1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не хотела запятнать честь отца»

Содержание

«Не хотела запятнать честь отца». Истории похищенных невест

210 случаев кражи невест, согласно данным прокуратуры, зарегистрировали в Казахстане в прошлом году. Большинство — на юге страны. Девушки, которых похитили незнакомые им парни, чтобы вступить в брак, поделились своими историями с Азаттыком.

«СОГЛАШАЙСЯ, ПОКА НЕ ОПОЗОРИЛАСЬ»

21-летнюю жительницу Туркестана Гульзаду (имя изменено) в конце прошлого года среди бела дня выкрал незнакомец. 3 декабря девушка ждала автобус вместе с женой старшего брата, чтобы отправиться на занятия. Рядом остановился автомобиль, из которого вышли трое парней и силой затащили Гульзаду в машину. Один оттолкнул бросившуюся на помощь беременную сноху. Всё произошло настолько внезапно, что Гульзада не сразу поняла, что происходит. Потом начала кричать во весь голос, сопротивляться, молила отпустить, но ее никто не слушал. Отобрали мобильный телефон. Куда едет машина, девушка не знала. Ее привезли в дом одного из участников похищения. И там она просила отпустить ее, говорила, что ей нужно учиться. Бесполезно.

С парнем, который ее выкрал, она никогда раньше не встречалась. Тот заявил, что заприметил ее на какой-то свадьбе. Надеть на себя платок Гульзада не позволила. Это означало бы согласие на брак.

Услышав, что родственники Гульзады отправились на ее поиски, похититель, его друзья и близкие увезли девушку в Кентау. Там ей принялись угрожать снохи: «Мы наденем на тебя платок, соглашайся, пока не опозорилась». Гульзада не поддалась на уговоры. Ее перевезли в Шымкент. Там похититель изнасиловал Гульзаду.

— Ни один человек не внял моим словам. Когда меня привезли в Шымкент, заперли в темной комнате. Я попыталась выпрыгнуть из окна на втором этаже, но меня успел схватить его друг. После этого снохи не оставляли меня одну и дежурили по очереди, — рассказывает со слезами Гульзада.

Вспоминая те события, девушка плачет и долго не может прийти в себя. У нее дрожит подбородок, она сокрушенно качает головой.

— Он изнасиловал меня ночью, я сопротивлялась. Кричала, звала на помощь. В доме находились несколько человек, но никто не пришел, — тяжело вздыхает девушка.

После насилия Гульзада потеряла сознание. Утром родственники парня пригрозили убить ее, если она не скажет, что всё было по взаимному согласию. У Гульзады не было сил сопротивляться.

— Они записали на видео, что я согласна. После этого мы все приехали в село. Я всю дорогу молча плакала. Вечером приехала моя мать. На ее вопрос, по собственной ли воле я приехала, я ответила: «Нет, меня изнасиловали». Мама сразу спросила: «Уйдешь со мной?» Я сказала «да» и выбежала из дома, — вспоминает она.

«В СЕЛЕ СТАЛИ ШУМЕТЬ О МОЕМ «ВОЗВРАЩЕНИИ»»

Гульзада говорит, что по возвращении домой написала в полицию заявление на насильника. В управлении полиции города Туркестана сообщили о начале расследования по статьям «Изнасилование» и «Похищение человека» и задержании 24-летнего подозреваемого. Позже суд освободил его под залог. В ближайшее время будет принято решение в отношении еще троих предполагаемых участников похищения.

Гульзада говорит, что подозреваемые находятся на свободе, хотя «похищение человека, изнасилование, унижение чести и достоинства считаются тяжкими преступлениями». К похищению с изнасилованием были причастны около 20 человек, но к ответственности привлекают лишь четверых, добавляет она.

Родственники парня неоднократно приходили к ее родителям, рассказывает девушка. Просили прощения. После случившегося ее родители заболели и перестали выходить на улицу.

— В селе стали шуметь о моем «возвращении». Многие обвиняют меня. Ходят разговоры, что мы с родителями требуем деньги с парня. Нам деньги не нужны, нужны мои честь и достоинство. Мои честь и достоинство не продаются. Я не смогу с ним жить и не буду. Кто ему давал право трогать меня без моего согласия? Как жить с человеком, который изнасиловал и угрожал убить? Пусть несет наказание за содеянное. Пусть отвечает перед законом. Я пойду до конца, — говорит Гульзада.

«НЕ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОТЕЦ ЛИШИЛСЯ ДОБРОГО ИМЕНИ»

21-летняя Балым (имя изменено по ее просьбе), которую выкрал незнакомый молодой человек, считает себя жертвой.

После каникул, проведенных дома, в селе в Туркестанской области, Балым собралась в город. Стояла на обочине дороги в ожидании машины, на которой должна была уехать. Неожиданно появился другой автомобиль, вышедшие из него люди затолкали девушку в салон. Машина помчалась в соседнее село. Балым говорит, что до этого никогда не встречала парня, который ее похитил.

— Парня показали мне его снохи. Он мне не понравился. Я чувствовала, что он неровня мне. Не почувствовала никакой симпатии. Мне сказали, что я ему понравилась. Мы же выросли в селе, где сильны казахские устои. С детства приходилось слышать поговорку «Плоха замужняя девушка, вернувшаяся в отчий дом». Я не хотела запятнать честь отца и согласилась остаться. Не хотела, чтобы отец лишился доброго имени, осталась только по этой причине, — объясняет девушка.

Спустя два дня Балым написала, что приехала «по собственной воле». Родственники жениха доставили записку ее родителям. Потом приехал «гонец» от ее семьи, и стороны договорились. Затем последовали традиционные ритуалы беташар, бракосочетание по шариату.

Балым говорит, что через два месяца они развелись. Молодой человек несколько раз поднимал на нее руку. Не выдержав издевательств, Балым ушла. Сейчас она живет в доме родителей и не готова к откровенным разговорам о пережитом.

«С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБРАЩАЮТСЯ ЕДИНИЦЫ»

По данным прокуратуры Туркестанской области, в 2019 году в стране было зарегистрировано 210 случаев краж девушек, 102 из них — в Туркестанской области.

«Лица, похитившие невесту или причастные к этому, преследуются по статье уголовного кодекса «Похищение человека». Если невеста не дает согласия на брак, ее похищение является преступлением. В соответствии с законом «О браке и семье», брак является добровольным союзом. Если одна из сторон не согласна, брак считается незаконным», — заявили в областной прокуратуре.

Не все похищенные обращаются в полицию. Некоторые написавшие заявления потом отзывают их в связи «с примирением сторон».

В декабре 2019 года молодые люди в городе Арысь попытались выкрасть девушку. Видео похищения получило распространение в Сети. На записи видно, что, несмотря на сопротивление девушки, молодые люди силой заталкивают ее в автомобиль и отталкивают бросившихся ей на помощь.

После появления видео в департаменте полиции Туркестанской области сообщили, что по данному факту проводится расследование по статье «Похищение человека», начато уголовное расследование в отношении местных жителей, которые «пытались украсть девушку». Заявление подала мать похищенной. Девушка находится в доме родителей. В феврале 2020 года в полиции Азаттыку заявили, что расследование прекращено. Там сообщили, что «подозреваемый и жертва учились в одном классе, и молодой человек хотел похитить девушку с целью женитьбы». В связи с примирением сторон девушка забрала заявление и заявила, что претензий к молодому человеку не имеет.

Несмотря на то что в Казахстане кража невест приравнивается к похищению людей, таких случаев не становится меньше. Часть общества воспринимает происходящее как «традицию». Адвокат Айман Умарова, защищающая в судах права женщин, которые подвергались изнасилованиям и давлению, считает, что кража невест — преступление.

— Похищение человека без его на то согласия незаконно. И ссылаться на традиции не стоит. Состав преступления с похищением девушки может быть разным. Поэтому иногда дело возбуждают по статьям «Похищение человека» и «Незаконное лишение человека свободы». В похищении девушки участвует не один человек. Парень это совершает со своими друзьями. О похищении невесты знают члены семьи. Они знают о совершаемом преступлении, но не сообщают. Все они становятся соучастниками преступления, когда пытаются уговорить девушку остаться в доме снохой. В Казахстане нет равноправия. Поэтому парни до сих пор умыкают девушек, — говорит она.

По словам адвоката Джохара Утебекова, большинство похищенных девушек соглашаются жить дальше с похитителями и не все из тех, кто отказался вступать в брак, обращаются в полицию с заявлением.

— Такие похищения не совершаются в одиночку. Это серьезное преступление, похищение группой лиц по предварительному сговору. Оно нередко сопряжено с последующим изнасилованием похищенной либо с ее понуждением к половому сношению. Нет никаких сомнений в том, что это латентные преступления и по ним крайне редко поступают заявления. Часть девушек мирится со своим положением и остается в доме похитителя. Часть девушек, которые вернулись к родителям, предпочитают об этом забыть. Негативную роль играет отношение судебных и правоохранительных органов к похитителям. У нас патриархальные правоохранительные органы, их сотрудники в основном придерживаются традиционных взглядов. Если дело доходит до суда, им в основном назначают условное наказание, — отмечает он.

Руководитель организации по защите прав женщин «Не молчи» Дина Смаилова говорит, что кража невесты — это преступление против личности, а принуждение к половой связи — нарушение половой неприкосновенности.

— Насильное удерживание девушки, уговоры выйти замуж приравниваются к незаконному лишению свободы человека. В обществе существует неписаный закон, что «девушка должна выйти замуж и рожать детей». Многие девушки ограничены в своих правах на получение образования, у них нет права выбора работы. Похищенные тяжело привыкают к семейной жизни. Они либо разводятся, либо вынуждены терпеть побои и издевательства мужа. Родители с обеих сторон и родственники должны это понимать, — говорит Смаилова.

В казахстанском обществе немало тех, кто называет кражу невест традицией, и тех, кто считает такие действия преступлением. Правозащитники регулярно призывают усилить наказание за похищение девушек с целью женитьбы, включив в уголовный кодекс отдельную статью.

Поделиться

Веб-сайт www.azattyq.org на казахском и русском языках – это первый мультимедиа веб-сайт в Казахстане, предоставляющий информацию как в традиционном текстовом формате, так и в форме видеосюжетов, фотогалерей и звуковых слайдов. Азаттык — Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Не зависит от любой политической партии, правящей или оппозиционной, эмигрантских сообществ, коммерческих компаний и других специфических организаций, а также религиозных организаций. Мы не поддерживаем и не пропагандируем какие-либо специфические политические, экономические или религиозные взгляды.

Радио Азаттык © 2020 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

«Я постоянно ловила на себе сальные взгляды». Россиянки о жизни в Индии

По версии Thomson Reuters Foundation, Индия стала самой опасной страной в мире для женщин: каждый час против них совершается около 40 преступлений. Проблема стала настолько острой, что в апреле этого года правительство Индии ввело смертную казнь за изнасилование девочек младше 12 лет и увеличило до 20 лет минимальный срок тюремного заключения для тех, чьи жертвы были младше 16. А с 2013 года в стране можно попасть в тюрьму за сексуальные домогательства и вуайеризм.

Сексуальные преступления с летальным исходом стали караться смертной казнью после огласки истории с групповым изнасилованием студентки в автобусе, которое произошло в 2012 году в Дели. Над девушкой надругались шесть мужчин и выбросили ее из автобуса на обочину. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти девушку так и не удалось. После этого по стране прошли массовые протесты, и правительство было вынуждено ужесточить наказание за преступления сексуального характера.

Еще одна громкая история произошла в 2017 году. На севере Индии родила 10-летняя девочка, которая забеременела в результате изнасилования. О беременности девочки стало известно на сроке больше 20 недель, когда уже было поздно делать аборт. При этом сама девочка не знала о ребенке, ей сказали, что у нее в животе большой камень, который нужно извлечь. После кесарева сечения семья девочки отказалась от ребенка, а по подозрению в изнасиловании задержали ее дядю.

Впрочем, насилуют в Индии не только местных женщин, но и туристок. В начале мая этого года в индийском штате Керала полиция обнаружила обезглавленный труп женщины, в котором опознали пропавшую месяцем ранее 33-летнюю латвийскую туристку. Женщина приехала в Индию лечиться от депрессии и пропала. Полиция выяснила, что двое местных жителей накачали ее наркотиками, изнасиловали, а после обезглавили. Подозреваемых задержали.

В Индии женщины страдают не только от сексуальных преступлений. В Джайпуре молодой человек облил женщину кислотой после отказа выйти за него замуж. При этом жертва уже состояла в официальном браке и имела троих детей.

35-летняя женщина из Лакхнау год назад в пятый раз стала жертвой кислотной атаки. Впервые ее изнасиловали и облили кислотой в 2008 году из-за имущественного спора. Те же мужчины плеснули ей кислоту в лицо в 2012 и 2013 годах, чтобы заставить ее отозвать обвинение. В следующий раз — заставили выпить кислоту на глазах у дочери. Мужчин задержали, но вскоре выпустили под залог. После этого на женщину напали на территории специального охраняемого приюта.

Россиянки, которые некоторое время жили и работали в Индии, рассказали «Снобу», как спасались от назойливого внимания, домогательств и что делали, чтобы не стать жертвами изнасилования.

Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Деревенские мужчины воспринимают белых женщин как порнозвезд»

Екатерина, 33 года

Екатерина живет в Индии уже несколько лет. Впервые она приехала в страну в 2010 году, еще через два года прошла курсы подготовки преподавателей йоги в Дхарамсале и устроилась туда переводчиком с английского для русских туристов. На протяжении трех лет она по полгода жила в Индии, а потом на 1–2 месяца возвращалась в Россию. В 2015 году Екатерина переехала в Дели, нашла там работу по специальности, а в прошлом году вышла замуж за индийца.

Сейчас я работаю преподавателем, у меня в учениках как индийские дети, так и дети экспатов. В продвинутых и обеспеченных семьях родители вкладывают очень много денег во всестороннее образование детей. В бедных семьях родители иногда не отдают дочерей в школу, так как те все равно будут домохозяйками. Правительство пытается с этим бороться и организует всякие курсы (типа кройки и шитья) для женщин, создает рабочие места. Поэтому в Индии можно очень дешево купить ткани с вышивкой ручной работы.

До замужества, с 2015 по 2017 годы, я снимала жилье в Дели в самых разных районах, в том числе и неблагополучных. Ходила и ездила везде одна. Иногда возвращалась с работы поздно, за полночь, но в истории не попадала. В крупных городах и туристических районах для женщины вполне безопасно, если не напиваться до беспамятства в ночных клубах, не принимать от незнакомых напитки и сладости (были случаи, когда в сладости добавляли наркотики), не носить слишком открытую одежду, не ходить в гости и не приглашать к себе в номер, не садиться в машины к незнакомым или малознакомым мужчинам. Встречаться с кем-то лучше в общественных местах. Не стоит путешествовать одной по нетуристическим местам, деревням, лучше ехать в составе группы или с мужчиной. Нужно вести себя уверенно и в случае опасности громко кричать и угрожать полицией.

В Дели очень много иностранцев. Большинство местных относятся к ним уважительно, потому что думают, что все иностранцы очень богатые. Только деревенские воспринимают белых женщин как порнозвезд (в западных фильмах по телевизору всякое показывают) и пялятся на них.

Традиционное индийское общество не приемлет открытую одежду: женщины в мини, обтягивающей и декольтированной одежде считаются проститутками. В крупных городах к этому относятся спокойнее, можно даже увидеть индианок в такой одежде.

Индия с севера на юг и с запада на восток очень разная. В некоторых северо-восточных штатах и кое-где на юге царит матриархат. Женщина — глава семьи и наследует землю и имущество. В других частях страны жесткий патриархат: женщина после замужества становится домохозяйкой, даже если она богата и хорошо образованна. В некоторых хинду-ортодоксальных семьях женщины одни без мужа или его родственников на улицу не выходят, сидят дома. В таких семьях не приветствуются межкастовые и межрелигиозные браки, и часто такие истории любви заканчиваются «убийством чести». Браки заключаются обычно по договоренности, в соответствии с кастой, положением семьи в обществе, материальным достатком, образованием и т. д. Иногда с семьи невесты требуют даури (приданое) — многие преступления против женщин происходят по этой причине. Случается, что после свадьбы семья мужа просит все больше и больше денег, морально и физически давят на женщину, иногда это заканчивается самоубийством. По закону требовать даури запрещено, но многие следуют традициям. Все вышесказанное относится к хинду-ортодоксам из северной и центральной Индии. К счастью, в крупных городах все не так: сейчас очень много современных семей, где женщины работают и не имеют никаких ограничений со стороны мужа. Многие индийцы учатся за границей, очень многие имеют родственников в Европе, Америке.

Читать еще:  MCMAP: Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США

Большая часть преступлений против женщин касается индианок, а не иностранок.

Правительство пытается бороться с преступлениями против женщин: в стране работает множество кризисных центров, телефоны доверия. В полицию можно жаловаться даже на непристойные предложения и комментарии со стороны мужчин. Знаю случай, когда женщина поймала такси, а таксист-извращенец вел машину и мастурбировал. Она сняла его на камеру телефона, нажала тревожную кнопку в приложении, и приехала полиция. Его арестовали и позже приговорили к реальному тюремному сроку.

Индия, Мумбаи. 10 октября 2014 года. Китаянку Решму шурин с друзьями связали и облили кислотой. Суд присудил ей компенсацию в 100 000 рупий (1600 долларов), которую должны были выплатить в течение 15 дней. Пять месяцев спустя она еще не получила ни пенни Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки»

Мария, 31 год

Мария дважды жила в Индии по 9–10 месяцев, со своим молодым человеком и одна. И эти два раза оказались очень контрастными. После второй поездки девушка разочаровалась в индийских мужчинах «на всю оставшуюся жизнь».

В 2010 году мой парень открыл в южном штате Карнатака йога-центр, а я встречала туристов и занималась организационными вопросами.

Спустя два года я вернулась в Индию одна, с ностальгическими чувствами, мечтая посмотреть штат Раджастан, вернуться в старые места, и вот тогда-то розовые очки у меня и разбились. Я поселилась в Джайпуре и устроилась преподавателем русского и английского языка в школу. Идти на работу мне было всего 10 минут пешком, но и их хватало сполна: многие мужчины просто останавливались и откровенно пялились, каждый день кто-то подходил и спрашивал у меня телефон, приглашал куда-то. Начинали обычно с What is your name?, а третьим-четвертым вопросом было уже Do you have a boyfriend? Can I be your boyfriend? Через какое-то время я просто перестала отвечать на их вопросы, потому что общение с простым индийским мужчиной всегда заканчивается чем-то таким. Исключения есть — богатые, хорошо образованные мужчины, которые учились за границей и видели мир.

Иногда мужчины просто просили со мной сфотографироваться, а потом пытались облапать. Не раз меня хватали за разные места мужчины, проезжающие мимо на мопеде. Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки. В Джайпуре я совершенно забыла о том, что можно носить одежду, обнажающую ноги и плечи. Я одевалась очень закрыто, и тогда внимания было чуть меньше.

Иногда я уезжала за город к морю. Однажды я ушла далековато от основного пляжа. Ко мне подошел подросток и начал что-то спрашивать, а потом попытался схватить за грудь. Я испугалась, треснула его по руке и бросилась бежать. Потом уже подумала, что могла справиться с щуплым пареньком, но тогда реально испугалась.

В Джайпуре у меня были друзья-экспаты. Мы с ними иногда ездили тусить в ночные клубы. Однажды я поехала домой одна, на тук-туке. Было около трех ночи. Когда мы подъехали к дому, рикша потребовал, чтобы я заплатила больше оговоренной суммы. Я думала, он говорил про деньги, но тут рикша выскочил из тук-тука и схватил меня за грудь. Я заорала как бешеная. Рикша испугался и убежал.

Бывала я и на Гоа. Там привыкли к белым, но и там со мной случилась неприятная история. Мы — трое парней и трое девушек — отправились туда отмечать Новый год. Но так и не смогли ни в одном клубе потанцевать: местные окружали нас плотным кольцом и пытались облапать девушек, даже если парни пытались нас загораживать.

И эти истории по сравнению с некоторыми другими не страшные. В то время, когда я жила в Индии, на весь мир прогремела история про туристку из Дании. Она приехала в Дели одна, заблудилась и пошла за какими-то мужчинами, которые обещали показать дорогу. Они изнасиловали ее всей толпой.

Я до последнего верила в людей и старалась не клеймить мужчин. До тех пор, пока у меня не произошел неприятный случай с учителем из нашей школы. Это был уважаемый человек, с хорошей репутацией, женатый, с детьми. Он был последним, кого бы я заподозрила в непристойном поведении. Однажды вечером я возвращалась домой и столкнулась с ним неподалеку от своего дома. Он сказал, что ждет своего друга, тот опаздывает на полчаса, и спросил, нельзя ли подождать его у меня. Я наивно согласилась. Через полчаса я поняла, что друг вряд ли придет. Звонить мой коллега ему не собирался, но начал вести себя странно, а потом спросил внезапно: Can I kiss you? Я ответила, что ему, пожалуй, пора домой, и пригрозила рассказать обо всем его жене и директору школы.

К концу моего пребывания в Индии мне хотелось треснуть каждого подходившего ко мне мужчину. Я уезжала из Джайпура с ощущением, что мне хватило Индии на всю оставшуюся жизнь и что я полностью разочаровалась в индийцах. На местных женщин они так не пялятся и не подойдут с предложением заняться сексом, хотя бы какое-то показное уважение есть. А вот иностранки, с их точки зрения, спят со всеми.

«Избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно»

Анастасия, 27 лет

Анастасия вышла замуж за индийца и периодически гостит у него на родине в Бангалоре. Ей сложно привыкнуть к традиционному положению женщины в индийском обществе.

Индианкам в принципе не опасно ходить по улицам, если одеваться и вести себя исходя из традиций общества. Местные девушки, которые сами выбирают себе партнера, место работы, учебы, встречаются с людьми из другой касты, ходят по вечеринкам, идут против системы. Их поведение не вызывает одобрения, и они могут попасть в беду.

Иностранкам нужно быть сверхосторожными. Из-за цвета кожи и присущих индийскому обществу стереотипов белых женщин считают легкодоступными, легкомысленными и вульгарными. Поэтому белым девушкам лучше не выходить в темное время суток, нужно вести себя и выглядеть скромно. В идеале следует выходить на улицу с кем-то из индийцев — это значительно облегчит вам жизнь. Поскольку я везде ходила с мужем и свекровью, от многих опасностей они меня ограждали. Однако избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно. Благодаря постоянной охране в лице родных мужа, я не сталкивалась с открытым проявлением домогательств. Но постоянно ловила на себе сальные взгляды мужчин: таращатся и раздевают глазами многие, вне зависимости от возраста и семейного положения.

В Индии нужно ломать себя во многом, быть гибким, приспосабливаться. Индийское общество абсолютно патриархально, поэтому женщина занимается здесь домашней работой, служением родителям мужа и воспитанием детей. Меня часто спрашивают не «Как твоя учеба или работа?», а «Как работа на кухне? Что ты готовишь для мужа?» Привыкнуть к этому было очень сложно.

«Не хотела запятнать честь отца». Истории похищенных невест

210 случаев кражи невест, согласно данным прокуратуры, зарегистрировали в Казахстане в прошлом году. Большинство — на юге страны. Девушки, которых похитили незнакомые им парни, чтобы вступить в брак, поделились своими историями с Азаттыком.

«СОГЛАШАЙСЯ, ПОКА НЕ ОПОЗОРИЛАСЬ»

21-летнюю жительницу Туркестана Гульзаду (имя изменено) в конце прошлого года среди бела дня выкрал незнакомец. 3 декабря девушка ждала автобус вместе с женой старшего брата, чтобы отправиться на занятия. Рядом остановился автомобиль, из которого вышли трое парней и силой затащили Гульзаду в машину. Один оттолкнул бросившуюся на помощь беременную сноху. Всё произошло настолько внезапно, что Гульзада не сразу поняла, что происходит. Потом начала кричать во весь голос, сопротивляться, молила отпустить, но ее никто не слушал. Отобрали мобильный телефон. Куда едет машина, девушка не знала. Ее привезли в дом одного из участников похищения. И там она просила отпустить ее, говорила, что ей нужно учиться. Бесполезно.

С парнем, который ее выкрал, она никогда раньше не встречалась. Тот заявил, что заприметил ее на какой-то свадьбе. Надеть на себя платок Гульзада не позволила. Это означало бы согласие на брак.

Услышав, что родственники Гульзады отправились на ее поиски, похититель, его друзья и близкие увезли девушку в Кентау. Там ей принялись угрожать снохи: «Мы наденем на тебя платок, соглашайся, пока не опозорилась». Гульзада не поддалась на уговоры. Ее перевезли в Шымкент. Там похититель изнасиловал Гульзаду.

— Ни один человек не внял моим словам. Когда меня привезли в Шымкент, заперли в темной комнате. Я попыталась выпрыгнуть из окна на втором этаже, но меня успел схватить его друг. После этого снохи не оставляли меня одну и дежурили по очереди, — рассказывает со слезами Гульзада.

Вспоминая те события, девушка плачет и долго не может прийти в себя. У нее дрожит подбородок, она сокрушенно качает головой.

— Он изнасиловал меня ночью, я сопротивлялась. Кричала, звала на помощь. В доме находились несколько человек, но никто не пришел, — тяжело вздыхает девушка.

После насилия Гульзада потеряла сознание. Утром родственники парня пригрозили убить ее, если она не скажет, что всё было по взаимному согласию. У Гульзады не было сил сопротивляться.

— Они записали на видео, что я согласна. После этого мы все приехали в село. Я всю дорогу молча плакала. Вечером приехала моя мать. На ее вопрос, по собственной ли воле я приехала, я ответила: «Нет, меня изнасиловали». Мама сразу спросила: «Уйдешь со мной?» Я сказала «да» и выбежала из дома, — вспоминает она.

«В СЕЛЕ СТАЛИ ШУМЕТЬ О МОЕМ «ВОЗВРАЩЕНИИ»»

Гульзада говорит, что по возвращении домой написала в полицию заявление на насильника. В управлении полиции города Туркестана сообщили о начале расследования по статьям «Изнасилование» и «Похищение человека» и задержании 24-летнего подозреваемого. Позже суд освободил его под залог. В ближайшее время будет принято решение в отношении еще троих предполагаемых участников похищения.

Гульзада говорит, что подозреваемые находятся на свободе, хотя «похищение человека, изнасилование, унижение чести и достоинства считаются тяжкими преступлениями». К похищению с изнасилованием были причастны около 20 человек, но к ответственности привлекают лишь четверых, добавляет она.

Родственники парня неоднократно приходили к ее родителям, рассказывает девушка. Просили прощения. После случившегося ее родители заболели и перестали выходить на улицу.

— В селе стали шуметь о моем «возвращении». Многие обвиняют меня. Ходят разговоры, что мы с родителями требуем деньги с парня. Нам деньги не нужны, нужны мои честь и достоинство. Мои честь и достоинство не продаются. Я не смогу с ним жить и не буду. Кто ему давал право трогать меня без моего согласия? Как жить с человеком, который изнасиловал и угрожал убить? Пусть несет наказание за содеянное. Пусть отвечает перед законом. Я пойду до конца, — говорит Гульзада.

«НЕ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОТЕЦ ЛИШИЛСЯ ДОБРОГО ИМЕНИ»

21-летняя Балым (имя изменено по ее просьбе), которую выкрал незнакомый молодой человек, считает себя жертвой.

После каникул, проведенных дома, в селе в Туркестанской области, Балым собралась в город. Стояла на обочине дороги в ожидании машины, на которой должна была уехать. Неожиданно появился другой автомобиль, вышедшие из него люди затолкали девушку в салон. Машина помчалась в соседнее село. Балым говорит, что до этого никогда не встречала парня, который ее похитил.

— Парня показали мне его снохи. Он мне не понравился. Я чувствовала, что он неровня мне. Не почувствовала никакой симпатии. Мне сказали, что я ему понравилась. Мы же выросли в селе, где сильны казахские устои. С детства приходилось слышать поговорку «Плоха замужняя девушка, вернувшаяся в отчий дом». Я не хотела запятнать честь отца и согласилась остаться. Не хотела, чтобы отец лишился доброго имени, осталась только по этой причине, — объясняет девушка.

Спустя два дня Балым написала, что приехала «по собственной воле». Родственники жениха доставили записку ее родителям. Потом приехал «гонец» от ее семьи, и стороны договорились. Затем последовали традиционные ритуалы беташар, бракосочетание по шариату.

Балым говорит, что через два месяца они развелись. Молодой человек несколько раз поднимал на нее руку. Не выдержав издевательств, Балым ушла. Сейчас она живет в доме родителей и не готова к откровенным разговорам о пережитом.

«С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБРАЩАЮТСЯ ЕДИНИЦЫ»

По данным прокуратуры Туркестанской области, в 2019 году в стране было зарегистрировано 210 случаев краж девушек, 102 из них — в Туркестанской области.

«Лица, похитившие невесту или причастные к этому, преследуются по статье уголовного кодекса «Похищение человека». Если невеста не дает согласия на брак, ее похищение является преступлением. В соответствии с законом «О браке и семье», брак является добровольным союзом. Если одна из сторон не согласна, брак считается незаконным», — заявили в областной прокуратуре.

Не все похищенные обращаются в полицию. Некоторые написавшие заявления потом отзывают их в связи «с примирением сторон».

В декабре 2019 года молодые люди в городе Арысь попытались выкрасть девушку. Видео похищения получило распространение в Сети. На записи видно, что, несмотря на сопротивление девушки, молодые люди силой заталкивают ее в автомобиль и отталкивают бросившихся ей на помощь.

После появления видео в департаменте полиции Туркестанской области сообщили, что по данному факту проводится расследование по статье «Похищение человека», начато уголовное расследование в отношении местных жителей, которые «пытались украсть девушку». Заявление подала мать похищенной. Девушка находится в доме родителей. В феврале 2020 года в полиции Азаттыку заявили, что расследование прекращено. Там сообщили, что «подозреваемый и жертва учились в одном классе, и молодой человек хотел похитить девушку с целью женитьбы». В связи с примирением сторон девушка забрала заявление и заявила, что претензий к молодому человеку не имеет.

Несмотря на то что в Казахстане кража невест приравнивается к похищению людей, таких случаев не становится меньше. Часть общества воспринимает происходящее как «традицию». Адвокат Айман Умарова, защищающая в судах права женщин, которые подвергались изнасилованиям и давлению, считает, что кража невест — преступление.

— Похищение человека без его на то согласия незаконно. И ссылаться на традиции не стоит. Состав преступления с похищением девушки может быть разным. Поэтому иногда дело возбуждают по статьям «Похищение человека» и «Незаконное лишение человека свободы». В похищении девушки участвует не один человек. Парень это совершает со своими друзьями. О похищении невесты знают члены семьи. Они знают о совершаемом преступлении, но не сообщают. Все они становятся соучастниками преступления, когда пытаются уговорить девушку остаться в доме снохой. В Казахстане нет равноправия. Поэтому парни до сих пор умыкают девушек, — говорит она.

По словам адвоката Джохара Утебекова, большинство похищенных девушек соглашаются жить дальше с похитителями и не все из тех, кто отказался вступать в брак, обращаются в полицию с заявлением.

— Такие похищения не совершаются в одиночку. Это серьезное преступление, похищение группой лиц по предварительному сговору. Оно нередко сопряжено с последующим изнасилованием похищенной либо с ее понуждением к половому сношению. Нет никаких сомнений в том, что это латентные преступления и по ним крайне редко поступают заявления. Часть девушек мирится со своим положением и остается в доме похитителя. Часть девушек, которые вернулись к родителям, предпочитают об этом забыть. Негативную роль играет отношение судебных и правоохранительных органов к похитителям. У нас патриархальные правоохранительные органы, их сотрудники в основном придерживаются традиционных взглядов. Если дело доходит до суда, им в основном назначают условное наказание, — отмечает он.

Руководитель организации по защите прав женщин «Не молчи» Дина Смаилова говорит, что кража невесты — это преступление против личности, а принуждение к половой связи — нарушение половой неприкосновенности.

— Насильное удерживание девушки, уговоры выйти замуж приравниваются к незаконному лишению свободы человека. В обществе существует неписаный закон, что «девушка должна выйти замуж и рожать детей». Многие девушки ограничены в своих правах на получение образования, у них нет права выбора работы. Похищенные тяжело привыкают к семейной жизни. Они либо разводятся, либо вынуждены терпеть побои и издевательства мужа. Родители с обеих сторон и родственники должны это понимать, — говорит Смаилова.

В казахстанском обществе немало тех, кто называет кражу невест традицией, и тех, кто считает такие действия преступлением. Правозащитники регулярно призывают усилить наказание за похищение девушек с целью женитьбы, включив в уголовный кодекс отдельную статью.

Поделиться

Веб-сайт www.azattyq.org на казахском и русском языках – это первый мультимедиа веб-сайт в Казахстане, предоставляющий информацию как в традиционном текстовом формате, так и в форме видеосюжетов, фотогалерей и звуковых слайдов. Азаттык — Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Не зависит от любой политической партии, правящей или оппозиционной, эмигрантских сообществ, коммерческих компаний и других специфических организаций, а также религиозных организаций. Мы не поддерживаем и не пропагандируем какие-либо специфические политические, экономические или религиозные взгляды.

Радио Азаттык © 2020 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

«Я постоянно ловила на себе сальные взгляды». Россиянки о жизни в Индии

По версии Thomson Reuters Foundation, Индия стала самой опасной страной в мире для женщин: каждый час против них совершается около 40 преступлений. Проблема стала настолько острой, что в апреле этого года правительство Индии ввело смертную казнь за изнасилование девочек младше 12 лет и увеличило до 20 лет минимальный срок тюремного заключения для тех, чьи жертвы были младше 16. А с 2013 года в стране можно попасть в тюрьму за сексуальные домогательства и вуайеризм.

Сексуальные преступления с летальным исходом стали караться смертной казнью после огласки истории с групповым изнасилованием студентки в автобусе, которое произошло в 2012 году в Дели. Над девушкой надругались шесть мужчин и выбросили ее из автобуса на обочину. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти девушку так и не удалось. После этого по стране прошли массовые протесты, и правительство было вынуждено ужесточить наказание за преступления сексуального характера.

Читать еще:  Главные составляющие настоящего воина

Еще одна громкая история произошла в 2017 году. На севере Индии родила 10-летняя девочка, которая забеременела в результате изнасилования. О беременности девочки стало известно на сроке больше 20 недель, когда уже было поздно делать аборт. При этом сама девочка не знала о ребенке, ей сказали, что у нее в животе большой камень, который нужно извлечь. После кесарева сечения семья девочки отказалась от ребенка, а по подозрению в изнасиловании задержали ее дядю.

Впрочем, насилуют в Индии не только местных женщин, но и туристок. В начале мая этого года в индийском штате Керала полиция обнаружила обезглавленный труп женщины, в котором опознали пропавшую месяцем ранее 33-летнюю латвийскую туристку. Женщина приехала в Индию лечиться от депрессии и пропала. Полиция выяснила, что двое местных жителей накачали ее наркотиками, изнасиловали, а после обезглавили. Подозреваемых задержали.

В Индии женщины страдают не только от сексуальных преступлений. В Джайпуре молодой человек облил женщину кислотой после отказа выйти за него замуж. При этом жертва уже состояла в официальном браке и имела троих детей.

35-летняя женщина из Лакхнау год назад в пятый раз стала жертвой кислотной атаки. Впервые ее изнасиловали и облили кислотой в 2008 году из-за имущественного спора. Те же мужчины плеснули ей кислоту в лицо в 2012 и 2013 годах, чтобы заставить ее отозвать обвинение. В следующий раз — заставили выпить кислоту на глазах у дочери. Мужчин задержали, но вскоре выпустили под залог. После этого на женщину напали на территории специального охраняемого приюта.

Россиянки, которые некоторое время жили и работали в Индии, рассказали «Снобу», как спасались от назойливого внимания, домогательств и что делали, чтобы не стать жертвами изнасилования.

Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Деревенские мужчины воспринимают белых женщин как порнозвезд»

Екатерина, 33 года

Екатерина живет в Индии уже несколько лет. Впервые она приехала в страну в 2010 году, еще через два года прошла курсы подготовки преподавателей йоги в Дхарамсале и устроилась туда переводчиком с английского для русских туристов. На протяжении трех лет она по полгода жила в Индии, а потом на 1–2 месяца возвращалась в Россию. В 2015 году Екатерина переехала в Дели, нашла там работу по специальности, а в прошлом году вышла замуж за индийца.

Сейчас я работаю преподавателем, у меня в учениках как индийские дети, так и дети экспатов. В продвинутых и обеспеченных семьях родители вкладывают очень много денег во всестороннее образование детей. В бедных семьях родители иногда не отдают дочерей в школу, так как те все равно будут домохозяйками. Правительство пытается с этим бороться и организует всякие курсы (типа кройки и шитья) для женщин, создает рабочие места. Поэтому в Индии можно очень дешево купить ткани с вышивкой ручной работы.

До замужества, с 2015 по 2017 годы, я снимала жилье в Дели в самых разных районах, в том числе и неблагополучных. Ходила и ездила везде одна. Иногда возвращалась с работы поздно, за полночь, но в истории не попадала. В крупных городах и туристических районах для женщины вполне безопасно, если не напиваться до беспамятства в ночных клубах, не принимать от незнакомых напитки и сладости (были случаи, когда в сладости добавляли наркотики), не носить слишком открытую одежду, не ходить в гости и не приглашать к себе в номер, не садиться в машины к незнакомым или малознакомым мужчинам. Встречаться с кем-то лучше в общественных местах. Не стоит путешествовать одной по нетуристическим местам, деревням, лучше ехать в составе группы или с мужчиной. Нужно вести себя уверенно и в случае опасности громко кричать и угрожать полицией.

В Дели очень много иностранцев. Большинство местных относятся к ним уважительно, потому что думают, что все иностранцы очень богатые. Только деревенские воспринимают белых женщин как порнозвезд (в западных фильмах по телевизору всякое показывают) и пялятся на них.

Традиционное индийское общество не приемлет открытую одежду: женщины в мини, обтягивающей и декольтированной одежде считаются проститутками. В крупных городах к этому относятся спокойнее, можно даже увидеть индианок в такой одежде.

Индия с севера на юг и с запада на восток очень разная. В некоторых северо-восточных штатах и кое-где на юге царит матриархат. Женщина — глава семьи и наследует землю и имущество. В других частях страны жесткий патриархат: женщина после замужества становится домохозяйкой, даже если она богата и хорошо образованна. В некоторых хинду-ортодоксальных семьях женщины одни без мужа или его родственников на улицу не выходят, сидят дома. В таких семьях не приветствуются межкастовые и межрелигиозные браки, и часто такие истории любви заканчиваются «убийством чести». Браки заключаются обычно по договоренности, в соответствии с кастой, положением семьи в обществе, материальным достатком, образованием и т. д. Иногда с семьи невесты требуют даури (приданое) — многие преступления против женщин происходят по этой причине. Случается, что после свадьбы семья мужа просит все больше и больше денег, морально и физически давят на женщину, иногда это заканчивается самоубийством. По закону требовать даури запрещено, но многие следуют традициям. Все вышесказанное относится к хинду-ортодоксам из северной и центральной Индии. К счастью, в крупных городах все не так: сейчас очень много современных семей, где женщины работают и не имеют никаких ограничений со стороны мужа. Многие индийцы учатся за границей, очень многие имеют родственников в Европе, Америке.

Большая часть преступлений против женщин касается индианок, а не иностранок.

Правительство пытается бороться с преступлениями против женщин: в стране работает множество кризисных центров, телефоны доверия. В полицию можно жаловаться даже на непристойные предложения и комментарии со стороны мужчин. Знаю случай, когда женщина поймала такси, а таксист-извращенец вел машину и мастурбировал. Она сняла его на камеру телефона, нажала тревожную кнопку в приложении, и приехала полиция. Его арестовали и позже приговорили к реальному тюремному сроку.

Индия, Мумбаи. 10 октября 2014 года. Китаянку Решму шурин с друзьями связали и облили кислотой. Суд присудил ей компенсацию в 100 000 рупий (1600 долларов), которую должны были выплатить в течение 15 дней. Пять месяцев спустя она еще не получила ни пенни Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки»

Мария, 31 год

Мария дважды жила в Индии по 9–10 месяцев, со своим молодым человеком и одна. И эти два раза оказались очень контрастными. После второй поездки девушка разочаровалась в индийских мужчинах «на всю оставшуюся жизнь».

В 2010 году мой парень открыл в южном штате Карнатака йога-центр, а я встречала туристов и занималась организационными вопросами.

Спустя два года я вернулась в Индию одна, с ностальгическими чувствами, мечтая посмотреть штат Раджастан, вернуться в старые места, и вот тогда-то розовые очки у меня и разбились. Я поселилась в Джайпуре и устроилась преподавателем русского и английского языка в школу. Идти на работу мне было всего 10 минут пешком, но и их хватало сполна: многие мужчины просто останавливались и откровенно пялились, каждый день кто-то подходил и спрашивал у меня телефон, приглашал куда-то. Начинали обычно с What is your name?, а третьим-четвертым вопросом было уже Do you have a boyfriend? Can I be your boyfriend? Через какое-то время я просто перестала отвечать на их вопросы, потому что общение с простым индийским мужчиной всегда заканчивается чем-то таким. Исключения есть — богатые, хорошо образованные мужчины, которые учились за границей и видели мир.

Иногда мужчины просто просили со мной сфотографироваться, а потом пытались облапать. Не раз меня хватали за разные места мужчины, проезжающие мимо на мопеде. Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки. В Джайпуре я совершенно забыла о том, что можно носить одежду, обнажающую ноги и плечи. Я одевалась очень закрыто, и тогда внимания было чуть меньше.

Иногда я уезжала за город к морю. Однажды я ушла далековато от основного пляжа. Ко мне подошел подросток и начал что-то спрашивать, а потом попытался схватить за грудь. Я испугалась, треснула его по руке и бросилась бежать. Потом уже подумала, что могла справиться с щуплым пареньком, но тогда реально испугалась.

В Джайпуре у меня были друзья-экспаты. Мы с ними иногда ездили тусить в ночные клубы. Однажды я поехала домой одна, на тук-туке. Было около трех ночи. Когда мы подъехали к дому, рикша потребовал, чтобы я заплатила больше оговоренной суммы. Я думала, он говорил про деньги, но тут рикша выскочил из тук-тука и схватил меня за грудь. Я заорала как бешеная. Рикша испугался и убежал.

Бывала я и на Гоа. Там привыкли к белым, но и там со мной случилась неприятная история. Мы — трое парней и трое девушек — отправились туда отмечать Новый год. Но так и не смогли ни в одном клубе потанцевать: местные окружали нас плотным кольцом и пытались облапать девушек, даже если парни пытались нас загораживать.

И эти истории по сравнению с некоторыми другими не страшные. В то время, когда я жила в Индии, на весь мир прогремела история про туристку из Дании. Она приехала в Дели одна, заблудилась и пошла за какими-то мужчинами, которые обещали показать дорогу. Они изнасиловали ее всей толпой.

Я до последнего верила в людей и старалась не клеймить мужчин. До тех пор, пока у меня не произошел неприятный случай с учителем из нашей школы. Это был уважаемый человек, с хорошей репутацией, женатый, с детьми. Он был последним, кого бы я заподозрила в непристойном поведении. Однажды вечером я возвращалась домой и столкнулась с ним неподалеку от своего дома. Он сказал, что ждет своего друга, тот опаздывает на полчаса, и спросил, нельзя ли подождать его у меня. Я наивно согласилась. Через полчаса я поняла, что друг вряд ли придет. Звонить мой коллега ему не собирался, но начал вести себя странно, а потом спросил внезапно: Can I kiss you? Я ответила, что ему, пожалуй, пора домой, и пригрозила рассказать обо всем его жене и директору школы.

К концу моего пребывания в Индии мне хотелось треснуть каждого подходившего ко мне мужчину. Я уезжала из Джайпура с ощущением, что мне хватило Индии на всю оставшуюся жизнь и что я полностью разочаровалась в индийцах. На местных женщин они так не пялятся и не подойдут с предложением заняться сексом, хотя бы какое-то показное уважение есть. А вот иностранки, с их точки зрения, спят со всеми.

«Избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно»

Анастасия, 27 лет

Анастасия вышла замуж за индийца и периодически гостит у него на родине в Бангалоре. Ей сложно привыкнуть к традиционному положению женщины в индийском обществе.

Индианкам в принципе не опасно ходить по улицам, если одеваться и вести себя исходя из традиций общества. Местные девушки, которые сами выбирают себе партнера, место работы, учебы, встречаются с людьми из другой касты, ходят по вечеринкам, идут против системы. Их поведение не вызывает одобрения, и они могут попасть в беду.

Иностранкам нужно быть сверхосторожными. Из-за цвета кожи и присущих индийскому обществу стереотипов белых женщин считают легкодоступными, легкомысленными и вульгарными. Поэтому белым девушкам лучше не выходить в темное время суток, нужно вести себя и выглядеть скромно. В идеале следует выходить на улицу с кем-то из индийцев — это значительно облегчит вам жизнь. Поскольку я везде ходила с мужем и свекровью, от многих опасностей они меня ограждали. Однако избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно. Благодаря постоянной охране в лице родных мужа, я не сталкивалась с открытым проявлением домогательств. Но постоянно ловила на себе сальные взгляды мужчин: таращатся и раздевают глазами многие, вне зависимости от возраста и семейного положения.

В Индии нужно ломать себя во многом, быть гибким, приспосабливаться. Индийское общество абсолютно патриархально, поэтому женщина занимается здесь домашней работой, служением родителям мужа и воспитанием детей. Меня часто спрашивают не «Как твоя учеба или работа?», а «Как работа на кухне? Что ты готовишь для мужа?» Привыкнуть к этому было очень сложно.

«Не хотела запятнать честь отца». Истории похищенных невест

210 случаев кражи невест, согласно данным прокуратуры, зарегистрировали в Казахстане в прошлом году. Большинство — на юге страны. Девушки, которых похитили незнакомые им парни, чтобы вступить в брак, поделились своими историями с Азаттыком.

«СОГЛАШАЙСЯ, ПОКА НЕ ОПОЗОРИЛАСЬ»

21-летнюю жительницу Туркестана Гульзаду (имя изменено) в конце прошлого года среди бела дня выкрал незнакомец. 3 декабря девушка ждала автобус вместе с женой старшего брата, чтобы отправиться на занятия. Рядом остановился автомобиль, из которого вышли трое парней и силой затащили Гульзаду в машину. Один оттолкнул бросившуюся на помощь беременную сноху. Всё произошло настолько внезапно, что Гульзада не сразу поняла, что происходит. Потом начала кричать во весь голос, сопротивляться, молила отпустить, но ее никто не слушал. Отобрали мобильный телефон. Куда едет машина, девушка не знала. Ее привезли в дом одного из участников похищения. И там она просила отпустить ее, говорила, что ей нужно учиться. Бесполезно.

С парнем, который ее выкрал, она никогда раньше не встречалась. Тот заявил, что заприметил ее на какой-то свадьбе. Надеть на себя платок Гульзада не позволила. Это означало бы согласие на брак.

Услышав, что родственники Гульзады отправились на ее поиски, похититель, его друзья и близкие увезли девушку в Кентау. Там ей принялись угрожать снохи: «Мы наденем на тебя платок, соглашайся, пока не опозорилась». Гульзада не поддалась на уговоры. Ее перевезли в Шымкент. Там похититель изнасиловал Гульзаду.

— Ни один человек не внял моим словам. Когда меня привезли в Шымкент, заперли в темной комнате. Я попыталась выпрыгнуть из окна на втором этаже, но меня успел схватить его друг. После этого снохи не оставляли меня одну и дежурили по очереди, — рассказывает со слезами Гульзада.

Вспоминая те события, девушка плачет и долго не может прийти в себя. У нее дрожит подбородок, она сокрушенно качает головой.

— Он изнасиловал меня ночью, я сопротивлялась. Кричала, звала на помощь. В доме находились несколько человек, но никто не пришел, — тяжело вздыхает девушка.

После насилия Гульзада потеряла сознание. Утром родственники парня пригрозили убить ее, если она не скажет, что всё было по взаимному согласию. У Гульзады не было сил сопротивляться.

— Они записали на видео, что я согласна. После этого мы все приехали в село. Я всю дорогу молча плакала. Вечером приехала моя мать. На ее вопрос, по собственной ли воле я приехала, я ответила: «Нет, меня изнасиловали». Мама сразу спросила: «Уйдешь со мной?» Я сказала «да» и выбежала из дома, — вспоминает она.

«В СЕЛЕ СТАЛИ ШУМЕТЬ О МОЕМ «ВОЗВРАЩЕНИИ»»

Гульзада говорит, что по возвращении домой написала в полицию заявление на насильника. В управлении полиции города Туркестана сообщили о начале расследования по статьям «Изнасилование» и «Похищение человека» и задержании 24-летнего подозреваемого. Позже суд освободил его под залог. В ближайшее время будет принято решение в отношении еще троих предполагаемых участников похищения.

Гульзада говорит, что подозреваемые находятся на свободе, хотя «похищение человека, изнасилование, унижение чести и достоинства считаются тяжкими преступлениями». К похищению с изнасилованием были причастны около 20 человек, но к ответственности привлекают лишь четверых, добавляет она.

Родственники парня неоднократно приходили к ее родителям, рассказывает девушка. Просили прощения. После случившегося ее родители заболели и перестали выходить на улицу.

— В селе стали шуметь о моем «возвращении». Многие обвиняют меня. Ходят разговоры, что мы с родителями требуем деньги с парня. Нам деньги не нужны, нужны мои честь и достоинство. Мои честь и достоинство не продаются. Я не смогу с ним жить и не буду. Кто ему давал право трогать меня без моего согласия? Как жить с человеком, который изнасиловал и угрожал убить? Пусть несет наказание за содеянное. Пусть отвечает перед законом. Я пойду до конца, — говорит Гульзада.

«НЕ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОТЕЦ ЛИШИЛСЯ ДОБРОГО ИМЕНИ»

21-летняя Балым (имя изменено по ее просьбе), которую выкрал незнакомый молодой человек, считает себя жертвой.

После каникул, проведенных дома, в селе в Туркестанской области, Балым собралась в город. Стояла на обочине дороги в ожидании машины, на которой должна была уехать. Неожиданно появился другой автомобиль, вышедшие из него люди затолкали девушку в салон. Машина помчалась в соседнее село. Балым говорит, что до этого никогда не встречала парня, который ее похитил.

— Парня показали мне его снохи. Он мне не понравился. Я чувствовала, что он неровня мне. Не почувствовала никакой симпатии. Мне сказали, что я ему понравилась. Мы же выросли в селе, где сильны казахские устои. С детства приходилось слышать поговорку «Плоха замужняя девушка, вернувшаяся в отчий дом». Я не хотела запятнать честь отца и согласилась остаться. Не хотела, чтобы отец лишился доброго имени, осталась только по этой причине, — объясняет девушка.

Спустя два дня Балым написала, что приехала «по собственной воле». Родственники жениха доставили записку ее родителям. Потом приехал «гонец» от ее семьи, и стороны договорились. Затем последовали традиционные ритуалы беташар, бракосочетание по шариату.

Балым говорит, что через два месяца они развелись. Молодой человек несколько раз поднимал на нее руку. Не выдержав издевательств, Балым ушла. Сейчас она живет в доме родителей и не готова к откровенным разговорам о пережитом.

«С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБРАЩАЮТСЯ ЕДИНИЦЫ»

По данным прокуратуры Туркестанской области, в 2019 году в стране было зарегистрировано 210 случаев краж девушек, 102 из них — в Туркестанской области.

Читать еще:  Индивидуальные тренировки дома - базовая программа и советы

«Лица, похитившие невесту или причастные к этому, преследуются по статье уголовного кодекса «Похищение человека». Если невеста не дает согласия на брак, ее похищение является преступлением. В соответствии с законом «О браке и семье», брак является добровольным союзом. Если одна из сторон не согласна, брак считается незаконным», — заявили в областной прокуратуре.

Не все похищенные обращаются в полицию. Некоторые написавшие заявления потом отзывают их в связи «с примирением сторон».

В декабре 2019 года молодые люди в городе Арысь попытались выкрасть девушку. Видео похищения получило распространение в Сети. На записи видно, что, несмотря на сопротивление девушки, молодые люди силой заталкивают ее в автомобиль и отталкивают бросившихся ей на помощь.

После появления видео в департаменте полиции Туркестанской области сообщили, что по данному факту проводится расследование по статье «Похищение человека», начато уголовное расследование в отношении местных жителей, которые «пытались украсть девушку». Заявление подала мать похищенной. Девушка находится в доме родителей. В феврале 2020 года в полиции Азаттыку заявили, что расследование прекращено. Там сообщили, что «подозреваемый и жертва учились в одном классе, и молодой человек хотел похитить девушку с целью женитьбы». В связи с примирением сторон девушка забрала заявление и заявила, что претензий к молодому человеку не имеет.

Несмотря на то что в Казахстане кража невест приравнивается к похищению людей, таких случаев не становится меньше. Часть общества воспринимает происходящее как «традицию». Адвокат Айман Умарова, защищающая в судах права женщин, которые подвергались изнасилованиям и давлению, считает, что кража невест — преступление.

— Похищение человека без его на то согласия незаконно. И ссылаться на традиции не стоит. Состав преступления с похищением девушки может быть разным. Поэтому иногда дело возбуждают по статьям «Похищение человека» и «Незаконное лишение человека свободы». В похищении девушки участвует не один человек. Парень это совершает со своими друзьями. О похищении невесты знают члены семьи. Они знают о совершаемом преступлении, но не сообщают. Все они становятся соучастниками преступления, когда пытаются уговорить девушку остаться в доме снохой. В Казахстане нет равноправия. Поэтому парни до сих пор умыкают девушек, — говорит она.

По словам адвоката Джохара Утебекова, большинство похищенных девушек соглашаются жить дальше с похитителями и не все из тех, кто отказался вступать в брак, обращаются в полицию с заявлением.

— Такие похищения не совершаются в одиночку. Это серьезное преступление, похищение группой лиц по предварительному сговору. Оно нередко сопряжено с последующим изнасилованием похищенной либо с ее понуждением к половому сношению. Нет никаких сомнений в том, что это латентные преступления и по ним крайне редко поступают заявления. Часть девушек мирится со своим положением и остается в доме похитителя. Часть девушек, которые вернулись к родителям, предпочитают об этом забыть. Негативную роль играет отношение судебных и правоохранительных органов к похитителям. У нас патриархальные правоохранительные органы, их сотрудники в основном придерживаются традиционных взглядов. Если дело доходит до суда, им в основном назначают условное наказание, — отмечает он.

Руководитель организации по защите прав женщин «Не молчи» Дина Смаилова говорит, что кража невесты — это преступление против личности, а принуждение к половой связи — нарушение половой неприкосновенности.

— Насильное удерживание девушки, уговоры выйти замуж приравниваются к незаконному лишению свободы человека. В обществе существует неписаный закон, что «девушка должна выйти замуж и рожать детей». Многие девушки ограничены в своих правах на получение образования, у них нет права выбора работы. Похищенные тяжело привыкают к семейной жизни. Они либо разводятся, либо вынуждены терпеть побои и издевательства мужа. Родители с обеих сторон и родственники должны это понимать, — говорит Смаилова.

В казахстанском обществе немало тех, кто называет кражу невест традицией, и тех, кто считает такие действия преступлением. Правозащитники регулярно призывают усилить наказание за похищение девушек с целью женитьбы, включив в уголовный кодекс отдельную статью.

Поделиться

Веб-сайт www.azattyq.org на казахском и русском языках – это первый мультимедиа веб-сайт в Казахстане, предоставляющий информацию как в традиционном текстовом формате, так и в форме видеосюжетов, фотогалерей и звуковых слайдов. Азаттык — Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Не зависит от любой политической партии, правящей или оппозиционной, эмигрантских сообществ, коммерческих компаний и других специфических организаций, а также религиозных организаций. Мы не поддерживаем и не пропагандируем какие-либо специфические политические, экономические или религиозные взгляды.

Радио Азаттык © 2020 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

«Я постоянно ловила на себе сальные взгляды». Россиянки о жизни в Индии

По версии Thomson Reuters Foundation, Индия стала самой опасной страной в мире для женщин: каждый час против них совершается около 40 преступлений. Проблема стала настолько острой, что в апреле этого года правительство Индии ввело смертную казнь за изнасилование девочек младше 12 лет и увеличило до 20 лет минимальный срок тюремного заключения для тех, чьи жертвы были младше 16. А с 2013 года в стране можно попасть в тюрьму за сексуальные домогательства и вуайеризм.

Сексуальные преступления с летальным исходом стали караться смертной казнью после огласки истории с групповым изнасилованием студентки в автобусе, которое произошло в 2012 году в Дели. Над девушкой надругались шесть мужчин и выбросили ее из автобуса на обочину. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти девушку так и не удалось. После этого по стране прошли массовые протесты, и правительство было вынуждено ужесточить наказание за преступления сексуального характера.

Еще одна громкая история произошла в 2017 году. На севере Индии родила 10-летняя девочка, которая забеременела в результате изнасилования. О беременности девочки стало известно на сроке больше 20 недель, когда уже было поздно делать аборт. При этом сама девочка не знала о ребенке, ей сказали, что у нее в животе большой камень, который нужно извлечь. После кесарева сечения семья девочки отказалась от ребенка, а по подозрению в изнасиловании задержали ее дядю.

Впрочем, насилуют в Индии не только местных женщин, но и туристок. В начале мая этого года в индийском штате Керала полиция обнаружила обезглавленный труп женщины, в котором опознали пропавшую месяцем ранее 33-летнюю латвийскую туристку. Женщина приехала в Индию лечиться от депрессии и пропала. Полиция выяснила, что двое местных жителей накачали ее наркотиками, изнасиловали, а после обезглавили. Подозреваемых задержали.

В Индии женщины страдают не только от сексуальных преступлений. В Джайпуре молодой человек облил женщину кислотой после отказа выйти за него замуж. При этом жертва уже состояла в официальном браке и имела троих детей.

35-летняя женщина из Лакхнау год назад в пятый раз стала жертвой кислотной атаки. Впервые ее изнасиловали и облили кислотой в 2008 году из-за имущественного спора. Те же мужчины плеснули ей кислоту в лицо в 2012 и 2013 годах, чтобы заставить ее отозвать обвинение. В следующий раз — заставили выпить кислоту на глазах у дочери. Мужчин задержали, но вскоре выпустили под залог. После этого на женщину напали на территории специального охраняемого приюта.

Россиянки, которые некоторое время жили и работали в Индии, рассказали «Снобу», как спасались от назойливого внимания, домогательств и что делали, чтобы не стать жертвами изнасилования.

Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Деревенские мужчины воспринимают белых женщин как порнозвезд»

Екатерина, 33 года

Екатерина живет в Индии уже несколько лет. Впервые она приехала в страну в 2010 году, еще через два года прошла курсы подготовки преподавателей йоги в Дхарамсале и устроилась туда переводчиком с английского для русских туристов. На протяжении трех лет она по полгода жила в Индии, а потом на 1–2 месяца возвращалась в Россию. В 2015 году Екатерина переехала в Дели, нашла там работу по специальности, а в прошлом году вышла замуж за индийца.

Сейчас я работаю преподавателем, у меня в учениках как индийские дети, так и дети экспатов. В продвинутых и обеспеченных семьях родители вкладывают очень много денег во всестороннее образование детей. В бедных семьях родители иногда не отдают дочерей в школу, так как те все равно будут домохозяйками. Правительство пытается с этим бороться и организует всякие курсы (типа кройки и шитья) для женщин, создает рабочие места. Поэтому в Индии можно очень дешево купить ткани с вышивкой ручной работы.

До замужества, с 2015 по 2017 годы, я снимала жилье в Дели в самых разных районах, в том числе и неблагополучных. Ходила и ездила везде одна. Иногда возвращалась с работы поздно, за полночь, но в истории не попадала. В крупных городах и туристических районах для женщины вполне безопасно, если не напиваться до беспамятства в ночных клубах, не принимать от незнакомых напитки и сладости (были случаи, когда в сладости добавляли наркотики), не носить слишком открытую одежду, не ходить в гости и не приглашать к себе в номер, не садиться в машины к незнакомым или малознакомым мужчинам. Встречаться с кем-то лучше в общественных местах. Не стоит путешествовать одной по нетуристическим местам, деревням, лучше ехать в составе группы или с мужчиной. Нужно вести себя уверенно и в случае опасности громко кричать и угрожать полицией.

В Дели очень много иностранцев. Большинство местных относятся к ним уважительно, потому что думают, что все иностранцы очень богатые. Только деревенские воспринимают белых женщин как порнозвезд (в западных фильмах по телевизору всякое показывают) и пялятся на них.

Традиционное индийское общество не приемлет открытую одежду: женщины в мини, обтягивающей и декольтированной одежде считаются проститутками. В крупных городах к этому относятся спокойнее, можно даже увидеть индианок в такой одежде.

Индия с севера на юг и с запада на восток очень разная. В некоторых северо-восточных штатах и кое-где на юге царит матриархат. Женщина — глава семьи и наследует землю и имущество. В других частях страны жесткий патриархат: женщина после замужества становится домохозяйкой, даже если она богата и хорошо образованна. В некоторых хинду-ортодоксальных семьях женщины одни без мужа или его родственников на улицу не выходят, сидят дома. В таких семьях не приветствуются межкастовые и межрелигиозные браки, и часто такие истории любви заканчиваются «убийством чести». Браки заключаются обычно по договоренности, в соответствии с кастой, положением семьи в обществе, материальным достатком, образованием и т. д. Иногда с семьи невесты требуют даури (приданое) — многие преступления против женщин происходят по этой причине. Случается, что после свадьбы семья мужа просит все больше и больше денег, морально и физически давят на женщину, иногда это заканчивается самоубийством. По закону требовать даури запрещено, но многие следуют традициям. Все вышесказанное относится к хинду-ортодоксам из северной и центральной Индии. К счастью, в крупных городах все не так: сейчас очень много современных семей, где женщины работают и не имеют никаких ограничений со стороны мужа. Многие индийцы учатся за границей, очень многие имеют родственников в Европе, Америке.

Большая часть преступлений против женщин касается индианок, а не иностранок.

Правительство пытается бороться с преступлениями против женщин: в стране работает множество кризисных центров, телефоны доверия. В полицию можно жаловаться даже на непристойные предложения и комментарии со стороны мужчин. Знаю случай, когда женщина поймала такси, а таксист-извращенец вел машину и мастурбировал. Она сняла его на камеру телефона, нажала тревожную кнопку в приложении, и приехала полиция. Его арестовали и позже приговорили к реальному тюремному сроку.

Индия, Мумбаи. 10 октября 2014 года. Китаянку Решму шурин с друзьями связали и облили кислотой. Суд присудил ей компенсацию в 100 000 рупий (1600 долларов), которую должны были выплатить в течение 15 дней. Пять месяцев спустя она еще не получила ни пенни Фото: Indranil Mukkherjee / AFP

«Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки»

Мария, 31 год

Мария дважды жила в Индии по 9–10 месяцев, со своим молодым человеком и одна. И эти два раза оказались очень контрастными. После второй поездки девушка разочаровалась в индийских мужчинах «на всю оставшуюся жизнь».

В 2010 году мой парень открыл в южном штате Карнатака йога-центр, а я встречала туристов и занималась организационными вопросами.

Спустя два года я вернулась в Индию одна, с ностальгическими чувствами, мечтая посмотреть штат Раджастан, вернуться в старые места, и вот тогда-то розовые очки у меня и разбились. Я поселилась в Джайпуре и устроилась преподавателем русского и английского языка в школу. Идти на работу мне было всего 10 минут пешком, но и их хватало сполна: многие мужчины просто останавливались и откровенно пялились, каждый день кто-то подходил и спрашивал у меня телефон, приглашал куда-то. Начинали обычно с What is your name?, а третьим-четвертым вопросом было уже Do you have a boyfriend? Can I be your boyfriend? Через какое-то время я просто перестала отвечать на их вопросы, потому что общение с простым индийским мужчиной всегда заканчивается чем-то таким. Исключения есть — богатые, хорошо образованные мужчины, которые учились за границей и видели мир.

Иногда мужчины просто просили со мной сфотографироваться, а потом пытались облапать. Не раз меня хватали за разные места мужчины, проезжающие мимо на мопеде. Подавляющее большинство индийских мужчин — озабоченные маньяки. В Джайпуре я совершенно забыла о том, что можно носить одежду, обнажающую ноги и плечи. Я одевалась очень закрыто, и тогда внимания было чуть меньше.

Иногда я уезжала за город к морю. Однажды я ушла далековато от основного пляжа. Ко мне подошел подросток и начал что-то спрашивать, а потом попытался схватить за грудь. Я испугалась, треснула его по руке и бросилась бежать. Потом уже подумала, что могла справиться с щуплым пареньком, но тогда реально испугалась.

В Джайпуре у меня были друзья-экспаты. Мы с ними иногда ездили тусить в ночные клубы. Однажды я поехала домой одна, на тук-туке. Было около трех ночи. Когда мы подъехали к дому, рикша потребовал, чтобы я заплатила больше оговоренной суммы. Я думала, он говорил про деньги, но тут рикша выскочил из тук-тука и схватил меня за грудь. Я заорала как бешеная. Рикша испугался и убежал.

Бывала я и на Гоа. Там привыкли к белым, но и там со мной случилась неприятная история. Мы — трое парней и трое девушек — отправились туда отмечать Новый год. Но так и не смогли ни в одном клубе потанцевать: местные окружали нас плотным кольцом и пытались облапать девушек, даже если парни пытались нас загораживать.

И эти истории по сравнению с некоторыми другими не страшные. В то время, когда я жила в Индии, на весь мир прогремела история про туристку из Дании. Она приехала в Дели одна, заблудилась и пошла за какими-то мужчинами, которые обещали показать дорогу. Они изнасиловали ее всей толпой.

Я до последнего верила в людей и старалась не клеймить мужчин. До тех пор, пока у меня не произошел неприятный случай с учителем из нашей школы. Это был уважаемый человек, с хорошей репутацией, женатый, с детьми. Он был последним, кого бы я заподозрила в непристойном поведении. Однажды вечером я возвращалась домой и столкнулась с ним неподалеку от своего дома. Он сказал, что ждет своего друга, тот опаздывает на полчаса, и спросил, нельзя ли подождать его у меня. Я наивно согласилась. Через полчаса я поняла, что друг вряд ли придет. Звонить мой коллега ему не собирался, но начал вести себя странно, а потом спросил внезапно: Can I kiss you? Я ответила, что ему, пожалуй, пора домой, и пригрозила рассказать обо всем его жене и директору школы.

К концу моего пребывания в Индии мне хотелось треснуть каждого подходившего ко мне мужчину. Я уезжала из Джайпура с ощущением, что мне хватило Индии на всю оставшуюся жизнь и что я полностью разочаровалась в индийцах. На местных женщин они так не пялятся и не подойдут с предложением заняться сексом, хотя бы какое-то показное уважение есть. А вот иностранки, с их точки зрения, спят со всеми.

«Избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно»

Анастасия, 27 лет

Анастасия вышла замуж за индийца и периодически гостит у него на родине в Бангалоре. Ей сложно привыкнуть к традиционному положению женщины в индийском обществе.

Индианкам в принципе не опасно ходить по улицам, если одеваться и вести себя исходя из традиций общества. Местные девушки, которые сами выбирают себе партнера, место работы, учебы, встречаются с людьми из другой касты, ходят по вечеринкам, идут против системы. Их поведение не вызывает одобрения, и они могут попасть в беду.

Иностранкам нужно быть сверхосторожными. Из-за цвета кожи и присущих индийскому обществу стереотипов белых женщин считают легкодоступными, легкомысленными и вульгарными. Поэтому белым девушкам лучше не выходить в темное время суток, нужно вести себя и выглядеть скромно. В идеале следует выходить на улицу с кем-то из индийцев — это значительно облегчит вам жизнь. Поскольку я везде ходила с мужем и свекровью, от многих опасностей они меня ограждали. Однако избежать внимания и предвзятого отношения к себе невозможно. Благодаря постоянной охране в лице родных мужа, я не сталкивалась с открытым проявлением домогательств. Но постоянно ловила на себе сальные взгляды мужчин: таращатся и раздевают глазами многие, вне зависимости от возраста и семейного положения.

В Индии нужно ломать себя во многом, быть гибким, приспосабливаться. Индийское общество абсолютно патриархально, поэтому женщина занимается здесь домашней работой, служением родителям мужа и воспитанием детей. Меня часто спрашивают не «Как твоя учеба или работа?», а «Как работа на кухне? Что ты готовишь для мужа?» Привыкнуть к этому было очень сложно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector