5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

Содержание

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су»». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Страны-эксплуатанты

  • Аргентина : [5]
  • Бразилия[6]
  • Великобритания : закуплены небольшие партии AT4 и ракет к нему. [1]
  • Венесуэла : AT4 используется начиная с 1980-х. [6][7]
  • Грузия[6]
  • Дания : Под обозначением PVV M/95 (Panserværnsvåben Model 1995). [8]
  • Ирландия : Под обозначением SRAAW (Short Range Anti Armour Weapon) у сил обороны Ирландии. [9]
  • Казахстан[6]
  • Киргизия[6]
  • Латвия[10]
  • Ливан : Закуплено приблизительно 1000 штук. [11]
  • Литва : Вооружённые силы Литвы. [12]
  • Нидерланды[13]
  • Польша[14]
  • США : в начале 1986 года в Швеции приобретена партия из 55 тыс. гранатометов для сухопутных войск [15] , в 1987 году под наименованием M136 AT4 принят на вооружение морской пехоты США и сухопутных войск США[16] Производится по лицензии фирмой «Honeywell», выпущено более 300 тыс. шт. [1]
  • Китайская Республика[6]
  • Узбекистан[6]
  • Украина[6]
  • Франция : Под обозначением ABL (Anti Blindé Léger). [17]
  • Хорватия[6]
  • Швеция[6]
  • Эстония[18]

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су»». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

Читать еще:  Пистолет МР-448 'Скиф' (Россия)

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Ссылки

  • http://www.fas.org/man/dod-101/sys/land/at4.htm
  • http://world.guns.ru/grenade/usa/m136-at4-r.html
Современное пехотное оружие США, находившееся на вооружении после корейской войны
ПистолетыКольт M1911 • Беретта 92 • SIG P228 • Mk 22 • Mk 23 • Mk 24
Винтовки и автоматыM1 и Mk 2 • M1918 • M4(Штурмовая винтовка) • M15 • M16 (автоматическая винтовка) • XM22/E1 • XM106 • XM70 • Mk 14 • FN SCAR • M27
КарабиныM1/M2 • XM177/E1/E2 и GAU-5/A • Colt Model 653 • M231 • M4/A1/E2 • GUU-5/P • Mk 18
Снайперские винтовкиM21 • M24 • M25 • M40 • M82 and M107 • M88 and Mk 15 • M110 • Mk 11 • Mk 12 • DMR • RC-50 • SAM-R • SDM-R
Пистолеты-пулемётыПистолет-пулемёт Томпсона • M3 • Smith & Wesson M76 • MP5/K
Гладкоствольное оружиеIthaca M37 • Remington 870 • Mossberg 500/590 • M1014 • XM26
ПулемётыM2 series (M2, M3, M213, XM218, M296, GAU-10/A, GAU-15/A, GAU-16/A, GAU-18/A, GAU-21/A) • M60 series и Mk 43 • XM207/E1 and Mk 23 • M73/M219 • M85 • M240 series • Stoner 63 • M249 series и Mk 46 • XM262 • XM312 • Mk 21 • EX 27 • Mk 48
Гранатомёты неавтоматическиеM79 • XM148 • M203 • M234 • M320 • M32 • EX 41 • Mk 13
Гранатомёты автоматическиеM75/M129 • XM174 • Mk 19 • Mk 47 • XM109 • XM307
Другие виды оружияXM25 • M20A1/A1B1 • M67 • M72 series • M136 (AT4) • M141 • M202/A1 • Mk 153 • FIM-43 Redeye • FIM-92 Stinger • FGM-172 SRAW • M2
Патроны7,62×33 мм (.30 Carbine) • 5,56×45 мм • 7,62×51 мм НАТО (.308 Win) • .30-06 Springfield • 12.7×99 mm NATO (.50 BMG) • .300 Winchester Magnum • 9×19 мм (9 mm NATO) • .45 ACP • 12 калибр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • AT&T синтаксис
  • ATB (значения)

Смотреть что такое «AT4» в других словарях:

AT4 — Soldados del Ejército de los Estados Unidos disparando un AT 4. Tipo Arma antitanque País de origen … Wikipedia Español

AT4 — Infobox Weapon name= AT4 caption=Firing an AT 4 produces a large back blast, a significant problem when operating the weapon in urban environments. origin=flagcountry|Sweden type= Anti tank weapon is ranged=yes is explosive=yes service= used by=… … Wikipedia

AT4 — Tir d un AT 4 par des US Marines lors d un exercice … Wikipédia en Français

AT4 — Soldat der US Army (25th ID) mit Panzerbüchse FFV AT 4 Die FFV AT 4 ist eine Panzerabwehrhandwaffe des staatlichen schwedischen Waffenherstellers Forenade Fabriksverken Ordnance Division (FFV Ordnance) in Eskilstuna. Die Firma ist mittlerweile in … Deutsch Wikipedia

AT4 — см. M136 AT4 … Энциклопедия стрелкового оружия

M136 AT4 — AT4 Tir d un AT 4 par des US Marines lors d un exercice … Wikipédia en Français

M136 AT4 — Одноразовый противотанковый гранатомет AT4 / M136 (Швеция США) одноразовый противотанковый гранатомет AT4 и граната для него в положении в полете одноразовый противотанковый гранатомет AT4 / M136 американского выпуска, оснащенный ночным… … Энциклопедия стрелкового оружия

VS-AT4 mine — The VS AT4 and VS AT4 EL are Italian minimum metal blast resistant anti tank blast mines. The VS AT4 uses a blast resistant mechanical pressure fuze, while the VS AT4 EL uses a programmable electronic pressure fuze with an integral anti lifting… … Wikipedia

2002 AT4 — mp|2002 AT|4 (also written 2002 AT4) is an as yet unnamed and un numbered near Earth asteroid. It is approximately 160 370 metres in diameter. It has an eccentric orbit that brings it sometimes close to Earth s orbit, and sometimes halfway… … Wikipedia

AT-4 — AT4 Tir d un AT 4 par des US Marines lors d un exercice … Wikipédia en Français

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су»». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Читать еще:  Пулемёты ДШК и ДШКМ (СССР)

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Страны-эксплуатанты

  • Аргентина : [5]
  • Бразилия[6]
  • Великобритания : закуплены небольшие партии AT4 и ракет к нему. [1]
  • Венесуэла : AT4 используется начиная с 1980-х. [6][7]
  • Грузия[6]
  • Дания : Под обозначением PVV M/95 (Panserværnsvåben Model 1995). [8]
  • Ирландия : Под обозначением SRAAW (Short Range Anti Armour Weapon) у сил обороны Ирландии. [9]
  • Казахстан[6]
  • Киргизия[6]
  • Латвия[10]
  • Ливан : Закуплено приблизительно 1000 штук. [11]
  • Литва : Вооружённые силы Литвы. [12]
  • Нидерланды[13]
  • Польша[14]
  • США : в начале 1986 года в Швеции приобретена партия из 55 тыс. гранатометов для сухопутных войск [15] , в 1987 году под наименованием M136 AT4 принят на вооружение морской пехоты США и сухопутных войск США[16] Производится по лицензии фирмой «Honeywell», выпущено более 300 тыс. шт. [1]
  • Китайская Республика[6]
  • Узбекистан[6]
  • Украина[6]
  • Франция : Под обозначением ABL (Anti Blindé Léger). [17]
  • Хорватия[6]
  • Швеция[6]
  • Эстония[18]

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су»». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK
Читать еще:  Пистолет-пулемёт Beretta M12 (Италия)

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Страны-эксплуатанты

  • Аргентина : [5]
  • Бразилия[6]
  • Великобритания : закуплены небольшие партии AT4 и ракет к нему. [1]
  • Венесуэла : AT4 используется начиная с 1980-х. [6][7]
  • Грузия[6]
  • Дания : Под обозначением PVV M/95 (Panserværnsvåben Model 1995). [8]
  • Ирландия : Под обозначением SRAAW (Short Range Anti Armour Weapon) у сил обороны Ирландии. [9]
  • Казахстан[6]
  • Киргизия[6]
  • Латвия[10]
  • Ливан : Закуплено приблизительно 1000 штук. [11]
  • Литва : Вооружённые силы Литвы. [12]
  • Нидерланды[13]
  • Польша[14]
  • США : в начале 1986 года в Швеции приобретена партия из 55 тыс. гранатометов для сухопутных войск [15] , в 1987 году под наименованием M136 AT4 принят на вооружение морской пехоты США и сухопутных войск США[16] Производится по лицензии фирмой «Honeywell», выпущено более 300 тыс. шт. [1]
  • Китайская Республика[6]
  • Узбекистан[6]
  • Украина[6]
  • Франция : Под обозначением ABL (Anti Blindé Léger). [17]
  • Хорватия[6]
  • Швеция[6]
  • Эстония[18]

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су»». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector