеспечивает питанием электропотребителей станции 1С12.

Трансмиссия машины, скомпонованная вплотную к двигателю, обеспечивает получение пяти передач нормального ряда и пяти передач замедленного ряда и одинаковый расчётный радиус поворота на всех передачах — 8.92 м — кроме первой передачи и заднего хода, где радиус поворота составляет 2.64 м (то есть, равен колее машины). Трансмиссия состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Главный фрикцион представляет собой многодисковую муфту сухого трения, в приводе которой имеется вспомогательный механизм для снижения усилия нажатия на педаль управления главным фрикционом.

Планетарные механизмы поворота и коробка передач выполнены в виде отдельных агрегатов. Коробка передач — трёхходовая, пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерён. На всех передачах, кроме первой и заднего хода, установлены синхронизаторы. Планетарные механизмы поворота (ПМП) с остановочными тормозами обеспечивают повороты, кратковременное увеличение тягового усилия на ведущих колёсах без переключения передач, остановку или торможение машины. ПМП — двухступенчатый, обеспечивает прямую и замедленную в 1.42 раза передачи вращательного движения от главного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи, а также отключение бортовой передачи от коробки передач.

Станции обнаружения 1С12 собирались на Лианозовском электромеханическом заводе, станции наведения ракет 1С32 — на Марийском машиностроительном заводе, гусеничные шасси — на Уральском заводе тяжёлого машиностроения. Пусковые установки 2П24 и ракеты 3М8 выпускались на Свердловском машиностроительном заводе. Производство комплекса управления К-1 «Краб» было налажено на свердловском заводе электроавтоматики.

Состав ракетного комплекса Круг

SAM-полк имеет два SAM-батальона, SAM-бригада — три SAM-дивизиона. В каждом штабе, бригаде, полку и батальоне по одной командной батарее. В каждом ЗРК-батальоне есть по три ЗРК-батареи.

  • Самоходная ракета-носитель 2П24 на базе ГМ-123, по три в каждой батарее ЗРК
  • Станция наведения ракет 1С32 на базе ГМ-124, по одной в каждой ЗРК
  • Станция обнаружения целей 1С12 на модифицированной базе АТ-Т, по одной в каждой батарее управления
  • Автовоз -погрузчик 2Т6 на базе грузовика Урал, по одному в каждой ЗРК

Обнаружение и наведение ракет

Радиолокационная станция 1С12 отвечала за обнаружение противника. Она обнаруживала цели на высоте не больше 12 тыс. метров на расстоянии в 180 км и на дистанции 70 км, если высота цели была меньше 500 метров. После того, как станцией был обнаружен противник она давала целеукания машине 1С32.

Основная задача станции наведения ракет – поиск целей по выданной информацией станцией обнаружения и целеуказания и сопровождение выпущенных ракет. Когда противник будет обнаружен и после всех произведенных расчетов информация отправлялась на пусковые установки, которые разворачивались в необходимый сектор и приступали к «слежке». Когда цель входила в зону поражения, стартовали наведенные ракеты зенитного ракетного комплекса «Круг».

Выпущенные ракеты захватывали лучи сопровождающих антенн, которые корректировали траекторию и передавали данные для взведения взрывателя и прочие команды.

Самоходная станция наведения ракет 1С32 комплекса ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

Паблику на развитие Админам на развитие группы

Другое

  • Статьи 417
  • Подписчики 47 559
  • Фотографии 28 597
  • Ещё.
  • Товары 3
  • Обсуждения 99
  • Аудиозаписи 131
  • Видео 845
  • Файлы 6
  • Ссылки 17
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    22 435 записей

    Тяжелая БМП Т-15 с боевым модулем «Кинжал».

    Сирийская БМП-1 после апгрейда

    M270 Multiple Launch Rocket System

    Новый «старый добрый» тягач: интервью с техническим директором АО «Ремдизель» о модернизации МТ-ЛБ

    Современные бронеавтомобили семейств «Тайфун» и «Торнадо» выступают не только в качестве защищенных транспортных средств, но и как платформы для размещения различного вооружения другими производителями. В этом отношении завод автомобилей специального назначения «Ремдизель» стремится максимально адаптировать свои машины под актуальные задачи военных и промышленных заказчиков: и по энерговооруженности, и по грузоподъемности, и по полезному объему. Этот подход распространяется не только на новейшую военную технику, но и на семейство военных гусеничных машин на базе многоцелевого транспортера-тягача легкого бронированного (МТ-ЛБ). Технический директор АО «Ремдизель» Рустем Гамилевич Зарипов рассказал, почему машины 1960-х годов еще актуальны, в каких условиях проходит их капитальный ремонт с модернизацией и как выглядит эволюционное развитие машины в 2020 году.

    Валерий Бутымов (далее В.Б.): Рустем Гамилевич, МТ-ЛБ принят на вооружение ВС СССР в 1964 году. 56 лет спустя машина до сих пор на вооружении не только армии России, но и ряда стран СНГ. Почему она до сих пор актуальна?

    Рустем Гамилевич Зарипов (далее Р.З.): Еще при разработке изделия в него были заложены уникальные характеристики, которые и по настоящее время остаются непревзойденными. Сама машина изначально получилась многоцелевой и очень эффективной. Конструктивные решения, которые были в нее заложены, позволили ей стать простой в эксплуатации, обслуживании и ремонте. Буквально с самого рождения МТ-ЛБ используется не только как самостоятельный образец вооружения, но и как базовое шасси, на котором размещаются комплексы вооружения, аппаратура связи, аппаратура радиоэлектронной борьбы. Использование машины в качестве базового шасси обеспечило ей такую массовость и распространенность.

    Разумеется, пятьдесят лет – это очень много, машина морально устарела. Сейчас очень востребовано ее развитие, модернизация с приданием новых характеристик. Этим и занимается завод «Ремдизель». С 2013 года мы освоили сервисное обслуживание техники на базе МТ-ЛБ для нужд Минобороны в войсковых условиях, а с 2015 года занимаемся капитальным ремонтом и глубокой модернизацией на самом предприятии в городе Набережные Челны.

    В.Б.: Сколько машин прошли капитальный ремонт с тех пор?

    Р.З.: Отдельный цех по капитальному ремонту МТ-ЛБ мы запустили в 2015 году, с того же года мы выполняем гособоронзаказ. В первый год было отремонтировано 26 машин, потом количество стало расти. За пять лет капитальный ремонт прошли около 800 разных образцов техники из семейства МТ-ЛБ. Соответственно, в год мы ремонтируем по 180–200 единиц. При этом есть возможность увеличения производственных темпов. Если будет крупный заказ, то при работе в две смены мы можем проводить до 300 капитальных ремонтов МТ-ЛБ и его модификаций в год. Заказчики самые разные. В первую очередь это, конечно, Минобороны России. Но большая доля работ приходится и на производителей вооружения: с «Мотовилихинскими заводами», Казанскими оптико-механическим заводом, Вольским механическим заводом и другими производителями комплексов, в которые входит базовое шасси.

    В.Б.: Задача сервисного обслуживания в войсках по прежнему актуальна или уже отошла на второй план?

    Р.З.: На капремонт приходит техника, которая уже подлежит ему по сроку эксплуатации, техническому состоянию, по отработанному ресурсу. Техники, которая требует обслуживания на местах, больше. Соответственно, войсковое обслуживание все эти годы остается актуальным. В эксплуатации на данный момент еще очень много единиц техники. Очень популярны машины в качестве вездеходов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Недавно, например, наши специалисты проводили дефектовку нескольких десятков машин на острове Итуруп.

    Техобслуживание на местах – очень сложная, но интересная задача, особенно в части доставки запасных частей в отдаленные районы. Бывают и трудности другого плана. Например, по документации машина подлежит техобслуживанию, а по техническому состоянию явно нуждается в капитальном ремонте. Разумеется, при регламенте на техобслуживание провести капремонт невозможно, но такие вопросы тоже решаются.

    В.Б.: Есть какие-то системные сложности, которые вам пришлось решить, когда завод занялся сервисным обслуживанием и капитальным ремонтом с модернизацией МТ-ЛБ?

    Р.З.: Очень многое в части изготовления запасных частей пришлось осваивать с нуля. Раньше машины семейства МТ-ЛБ производились на территории Украины, Болгарии и Польши, соответственно вся производственная цепочка была привязана к этим регионам. Поэтому первоочередной задачей для нас стала локализация производства комплектующих. В первые годы была проведена колоссальная работа по кооперации с другими российскими предприятиями, которые производили комплектующие для бронетехники. Сейчас практически все компоненты производятся на территории России. Часто бывало так, что мы предлагали Минобороны сразу заменить некоторые компоненты, например, электрооборудование, на более современные. Следовательно, нет необходимости осваивать устаревшие технологии.

    В.Б.: Какие изменения вносятся в конструкцию при капитальном ремонте с модернизацией?

    Р.З.: Изменения мы вносим, ориентируясь на требования заказчика – либо Минобороны РФ, либо производителей вооружения на шасси МТ-ЛБ. Основные требования – повышение эффективности силовой установки, энерговооруженности, грузоподъемности без потери возможности форсирования водных преград вплавь, а также эргономики. Заказчик формирует техническое задание, где указывает желаемые характеристики обновленной машины, а мы формируем предложение. Это справедливо как для обычных машин, так и для специальных комплексов по линии ГРАУ или РЭБ. Например, у комплексов радиоэлектронной борьбы оборудование становится совершеннее, но при этом растет их масса и габариты, требуется больше энергии. Им требуется более мощная силовая установка, больше грузоподъемности и полезного объема.

    В.Б.: Какие двигатели в итоге устанавливаются в новые машины?

    Р.З.: Есть несколько вариантов замены двигателя ЯМЗ-238В. Один из них – это то, что мы предложили, – установка двигателя КАМАЗ 740.51. Сегодня он наиболее подходящий в части требований, которые есть у заказчика. Это увеличение мощности и создание дополнительных возможностей по обеспечению электропитанием всех возможных систем, которые могут быть установлены на новых изделиях, а также отбором мощности для привода различных потребителей. У старого двигателя была мощность 240 л.с., мощность нового – 330 л.с.

    Именно такой двигатель установлен на МТ-ЛБ глубокой модернизации, который мы представили на форуме «Армия-2020». Наше «изделие 7» или многоцелевой гусеничный тягач-транспортер легкий бронированный МГТТ-ЛБ представляет из себя новое изделие с обликом классической машины. У МГТТ-ЛБ повышены показатели маневренности и мобильности, на 700 кг снижена общая масса. Полностью изменено электрооборудование. Установлена система автоматического пожаротушения в двигательном отсеке. В старых машинах ее не было.

    В.Б.: Опыт производства современных колесных бронеавтомобилей «Тайфун» и «Торнадо» помогает в работе над старыми гусеничными тягачами?

    Р.З.: Конечно. Та колесная техника, которая здесь представлена – это самое современное, что у нас есть. И те наработки, которые касаются электрооборудования и силовой установки – они используются при подготовке предложений по модернизации техники семейства МТ-ЛБ.

    В.Б.: Есть ли планы на аналогичную глубокую модернизацию других машин на базе МТ-ЛБ? Например, МТ-ЛБу или самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика»?

    Р.З.: Да, мы планируем провести НИОКР по модернизации соответствующей техники. Модернизировать и системы на базе МТ-ЛБу, и 2С1, и установку разминирования УР-77 «Метеорит». Это поможет с минимальными затратами для заказчиков повысить эффективность проверенных систем.

    Зенитно-ракетный комплекс 2К11 «Круг»

    (Голосов: 7)

    Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1958 г. «О создании опытного образца зенитно-ракетной системы «Круг» были определены основные характеристики ЗРК, кооперация головных исполнителей по средствам комплекса и сроки проведения работ, определяющие выход на совместные (государственные) испытания в III кв. 1961 г. Зенитный ракетный комплекс предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 600 м/с на высотах от 3000 м до 25 000 м, на дальности до 45 км. Вероятность поражения цели типа фронтового бомбардировщика Ил-28 на высотах до 20 км одной ЗУР должна была составлять 0,8, при этом предусматривалась возможность маневра цели с перегрузкой до четырех единиц. Цель с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей истребителю МиГ-15 должна была обнаруживаться на дальности 115 км.

    Головной организацией по разработке зенитного ракетного комплекса «Круг» (2К11) был определен НИИ-20 Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ), главным конструктором – В.П.Ефремов. Станция наведения ракет 1С32 комплекса «Круг» разрабатывалась в том же НИИ главным конструктором И.М.Дризе. Ракету КС-40 (3М8) с прямоточным двигателем должен был создать коллектив ОКБ-8 Свердловского СНХ во главе с Л.В.Люльевым.

    Первоначальные планы предусматривали поставку на полигон телеметрических ракет в I кв. 1959 г., станций наведения ракет – к июню, а станций обнаружения целей – в III кв. того же года. Фактически только 26 ноября 1959 г. состоялось первое из 10 бросковых испытания макета ракеты с натурными стартовыми двигателями, в ходе которых выявились первые неприятности – флаттер, разрушение ракеты при отделении стартовиков. Летная отработка маршевого двигателя 4 пусками ракет без аппаратуры управления началась с июня 1960 г. С августа, так и не добившись устойчивой работы двигателя, приступили к осуществлению программных пусков ракет, оснащенных автопилотом, но без аппаратуры радиоуправления. До июня следующего года выполнили 32 таких пуска. Из них первые 16 ракет оснащались упрощенным автопилотом, не обеспечивающим управление по крену и турбонасосным агрегатом без устройства регулирования расхода топлива. Из 26 пусков, выполненных до конца 1960 года, шесть ракет разрушились в полете, у семи – не включился маршевый двигатель и только 12 стрельб были относительно успешными.

    С учетом большого количества неудач на испытаниях ракет ЗМ8 по решению Госкомитета по авиационной технике от 25 августа 1961 г. была создана специальная экспертная комиссия по выработке мероприятий по доработке ракеты. Большинство аварий было связано с прогарами камеры сгорания, отказами в работе бортовой аппаратуры КРБ, недостаточной прочностью ряда элементов конструкции. Спустя месяц, по рекомендациям комиссии было принято решение изменить конструкцию стабилизаторов горения, устранить зоны отрыва потока и повысить жаростойкость камеры сгорания маршевого двигателя.

    С другой стороны, был и обнадеживающий результат – анализ возможностей станции наведения ракет и динамики наведения ЗУР показал возможность обеспечения приемлемой точности при использовании только радиокомандной системы управления. Более того, при отсутствии ГСН снимались жесткие ограничения по углу атаки, что повысило маневренные возможности ракеты.

    Поэтому Решением ВПК от 12 января 1963 г. было утверждено предложение Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) и промышленности о проведении совместных летных испытаний (СЛИ) в два этапа – сначала только с радиокомандной системой, затем с ГСН. Тем самым фактически начался процесс отказа от применения на ракете комбинированной системы наведения с полуактивной ГСН в пользу уже освоенных в ЗРК С-25, С-75 и С-125 чисто радиокомандных систем. Однако испытания ракеты 3М8 по-прежнему шли очень трудно. До начала совместных испытаний в ходе заводских испытаний по апрель 1963 г. провели 26 пусков. Большинство из них было выполнено по так называемым электронным целям, две – по парашютным мишеням, четыре – по переоборудованным Ил-28. В процессе совместных испытаний с января по май 1963 года было выполнено восемь пусков, из них три закончились неудачей. Не было ни одного успешного пуска ракет при угле возвышения направляющих более 46° , в то время как требовалось обеспечить возможность старта при углах до 60° . Из 25 пусков, выполненных с февраля по август 1963 г., только семь прошли успешно – удалось сбить мишени – Ил-28. К началу следующего года провели еще два пуска, оба успешные. Однако, ни одна из выполненных стрельб не осуществлялась по относительно малоразмерным целям типа МиГ-17 и по целям, летящим на высотах менее 3000 м. Маршевый двигатель неустойчиво работал на малых высотах. В контуре управления возникали автоколебания, приводившие к неприемлемым промахам при пролете у цели. Отсутствовали представительные данные по функционированиям радиовзрывателя и боевой части по реальным целям.

    Одним из самых сложных в отработке элементов оказался входной диффузор ПВРД ракеты и топливный насос с форсунками. Достаточно сказать, что пришлось «отжечь» около десятка тысяч форсунок, прежде чем была найдена оптимальная форма. И это – только для данного типа двигателя, а в случае изменения его геометрических размеров все пришлось бы повторять заново. Это одна из причин, почему ПВРД не находят сейчас широкого применения – они уникальны в своем конкретном исполнении. Каждый шаг при отработке давался с трудом и решался буквально с нуля. С начала управляемых полетов началась борьба с затуханием сигнала бортового радио-ответчика в факеле выхлопа двигателя. Оказалось, что продукты сгорания обыкновенного керосина – очень хорошо экранируют антенну ответчика. Пришлось ее вынести на консоль хвостового оперения. В целом в ходе совместных испытаний с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. был проведен 41 пуск ЗУР, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Четыре случая флаттера крыла потребовали введения противофлаттерных балансиров, три «бедных» срыва процесса горения – доработки регулятора подачи топлива, шесть взрывов изопропилнитрата – совершенствования топливной системы, два отказа радиовзрывателя – доработки его схемы. Однако, на завершающей стадии испытания проходили в основном успешно и Государственная комиссия под председательством А.Г.Бурыкина рекомендовала комплекс к принятию на вооружение.

    Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, принятое, 26 октября 1964 г. – «О принятии на вооружение подвижного зенитного управляемого реактивного комплекса «Круг» с ЗУР 3М8″ определило основные характеристики комплекса. Большинство требований по основным характеристикам, заданных постановлением 1958 года, было выполнено. Исключение составлял диапазон высот полета поражаемых целей – 3000-23500 м – не добиралось 1500 м по требуемой максимальной досягаемости по высоте. Постановлением от 26 октября 1964 г. определялась и кооперация основных предприятий – изготовителей элементов комплекса. Серийное производство станций обнаружения 1С12 осуществлялось на Лианозовском электромеханическом заводе МРП, станций наведения ракет 1С32 – на Марийском машиностроительном заводе МРП. Пусковые установки 2П24 и ракеты выпускались на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И.Калинина МАП. Поблизости, на Свердловском заводе электроавтоматики шло серийное производство комплекса управления К-1 «Краб».

    Наряду с принятием комплекса на вооружение промышленности задавались работы по его дальнейшему совершенствованию, которое осуществлялось в несколько этапов. Прежде всего, с учетом опыта войны во Вьетнаме были проведены доработки по уменьшению «мертвой зоны». В 1967 году был принят на вооружение ЗРК «Круг-А», для которого нижняя граница зоны поражения была снижена с 3000 до 250 м, а ближняя граница приближена с 11 до 9 км. После проведенных доработок ракеты в 1971 году принят на вооружение ЗРК «Круг-М». Дальняя граница зоны поражения комплекса была удалена с 45 до 50 км, верхняя – поднята с 23 500 до 24 500 м. В 1974 году был принят на вооружение «Круг-М1″, для которого была снижена нижняя граница с 250 до 150 м, ближняя граница уменьшена с 11 до 6-7 км. Стало возможным поражение целей на догонных курсах на дальности до 20 км.

    Комплекс обладал высокой эффективностью в борьбе с самолетами и условиях маневренных боевых действий. ЗРК «Круг» в различных модификациях поставлялся на экспорт в страны бывшего Варшавского Договора. В России комплекс снят с вооружения, ему на смену пришел универсальный зенитный ракетный комплекс С-300В

    На западе комплекс получил обозначение SA-4 «GANEF».

    В состав комплекса «Круг» входили:

    Самоходная пусковая установка 2П24

    Станция наведения ракет 1C32

    Станция обнаружения целей 1С12

    Транспортно-заряжающая машина 2Т6

    Организационная структура и боевая работа

    Основным подразделением комплекса «Круг» был зенитный ракетный дивизион, в состав которого входили взвод управления, три зенитных ракетных батареи, в каждую из которых включалось по одной станции наведения ракет 1С32 и три пусковых установки 2П24 со спаренными направляющими, а также техническая батарея. Во взводе управления находилась станция обнаружения целей 1С12, а также кабина приема целеуказания комплекса боевого управления «Краб» (К-1). В состав технической батареи входили автомобильные станции для контроля, обслуживания и ремонта боевых средств комплекса, транспортные и транспортно-заряжающие машины, машины-заправщики, а также технологическое оборудование для сборки и заправки ракет топливом.

    В сущности, зенитный ракетный дивизион и образовывал зенитный ракетный комплекс как минимальную совокупность сил и средств, обеспечивающую обнаружение и поражение воздушной цели. Несмотря на возможность ведения самостоятельных боевых действий, собственные средства зенитного ракетного дивизиона не обеспечивали наиболее эффективное использование его боевого потенциала. Это определялось, в первую очередь, ограниченными поисковыми возможностями станции 1С12 с учетом ее реального размещения на местности с зонами затенения, а также крайне малого подлетного времени при действиях авиации противника на предельно малых высотах. Для обеспечения более эффективного применения зенитных ракетных дивизионов они включались в состав зенитных ракетных бригад с единой системой управления. Бригада, призванная решать задачи ПВО фронта (армии), наряду с тремя зенитными ракетными дивизионами включала в свой состав батарею управления. В батарее управления бригады находилась кабина боевого управления комплекса «Краб», а также собственные средства обнаружения воздушных целей – РЛС обнаружения П-40Д, П-18, П-19, радиовысотомер ПРВ-9А (или ПРВ-11).

    • 1 Описание конструкции
      • 1.1 Средства связи и наблюдения
      • 1.2 Ходовая часть
    • 2 Модификации
    • 3 Операторы
    • 4 См. также
    • 5 Примечания
    • 6 Литература
    • 7 Ссылки

    ЗИП первой очереди, дополнительная и основная аппаратура станции 1С12 полностью размещены на шасси. Кабина станции представляет собой четыре отделённых друг от друга отсека (левый и правый кормовые отсеки, передний с подвалом и задний отсеки). Кабина водителя находится отдельно [1] .

    В переднем отсеке расположены [1] :

    1. Аппаратура опознавания и активного ответа;
    2. Центральная станция радиолинии;
    3. Часть приёмной аппаратуры и аппаратуры топопривязки и передачи данных;
    4. Индикаторная аппаратура;
    5. Умножители частоты передающей системы.

    В заднем отсеке находятся [1] :

    1. Часть фидерной системы;
    2. Аппаратура передающего устройства;
    3. Часть приёмной аппаратуры.

    На крыше находится поворотное устройство с приводом вращения, в котором установлена антенная система, а также установлен механизм переключения угломестных зон. Газотурбинные агрегаты питания и система охлаждения передатчика с распределительным блоком питания находятся в задних отсеках [1] .

    В кабине водители размещены органы управления шасси, пульт управления газотурбинными электростанциями, креномер, пульт рентгенометра, а также прибор ночного видения ПНВ-57 [1] .

    Во время работы станция 1С12 совершает непрерывный круговой обзор пространства. Всё пространство делится на четыре угломестные зоны (1-я: 0-3.5, 2-я: 3.5-7, 3-я 7-14,и 4-я-14-28 в градусах,естественно )-просматриваются друг за другом по очереди. За один полный оборот антенны просматривается одна зона. Так же имеются режимы работы, при которых просматривается какая-то одна зона, или только нижние зоны. Для защиты от активных помех станция 1С12 может перестраивать рабочие частоты по заданному алгоритму. От пассивных помех используется двухчастотный когерентно-импульсный метод. При работе со станцией наведения 1С32 время развёртывания и свёртывания станции составляет 5 минут [2] . Самые первые экземпляры имели 4-х каскадный передатчик. В СВ не сохранились.А экземпляры с 3-х зонным обнаружением (1-я зона была от 0 до 7 градусов) полностью модернизировали на 4-х зонные к началу 80-х.

    Средства связи и наблюдения

    Чтобы обеспечить передвижение в ночных условиях на 1С12 установлен прибор ночного видения ПНВ-57 [3] .

    Для работы со станцией наведения ракет 1С32 в машине установлена радиостанция 1С62. Центральная линия служит для передачи команд управления и координат целей, а также для приёма ответных команд обратного контроля [3] .

    Для распознавания целей «свой-чужой», на 1С12 установлено устройство-запросчик 1РЛ225 «Тантал-К1» [4] .

    Для обеспечения связи с другими объектами и системами, а также для внутренней связи в станции обнаружения целей 1С12 имеется следующая аппаратура [5] :

    1. Блок согласующихся устройств С1;
    2. Две радиостанции Р-123;
    3. Телефонный коммутатор П-193М;
    4. Самолётное переговорное устройство СПУ-7;
    5. Дополнительно на устройстве могут размещаться два выносных пульта управления Р-824.

    Ходовая часть

    В качестве базы используется «Объект 426», созданный на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т. «Объект 426» разработан на Харьковском заводе им. Малышева. Шасси станции 1С12 обладает меньшей манёвренностью и запасом хода, чем шасси пусковой установки 2П24 и станции наведения ракет 1С32, это обусловлено большой массой станции [6] .

    «Объект 426» имеет противоатомную защиту, систему отопления, а также освещения для работы в различных условиях [7] .

    Состав ЗРК 2К11 «Круг» [ править | править код ]

    • 1 × 1С12 — станция обнаружения целей.
    • 1 × 9С44 «Краб К-1» (с 1981 года заменён на 9С468М1 «Поляна Д-1») — кабина приёма целеуказания.

    Три зенитных ракетных батареи. Состав каждой батареи:

    • 1 × 1С32 — станция наведения ракет
    • 3 × 2П24 — самоходная пусковая установка (СПУ)
    • 6 × 3М8 — зенитная управляемая ракета (по 2 на каждой СПУ 2П24)

    Техническая батарея. Состав:

    • 2В9 — контрольно-испытательная проверочная станция (несколько единиц)
    • 9Т226 — транспортная машина (несколько единиц)
    • 2Т6 — транспортно-заряжающая машина (несколько единиц)
    • Машины-заправщики
    • Технологическое оборудование для сборки и заправки ракет топливом

    Конструкция зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

    Ракетное вооружение комплекса 2К11 «Круг» (3М8)

    ЗРК «Круг» вооружён зенитными управляемыми ракетами типа 3М8 (КС-40) с радиокомандным управлением, которое осуществляется со станции наведения ракет 1С32. Ракета 3М8 двухступенчатая, в качестве маршевого на ракете применён прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который превосходит ракетные двигатели по удельной тяге в 5 и более раз. Для скоростей полёта ракеты, в 3-5 раз превышающих звуковую, двигатель характеризуется наименьшим расходом горючего на единицу тяги. Кроме того, ракеты с прямоточным двигателм заметно безопаснее и удобнее в обращении, поскольку не содержат в баках химически агрессивных компонентов: топливом для 3М8 является керосин, а окислителем — кислород воздуха. Разгон зенитной ракеты до сверхзвуковой скорости осуществляется четырьмя твердотопливными ускорителями, которые после отработки попарно отделяются от ракеты.

    Пуск зенитной ракеты 3М8 выполняется с самоходной гусеничной пусковой установки 2П24 (КС-41) с наклонным стартом, оснащенной двумя ракетными направляющими «нулевой длины» (стартовый угол возвышения — в пределах от 10° до 60°). Привод направляющих — гидравлический. Перезарядка отстрелявшейся ПУ осуществляется в течение 30 минут (по 10-15 минут на зарядку каждой ракеты).

    Пусковая установка 2П24 комплекса 2К11 «Круг»

    Пусковая установка 2П24 выполнена на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и защищена сплошной стальной бронёй толщиной до 15 мм. Как и базовая САУ, 2П24 скомпонована по схеме с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Доступ для обслуживания к двигателю и агрегатам трансмиссии обеспечивают съёмные, закреплённые на болтах, листы крыши.

    Ходовая часть 2П24, применительно к одному борту, включает семь двухскатных опорных катков с внешней амортизацией и четыре обрезиненных поддерживающих катка. Направляющие колёса расположены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — независимая, торсионная; две передние и две задние пары узлов подвески оборудованы пружинными ограничителями хода (на крайних катках — сдвоенными). Гусеница — с последовательным резинометаллическим шарниром, что обеспечивает более высокий ресурс по абразивным грунтам в сравнении с открытым металлическим шарниром.

    Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 комплекса 2К11 «Круг»

    Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 предназначена для радиокомандного управления зенитной управляемой ракетой. Станция автоматически обрабатывает информацию по целеуказанию, поступающую от станции обнаружения целей 1С12, и производит быстрый поиск целей. После обнаружения цели осуществляется её захват на автосопровождение по угловым координатам и дальности. На станции 1С32 реализован принцип скрытого моноконического сканирования по угловым координатам и применён электронный автодальномер цели. Захват цели осуществляется на дальности до 105 км в беспомеховой обстановке и на дальности до 70 км при помеховом уровне, аналогичном двум пачкам диполей на стометровом отрезке пути цели.

    Как и пусковая установка 2П24, станция наведения ракет размещается на шасси самоходной артиллерийской установки СУ-100П. В ходовой части шасси 1С32 выражена неравномерная расстановка опорных катков по базе, что сделано по причине смещения центра тяжести машины относительно опорной поверхности гусениц.

    Самоходная станция разведки целей 1С12 комплекса 2К11 «Круг»

    Самоходная станция разведки целей 1С12 — кругового обзора, работает в сантиметровом диапазоне радиоволн. Обеспечивает обнаружение истребителя на дальностях до 180 км (при высоте полёта в 12 км). Диапазон обнаружения целей по высоте составляет от 500 м до 70 км. Станция 1С12 установлена на шасси тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т (в модификации с семью парами опорных катков). В ходовой части используются однотипные со средним танком Т-54 ведущие и направляющие колёса и опорные двухскатные катки большого диаметра, но применена более узкая гусеница, ширина которой составляет 500 мм против 580 мм у Т-54.

    Индивидуальная торсионная подвеска обеспечивает статический ход опорного катка в 67 мм, динамический в 177 мм и полный в 244 мм. Гусеницы — с открытым металлическим шарниром.
    Ходовой двигатель шасси станции 1С12 — двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизель А-401 семейства В-2 номинальной мощностью 415 л.с. (305 кВт). Охлаждение двигателя — жидкостное, радиаторы системы охлаждения расположены в носовой части. Кроме него, для привода электрогенераторов на той же машине размещены газотурбинные агрегаты, работа которых обеспечивает питанием электропотребителей станции 1С12.

    Трансмиссия машины, скомпонованная вплотную к двигателю, обеспечивает получение пяти передач нормального ряда и пяти передач замедленного ряда и одинаковый расчётный радиус поворота на всех передачах — 8.92 м — кроме первой передачи и заднего хода, где радиус поворота составляет 2.64 м (то есть, равен колее машины). Трансмиссия состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Главный фрикцион представляет собой многодисковую муфту сухого трения, в приводе которой имеется вспомогательный механизм для снижения усилия нажатия на педаль управления главным фрикционом.

    Планетарные механизмы поворота и коробка передач выполнены в виде отдельных агрегатов. Коробка передач — трёхходовая, пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерён. На всех передачах, кроме первой и заднего хода, установлены синхронизаторы. Планетарные механизмы поворота (ПМП) с остановочными тормозами обеспечивают повороты, кратковременное увеличение тягового усилия на ведущих колёсах без переключения передач, остановку или торможение машины. ПМП — двухступенчатый, обеспечивает прямую и замедленную в 1.42 раза передачи вращательного движения от главного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи, а также отключение бортовой передачи от коробки передач.

    Станции обнаружения 1С12 собирались на Лианозовском электромеханическом заводе, станции наведения ракет 1С32 — на Марийском машиностроительном заводе, гусеничные шасси — на Уральском заводе тяжёлого машиностроения. Пусковые установки 2П24 и ракеты 3М8 выпускались на Свердловском машиностроительном заводе. Производство комплекса управления К-1 «Краб» было налажено на свердловском заводе электроавтоматики.

    Модификации

    «Круг-А» 2К11А

    После поступления этого комплекса на вооружение начались работы по его усовершенствованию. Опыт боевых действий во Вьетнаме показал потребность в снижении мертвой зоны. Комплекс «Круг-А» 2К11А поступил на вооружение в 1967 году. По высоте граница поражения была снижена с 3 километров до 250 метров, а по дальности 11 километров до 9 километров.

    «Круг-М» 2К11М

    В результате последующего совершенствование ракет «Круг-М» 2К11М поступил на вооружение. Высота поражения целей была увеличена с 23,5 до 24,5 км, а дальность – с 45 до 50 км.

    «Круг-М1» 2К11М1

    Комплекс «Круг-М1» поступил на вооружение в 1974 году. По сравнению с прошлыми вариантами, нижняя граница поражения уменьшилась с 250 до 150 метров, а ближняя граница до 6-7 километров. К тому же появилась возможность поражения воздушной цели «вдогон» на расстоянии до 20 километров.

    В 2015 году выпустили юбилейную модель «50 лет ЗРК «Круг»», что свидетельствует об актуальности комплекса даже спустя полвека и высокой заслуге перед его отечеством его создателей. В настоящее время все модели находятся на хранении.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector