Психологическая подготовка к бою; как преодолеть страх
Психологическая подготовка к бою — как преодолеть страх
Экстремальные источники питания: Мыши и крысы
Добыча и поиск воды в пустыне
Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786—1797 гг.) заявлял, что «солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули»! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой.
Известно также, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед родиной (или перед семьей, кланом, партией, друзьями). Однако все методы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.
К числу именно психологических методов следует отнести, прежде всего, прием психотропных препаратов. Так, по одной из версий, знаменитые берсерки принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации.
Как преодолеть страх перед боем
Следующий метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).
Ещё один метод — это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» ушу, в нин-дзюцу, в некоторых индийских школах. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.
Психологическая подготовка бойца
Еще один метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения подобного состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они являются глубоко верующими людьми. В частности, они искренне убеждены, что существует «жизнь после смерти», что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным блаженством в награду за свой подвиг.
Наконец, существует метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания позволяет им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до подобного результата удается немногим, и то лишь через несколько лет ежедневных психофизических упражнений.
Таким образом, наиболее приемлемыми для большинства практиков являются, в принципе, второй и третий способы из числа названных — «внимание на процессе действия» и «вхождение в образ«.
Психологическая готовность Ки-Гамае
В японских единоборствах общим критерием готовности человека к бою является «Сисэй»(Shisei). Понятие «Cисэй» – подразумевает умение человека встретить любую неожиданность или невзгоду с решительностью и готовностью не только физически, но и психологически. Наряду с mi gamae, критерием физической готовности, «Сисэй» включает в себя понятие ki gamae – психологическую готовность к бою. К важнейшим компонентам «ки гамаэ» относятся «дзансин», «ёми», «кихаку», «кикай», «сэн» и «сюки». Все эти компоненты в Японском рукопашном бое Ниппон кэмпо рассматривают как базовые элементы, составляющие психологическую подготовку к бою. Причем нет абсолютно никакой разницы психологической готовности человека, готов он к спортивному бою или к бою насмерть. Именно овладению этими пятью видами искусств и необходимо заниматься, чтобы иметь высокую психологическую готовность к бою.
Дзансин(Zanshin) (яп. 残心) – умение демонстрировать внутренне спокойствие, сохраняя пристальное внимание к любым опасностям внешнего окружения и обладая бессознательной готовностью реагировать на них. Дословно – “внимание без остатка”. Человек, находящийся в состоянии «дзансин» внешне безучастен. Но, бессознательно контролирует и проявляет внимание ко всему, готовясь заметить любое действие противника и среагировать на него. Состояние «дзансин», можно понять и испытать, только после проведения многочисленных поединков. Без проведения поединков и боев, испытать такое состояние невозможно.
Ёми – способность читать мысли противника
Ёми(Yomi) (японск.) – восприятие, способность читать мысли противника и, тем самым, предвосхищать его действия. «Ёми» подразумевает не столько умение наблюдать и читать намерения противника, сколько способность интуитивно предчувствовать будущие события, которые логически непредсказуемы. Это навык интуитивно реагировать в нужный момент и нужном месте, что позволяет идеально приспосабливаться к происходящему. Это состояние у мастеров японского рукопашного боя часто переходит в понятие «куфу», состояние необычайной сосредоточенности на каком-либо одном внешнем раздражителе, когда человек игнорирует любые другие второстепенные впечатления, которые могут отвлекать внимание от главного.
Кихаку(Kihaku) (яп.) – умение концентрировать свою внутреннюю энергию, демонстрируя это противнику и сохраняя при этом уверенность и спокойствие. Человек, обладающий умением «кихаку» выглядит и ведет себя так, что даже не вызывает желания на себя нападать. Такое состояние человека также достигается путем многочисленных тренировок. В «кихаку» человек не только ведет себя так, как будто контролирует все вокруг себя, но действительно это делает. C первого взгляда на него видно, что в случае любой опасности он будет действовать решительно и до конца.
Кикай(Kikai) (яп.) – бессознательный контроль любого шанса или удобного момента для проведения атаки противника. Мастер, обладающий «кикай», моментально реагирует на любую невнимательность противника, потерю им концентрации, малейшее его отвлечение. Подобные моменты в бою возникают лишь на какое-то мгновение. Поэтому времени на обдумывание ситуации нет, атака в этот момент должна быть интуитивной. Если сознательно раздумывать и взвешивать шансы, вместо того, чтобы действовать интуитивно, удобный момент будет упущен. «Кикай» – это способность бойца действовать ловить такие моменты, действовать, что называется, по наитию. «Кикай» полезен не только в бою, но и в обычной жизни.
Любой собранный, сконцентрированный человек, который умеет использовать удобные для себя моменты в жизни, получит превосходство над другими, которые не собраны и невнимательны (яп. «suki»/«сюки»), и упускают такие удобные моменты для реализации своих целей. Поэтому нужно постоянно приучать себя быть внимательным и сохранять душевное спокойствие, чтобы уметь своевременно использовать шанс (кикай) и избежать промах. Проблема тут кроется исключительно в психологической подготовке.
Если ученик практикуется лишь в выполнении отдельных приемов и набора техник, забывая, как важно приучиться к самодисциплине и порядку, как важно победить собственную безалаберность и научиться избегать опрометчивых действий, то, попусту потратив уйму времени и энергии, получив травмы, он не добьется сколь-нибудь заметных результатов.
Сен(Sen) (яп.) – инициатива. Стремление справиться с ситуацией, взять ее под контроль. Про виды инициатив мы писали в наших статьях. Скажем только, что умение работать с с различными видами таких тактических ситуаций и задач входит в формирование психологической подготовки в бою и умению работать над своими эмоциями.
Сюки(Suki) (яп.) – момент, когда противник теряет концентрацию или ослабевает его внимание, что дает повод атаковать его. Эти моменты могут случаться как самостоятельно, так и искусственно создаваться при помощи тактических уловок, финтов и ухищрений. Обычный человек, преследуемый повседневными стрессами, не может расстаться с ощущениями, что он должен постоянно проявлять активность, чтобы избежать неудач и добиться чего то дельного. Однако чаще все получается как раз наоборот, ведь, вечно суетясь, человек теряет внутренний покой, перестает контролировать себя, забывает о порядке и дисциплине. Ему изменяет чувство меры, он непрестанно озабочен исправлением допущенных ранее ошибок, он силится избежать неприятностей и неудач. И вот, ведя подобный образ жизни, он начинает ощущать внутри разлад, он не может справиться с проблемами, одолевающими его, и от этого все чаще в своей повседневной жизни испытывает стресс и страх. Это и есть состояние «сюки» в повседневной жизни. В бою нужно стремиться получить у противника такое состояние – разбалансированность, невнимательность, несобранность. В таком случае победа будет от вас в одном шаге, одной атаке, одном заключительном техническом действии.
Победа в бою
Чтобы уметь преодолевать страх и это состояние контролировать, ученики должны честно сказать себе – мы боимся, но боится и наш противник. Это наша точка отсчета – стать честным прежде перед самим собой. Это уже начало подчинения своего страха. Вы должны научиться выполнять свою технику и действия по принципу: глаза – боятся, но руки (и ноги) делают! Люди, участвовавших в больших соревнованиях, настоящих реальных боях, драках насмерть, прошедшие стрессы, связанные с выживанием, знают, какой выброс адреналина случается в завязке таких ситуаций. Это состояние уже было ими прочувствованно. Про таких в народе говорят: «у него есть опыт». Такие опытные спортсмены и бойцы понимают, как важно совладать с этим мощным, разрушающим энергетическим выбросом. Имея все необходимые навыки «mi gamae» – физической и технической подготовки, практикующие Ниппон кэмпо используют свой страх как дополнительную энергию, многократно увеличивающую их силу в бою, обращают его разрушающую мощь на противника.
Достижение победы в бою возможно только за счет поражения противника. Победа и поражение это стороны одной медали. Победа и поражение в спортивном бою это всего лишь ликование и радость, или досада и разочарование. Победа и поражение на улице или в военном конфликте, это жизнь или смерть, в лучшем случае – инвалидность, хотя неизвестно, что, вообще-то, лучше. От победы до поражения всего – лишь один шаг. Но, что бы он был успешныv, нужно учиться и самосовершенствоваться каждый день. Никто еще не утонул в своем поту, а от потери крови умерли многие. Чем больше пота на занятиях, тем меньше крови в бою!