37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Змей Горыныч и; урка: Перекати поле

Змей Горыныч и урка: Перекати поле. Минное поле

Самый распространенный способ проделывания проходов в минных полях, очень медленный, трудоемкий и опасный, заключался в следующем: в ночь перед атакой саперы ползли к вражеским минным полям, отыскивали мины и снимали их. Затем ставили знаки, которые видны своим танкистам и пехоте, но незаметны противнику.

Но миноискатели не обнаруживают мин в деревянных или пластмассовых корпусах, а поиск с помощью щупа или штыка — дело крайне трудоемкое: в случае противотанковых мин нужно прокалывать щупом землю каждые 20−30 см. Ширина стандартного прохода 6 метров, длина обычно в пределах 100−200 метров. Получается, что для одного прохода нужно уколоть землю как минимум 15−30 тысяч раз. И это ночью, ползком и под постоянной угрозой быть обнаруженными. Ведь противник внимательно следит за своими минными полями и старается не позволить обезвредить их. Кроме того, ночная активизация вражеских саперов — верный признак утреннего наступления противника.

Например, перед Курской битвой, в ночь на 5 июля 1943 года, наши разведчики на нейтральной полосе захватили немецкого солдата. Он молчал, но солдатская книжка была достаточно красноречива — сапер! Значит, с рассветом атака. Начала немецкой операции «Цитадель» наши ждали, немцы всячески скрывали дату наступления, но не послать саперов снимать мины не могли. Так и случилось — утром началась битва. Но как же обеспечить безопасное пространство для намеченной атаки, не выдав и не сорвав ее?

Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300 – 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30 – 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6 – 14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) предназначен для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Взрыв заряда пластичного взрывчатого вещества С4, размещенного в гибком полиэтиленовом шланге длиной 106 метров вызывает срабатывание минных взрывателей нажимного действия противотанковых и противопехотных мин в результате чего образуется полоса местности шириной 8 м. (по данным FM 20-32 шириной 14м.) и длиной 100 м. свободная от работоспособных мин. Подача заряда на минное поле осуществляется буксированием по воздуху твердотопливной ракетой. Дальность подачи заряда 62 метра (от места пуска до хвостовой части заряда).

От автора. Широко распространено среди не столько наших общевойсковых офицеров, сколько среди офицеров инженерных войск заблуждение, что удлиненные заряды разминирования вызывают детонацию мин и, якобы поэтому, обеспечивают стопроцентную очистку местности от мин и других взрывоопасных предметов.

Служебный опыт автора однозначно показывает, что взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Зона срабатывания мин типа ТМК-2 со штыревыми взрывателями составляет примерно 4-5 метров. Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя. Так что, взрывной способ разминирования, отнюдь не панацея. Это следует иметь в виду, хотя сам по себе способ один из наиболее эффективных.

Установка M58 МICLIC состоит из следующих основных компонентов:
*3.5-тонный двухосный колесно-гусеничный прицеп М353 или 2.5-тонный одноосный колесный прицеп М200А1 или же обычный грузовой одноосный прицеп М200.

*закрепленный на прицепе контейнер с уложенным в него удлиненным зарядом М58А3 (гибкий шланг длиной 106.68м., заполненный пластичным взрывчатым веществом С4 количестве 794 кг.) со взрывным устройством М147.

*закрепленный на прицепе пусковой станок для буксирной ракеты.
*установленная в станке буксирная ракета калибра 5 дюймов MK22 mod.4.

Контейнер и монтаж пусковой установки могут отсоединяться от прицепа и использоваться, как стационарная система или же два комплекта, снятые с прицепов могут монтироваться на мостоукладчике М60A1 AVLB (мостовая конструкция предварительно снимается). В этом случае машина именуется как Танковая пусковая установка М60 AVLM зарядов разминирования MICLIC (M60 Armored Vehicle Launched MICLIC [AVLM] ). См. статью на сайте под этим названием.

Также контейнер и монтаж пусковой установки (два комплекта) установлены на боевой машине разграждения М1 «Гризли» (M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle).

В Корпусе Морской Пехоты США контейнер и монтаж пусковой установки может устанавливаться на плавающие транспортеры AAV7A1 и LVTP7A1.

Контейнер с зарядом весит 1283кг. Сам прицеп и пусковая установка могут использоваться многократно. Замена использованного контейнера на новый с укладкой в пусковую установку ракеты и монтажными операциями силами инженерного отделения (8 человек) с автокраном занимает 20 минут.

Транспортирование прицепа с установкой М58 MICLIC производится автотранспортом инженерной роты. Для выдвижения установки к месту применения используются боевые машины пехотных подразделений типа бронетранспортера М113 APC, боевой машины пехоты М2 или М3 Bradleys, грузовые 2.5-тонные или 5-тонные автомобили или же средства инженерной роты — инженерная боевая машина CEV (более известна под названием «саперный танк М728»), бронированная боевая землеройная машина ACE M9.

Читать еще:  Самоходная станция наведения ракет 1С32 комплекса ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

Для применения установки транспортное средство выдвигается к минному полю и останавливается в 62 метрах от передней границы минного поля. Ракета должна быть поднята в боевое положение и все предварительные операции выполнены на промежуточной позиции. Пуск производится поверх кабины транспортного средства, т.е. разворот не требуется.

Пуск заряда производится командиром инженерного отделения из кабины транспортной машины через кабельное соединение или же после отсоединения прицепа и отвода транспортного средства в укрытие с переносного пульта управления с расстояния не менее 100 метров. После выработки топлива ракеты происходит автоматическое отсоединение заряда от нее и падение на минное поле. Взрыв заряда происходит автоматически.

Для проделывания прохода в минном поле глубиной более 100 метров используются вторая, третья установки, выдвигающиеся в образовавшийся после взрыва предыдущего заряда проход.

На снимке слева: пуска MICLIC с боевой машины разграждения М1 «Гризли». Хорошо видна ракета и газы выходящие из сопел в головной части ракеты. Ниже видно начало выдвижения из контейнера самого удлиненного заряда.

Тактико-технические характеристики M58 MICLIC:
Тип ракеты — MK22 Mod 4 калибра 5 дюймов
Гибкий шланг с зарядом взрывчатого вещества М58А3( взр.вещество С4):
-длина — 106.68м.
-масса заряда ВВ — 794кг.
-расход ВВ на 1 пог.метр 7.44кг.
Дальность подачи заряда — 62 метра ( считая от хвоста заряда)
Длина проделываемого прохода — 100м.
Ширина проделываемого прохода — 6-14 метров.
Масса контейнера с зарядом — 1283 кг.
Полная масса установки — 2883кг. (с прицепом и пусковым станком)

Модификаций MICLIC было разработано четыре (M58A1, M58A2, M58A3, M58A4). Первые две модификации следует полагать прототипами.
Модификация М58А3 на прицепе М353 под наименованием «Прицепной удлиненный заряд M58A3» (M58A3 Trailer Mounted Line Charge) была принята на вооружение Армии и Морской пехоты в декабре 1983 года. Гриф секретности с установки был снят в августе 1985 года.
Согласно плана FY88 в 1988 году установки М58A3 стали поступать на вооружение армии резерва. По состоянию на конец 2002 года предполагается начать выдачу этих установок в части Национальной Гвардии.

С 1994 года началась разработка более совершенной системы разминирования под названием «Взрывной разрушитель минных полей «Мангуст» (Explosive Standoff Minefield Breacher (ESMB) «Mongoose»). Постановка на вооружение планируется в 2004 году, после чего начнется постепенная плановая замена М58 на ESMB, рассчитанная на двадцать лет.

Расчет распределения в инженерных частях Армии установок M58 MICLIC следующий:
*Инженерная рота отдельной тяжелой бригады (танковая, механизированная) — 6 установок.
*Инженерная рота отдельной пехотной бригады — 2 установки.
*Инженерная рота бронекавалерийского полка — 6 установок .
*Инженерные роты (всего 9 рот в дивизии ) тяжелой дивизии (танковая, механизированная) — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты дивизий Армейской Национальной Гвардии — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 12 рот в корпусе) корпусного инженерного механизированного батальона — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в корпусе) корпусного инженерного колесного батальона — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 6 рот в корпусе) корпусного инженерного батальона — по 2 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в дивизии) инженерного батальона воздушно-десантной дивизии — по 2 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в дивизии) инженерного батальона воздушно-штурмовой дивизии — по 2 установки в роте.

Полевой устав FM 20-32 предупреждает, что в проходе существуют две зоны неуверенного (т.е. не 100-процентного) уничтожения мин ( на схеме выделены более светлым цветом), что, якобы происходит следствие интерференции прямой и отраженной ударных волн взрыва. Это зоны от 1 до 2 метров в обе стороны от оси заряда.
Однако опыт применения подобных зарядов разминирования Советской Армии указывает, что подобных зон не существует.
Вместе с тем, указываемая в статье американского журнала Engineer Bulletin за август 96г. ширина прохода в 8 метров и тем более, определенная Полевым Уставом FM 20-32 в 14 метров вызывает очень большие сомнения. При среднем расходе ВВ в советских зарядах разминирования на 1 метр длины прохода от 8 до 12 кг. наши Наставления определяют ширину прохода «. до 6 метров» и это проверено многократной практикой. При расходе ВВ 7.44 кг. на метр длины прохода американского заряда М58 получить 8-метровую, а уж тем более 14-метровую ширину прохода просто нереально.

Источники

1. Официальный сайт Департамента Армии США » Federation of American Scientists» (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999. Change 22.08.2001. Chapter 10.
3.Официальный сайт Инженерной школы армии США «US Army. Engineer School» (www.woyd.army.mil).
4. J. Birchmeier, T. Purdin, T. Roberts. Maintaining the MICLIC. Engineer Bulletin. August 1996

Заметки на полях.
Весьма эффективный и довольно распространенный способ проделывания проходов в минных полях.
Во многом американская система перекликается с советской УР-83 и по многим параметрам совпадает с ней.
Однако УР-83 превосходит американскую М58 по дальности подачи заряда (100-440 метров против 62 метров) и по возможности доставить к месту применения скрытно по частям на руках. Это очень существенно, т.к. позволяет применять УР-83 перед передним краем обороны противника в условиях непосредственной опасности ружейно-пулеметного огня.

Ну и время принятия на вооружение. Первые типы таких систем (УЗ-3Р) стояли на вооружении Советской Армии еще в начале шестидесятых годов. Установка на бронемашине УР-67 появилась в конце шестидесятых, ее переносной вариант, хотя и именуется УР-83, но появился в войсках году в 1980-81.

Американская система появляется только в 83 и к 2002 году имеется только в боевых частях армии США. Что это — недооценка минной опасности или же общее значительное отставание США от СССР в области средств инженерного вооружения. Это отставание не преодолено и к 2003 году, хотя вот уже 18 лет наша армия ничего нового в этой области не получает.

Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300 – 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30 – 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6 – 14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

Читать еще:  Танковый мостоукладчик Panzerschnellbrücke «Leguan» (Германия)

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на автомобиле надо доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200−300 м, замаскировать и ждать приказа.

В период огневой подготовки, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а затем падает на землю. Взрыв — и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте. Ось прохода — неглубокая четкая канавка в земле.

Но гладко было на бумаге… Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения — уклон местности не более 2−3% и высота препятствий не более 50−80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А когда УЗ-3Р поступили в войска, выявился еще один очень существенный недостаток. Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго одновременно выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не могла. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей оказалось невозможным добиться одинакового сопротивления соединений. В результате в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был небольшим — сотые и десятые доли секунд, но в результате эта гигантская змея начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз. Потом она приподнималась и начинала все быстрее двигаться вперед…

А потом, натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, резко взмывала в небо и разламывалась на составные части, которые с визгом и шумом начинали мотаться по небу в разные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку выполняли команду «Все в укрытие!». Саперы, отлично знавшие дурной нрав своего питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за способность демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р получил меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», а еще и за то, что саперному лейтенанту, получившему изрядный нагоняй, со своими солдатами потом приходилось целый день ходить по полю, собирая в кучу обломки — почти 4 тонны железного лома и взрывчатки.

В 1968 году на вооружение инженерных войск поступает вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 года). В военном обиходе ее сразу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие). Позднее усовершенствованный вариант получил обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы вражеского минного поля и его глубины машина в нужное время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10−15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда. Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях обычно сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки военных: сочетание высокой прочности, мягкости и гибкости делало его незаменимым подспорьем в быту, чаще всего его использовали как буксирный трос для автомашин.) Весь процесс разминирования не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.

Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника. А если установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то выявить, что это именно «Урка», сможет только специалист, да и то с близкого расстояния. Так что даже если разведка противника увидит установки УР-77, то, скорее всего, примет их за самоходные гаубицы — никакого особенного повода для тревоги, обычное усиление артиллерии.

Удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) предназначен для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Взрыв заряда пластичного взрывчатого вещества С4, размещенного в гибком полиэтиленовом шланге длиной 106 метров вызывает срабатывание минных взрывателей нажимного действия противотанковых и противопехотных мин в результате чего образуется полоса местности шириной 8 м. (по данным FM 20-32 шириной 14м.) и длиной 100 м. свободная от работоспособных мин. Подача заряда на минное поле осуществляется буксированием по воздуху твердотопливной ракетой. Дальность подачи заряда 62 метра (от места пуска до хвостовой части заряда).

От автора. Широко распространено среди не столько наших общевойсковых офицеров, сколько среди офицеров инженерных войск заблуждение, что удлиненные заряды разминирования вызывают детонацию мин и, якобы поэтому, обеспечивают стопроцентную очистку местности от мин и других взрывоопасных предметов.

Служебный опыт автора однозначно показывает, что взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Зона срабатывания мин типа ТМК-2 со штыревыми взрывателями составляет примерно 4-5 метров. Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя. Так что, взрывной способ разминирования, отнюдь не панацея. Это следует иметь в виду, хотя сам по себе способ один из наиболее эффективных.

Установка M58 МICLIC состоит из следующих основных компонентов:
*3.5-тонный двухосный колесно-гусеничный прицеп М353 или 2.5-тонный одноосный колесный прицеп М200А1 или же обычный грузовой одноосный прицеп М200.

*закрепленный на прицепе контейнер с уложенным в него удлиненным зарядом М58А3 (гибкий шланг длиной 106.68м., заполненный пластичным взрывчатым веществом С4 количестве 794 кг.) со взрывным устройством М147.

*закрепленный на прицепе пусковой станок для буксирной ракеты.
*установленная в станке буксирная ракета калибра 5 дюймов MK22 mod.4.

Контейнер и монтаж пусковой установки могут отсоединяться от прицепа и использоваться, как стационарная система или же два комплекта, снятые с прицепов могут монтироваться на мостоукладчике М60A1 AVLB (мостовая конструкция предварительно снимается). В этом случае машина именуется как Танковая пусковая установка М60 AVLM зарядов разминирования MICLIC (M60 Armored Vehicle Launched MICLIC [AVLM] ). См. статью на сайте под этим названием.

Также контейнер и монтаж пусковой установки (два комплекта) установлены на боевой машине разграждения М1 «Гризли» (M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle).

В Корпусе Морской Пехоты США контейнер и монтаж пусковой установки может устанавливаться на плавающие транспортеры AAV7A1 и LVTP7A1.

Контейнер с зарядом весит 1283кг. Сам прицеп и пусковая установка могут использоваться многократно. Замена использованного контейнера на новый с укладкой в пусковую установку ракеты и монтажными операциями силами инженерного отделения (8 человек) с автокраном занимает 20 минут.

Транспортирование прицепа с установкой М58 MICLIC производится автотранспортом инженерной роты. Для выдвижения установки к месту применения используются боевые машины пехотных подразделений типа бронетранспортера М113 APC, боевой машины пехоты М2 или М3 Bradleys, грузовые 2.5-тонные или 5-тонные автомобили или же средства инженерной роты — инженерная боевая машина CEV (более известна под названием «саперный танк М728»), бронированная боевая землеройная машина ACE M9.

Для применения установки транспортное средство выдвигается к минному полю и останавливается в 62 метрах от передней границы минного поля. Ракета должна быть поднята в боевое положение и все предварительные операции выполнены на промежуточной позиции. Пуск производится поверх кабины транспортного средства, т.е. разворот не требуется.

Пуск заряда производится командиром инженерного отделения из кабины транспортной машины через кабельное соединение или же после отсоединения прицепа и отвода транспортного средства в укрытие с переносного пульта управления с расстояния не менее 100 метров. После выработки топлива ракеты происходит автоматическое отсоединение заряда от нее и падение на минное поле. Взрыв заряда происходит автоматически.

Для проделывания прохода в минном поле глубиной более 100 метров используются вторая, третья установки, выдвигающиеся в образовавшийся после взрыва предыдущего заряда проход.

На снимке слева: пуска MICLIC с боевой машины разграждения М1 «Гризли». Хорошо видна ракета и газы выходящие из сопел в головной части ракеты. Ниже видно начало выдвижения из контейнера самого удлиненного заряда.

Тактико-технические характеристики M58 MICLIC:
Тип ракеты — MK22 Mod 4 калибра 5 дюймов
Гибкий шланг с зарядом взрывчатого вещества М58А3( взр.вещество С4):
-длина — 106.68м.
-масса заряда ВВ — 794кг.
-расход ВВ на 1 пог.метр 7.44кг.
Дальность подачи заряда — 62 метра ( считая от хвоста заряда)
Длина проделываемого прохода — 100м.
Ширина проделываемого прохода — 6-14 метров.
Масса контейнера с зарядом — 1283 кг.
Полная масса установки — 2883кг. (с прицепом и пусковым станком)

Модификаций MICLIC было разработано четыре (M58A1, M58A2, M58A3, M58A4). Первые две модификации следует полагать прототипами.
Модификация М58А3 на прицепе М353 под наименованием «Прицепной удлиненный заряд M58A3» (M58A3 Trailer Mounted Line Charge) была принята на вооружение Армии и Морской пехоты в декабре 1983 года. Гриф секретности с установки был снят в августе 1985 года.
Согласно плана FY88 в 1988 году установки М58A3 стали поступать на вооружение армии резерва. По состоянию на конец 2002 года предполагается начать выдачу этих установок в части Национальной Гвардии.

С 1994 года началась разработка более совершенной системы разминирования под названием «Взрывной разрушитель минных полей «Мангуст» (Explosive Standoff Minefield Breacher (ESMB) «Mongoose»). Постановка на вооружение планируется в 2004 году, после чего начнется постепенная плановая замена М58 на ESMB, рассчитанная на двадцать лет.

Расчет распределения в инженерных частях Армии установок M58 MICLIC следующий:
*Инженерная рота отдельной тяжелой бригады (танковая, механизированная) — 6 установок.
*Инженерная рота отдельной пехотной бригады — 2 установки.
*Инженерная рота бронекавалерийского полка — 6 установок .
*Инженерные роты (всего 9 рот в дивизии ) тяжелой дивизии (танковая, механизированная) — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты дивизий Армейской Национальной Гвардии — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 12 рот в корпусе) корпусного инженерного механизированного батальона — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в корпусе) корпусного инженерного колесного батальона — по 4 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 6 рот в корпусе) корпусного инженерного батальона — по 2 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в дивизии) инженерного батальона воздушно-десантной дивизии — по 2 установки в роте.
*Инженерные роты (всего 3 роты в дивизии) инженерного батальона воздушно-штурмовой дивизии — по 2 установки в роте.

Полевой устав FM 20-32 предупреждает, что в проходе существуют две зоны неуверенного (т.е. не 100-процентного) уничтожения мин ( на схеме выделены более светлым цветом), что, якобы происходит следствие интерференции прямой и отраженной ударных волн взрыва. Это зоны от 1 до 2 метров в обе стороны от оси заряда.
Однако опыт применения подобных зарядов разминирования Советской Армии указывает, что подобных зон не существует.
Вместе с тем, указываемая в статье американского журнала Engineer Bulletin за август 96г. ширина прохода в 8 метров и тем более, определенная Полевым Уставом FM 20-32 в 14 метров вызывает очень большие сомнения. При среднем расходе ВВ в советских зарядах разминирования на 1 метр длины прохода от 8 до 12 кг. наши Наставления определяют ширину прохода «. до 6 метров» и это проверено многократной практикой. При расходе ВВ 7.44 кг. на метр длины прохода американского заряда М58 получить 8-метровую, а уж тем более 14-метровую ширину прохода просто нереально.

Источники

1. Официальный сайт Департамента Армии США » Federation of American Scientists» (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999. Change 22.08.2001. Chapter 10.
3.Официальный сайт Инженерной школы армии США «US Army. Engineer School» (www.woyd.army.mil).
4. J. Birchmeier, T. Purdin, T. Roberts. Maintaining the MICLIC. Engineer Bulletin. August 1996

Заметки на полях.
Весьма эффективный и довольно распространенный способ проделывания проходов в минных полях.
Во многом американская система перекликается с советской УР-83 и по многим параметрам совпадает с ней.
Однако УР-83 превосходит американскую М58 по дальности подачи заряда (100-440 метров против 62 метров) и по возможности доставить к месту применения скрытно по частям на руках. Это очень существенно, т.к. позволяет применять УР-83 перед передним краем обороны противника в условиях непосредственной опасности ружейно-пулеметного огня.

Ну и время принятия на вооружение. Первые типы таких систем (УЗ-3Р) стояли на вооружении Советской Армии еще в начале шестидесятых годов. Установка на бронемашине УР-67 появилась в конце шестидесятых, ее переносной вариант, хотя и именуется УР-83, но появился в войсках году в 1980-81.

Читать еще:  Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 («Объект 563») (СССР)

Американская система появляется только в 83 и к 2002 году имеется только в боевых частях армии США. Что это — недооценка минной опасности или же общее значительное отставание США от СССР в области средств инженерного вооружения. Это отставание не преодолено и к 2003 году, хотя вот уже 18 лет наша армия ничего нового в этой области не получает.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на автомобиле надо доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200−300 м, замаскировать и ждать приказа.

В период огневой подготовки, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а затем падает на землю. Взрыв — и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте. Ось прохода — неглубокая четкая канавка в земле.

Но гладко было на бумаге… Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения — уклон местности не более 2−3% и высота препятствий не более 50−80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А когда УЗ-3Р поступили в войска, выявился еще один очень существенный недостаток. Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго одновременно выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не могла. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей оказалось невозможным добиться одинакового сопротивления соединений. В результате в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был небольшим — сотые и десятые доли секунд, но в результате эта гигантская змея начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз. Потом она приподнималась и начинала все быстрее двигаться вперед…

А потом, натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, резко взмывала в небо и разламывалась на составные части, которые с визгом и шумом начинали мотаться по небу в разные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку выполняли команду «Все в укрытие!». Саперы, отлично знавшие дурной нрав своего питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за способность демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р получил меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», а еще и за то, что саперному лейтенанту, получившему изрядный нагоняй, со своими солдатами потом приходилось целый день ходить по полю, собирая в кучу обломки — почти 4 тонны железного лома и взрывчатки.

В 1968 году на вооружение инженерных войск поступает вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 года). В военном обиходе ее сразу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие). Позднее усовершенствованный вариант получил обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы вражеского минного поля и его глубины машина в нужное время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10−15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда. Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях обычно сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки военных: сочетание высокой прочности, мягкости и гибкости делало его незаменимым подспорьем в быту, чаще всего его использовали как буксирный трос для автомашин.) Весь процесс разминирования не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.

Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника. А если установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то выявить, что это именно «Урка», сможет только специалист, да и то с близкого расстояния. Так что даже если разведка противника увидит установки УР-77, то, скорее всего, примет их за самоходные гаубицы — никакого особенного повода для тревоги, обычное усиление артиллерии.

Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300 – 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30 – 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6 – 14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector