Снять ограничения: избавление от туннельного мышления – верный шаг к успеху в жизни
Снять ограничения: избавление от туннельного мышления – верный шаг к успеху в жизни
Французский ученый Рене Декарт, живший в 17 веке, считал человеческое мышление единственным истинным бытием. Именно он автор популярной фразы: «Я мыслю, следовательно, существую». Высказывание стало визитной карточкой торжества мыслительного процесса над происходящими событиями. В наше время к рассуждениям Декарта напрашивается следующее высказывание: «Как мыслю, так и существую». Всё из-за того, что сейчас часто встречается туннельное мышление — мысли людей ограничены, заключены в определенные рамки, и совершенно нет возможности выхода за установленные границы.
В природе вещей
Органы слуха связаны с самыми глубинными разделами человеческого мозга. Мы слышим все вокруг нас и день и ночь, даже во сне и более того – в бессознательном состоянии. Слух невозможно выключить. Странные, громкие и внезапные звуки пробуждают в современных людях пещерные инстинкты. Повышается уровень адреналина, ускоряется пульс, а кровь приливает к конечностям, организм мобилизуется для быстрого бега и спасения от потенциальной опасности. В офисе эта естественная физиологическая реакция имеет серьезные негативные последствия. Постоянный стресс вредит здоровью и пагубно влияет на эффективность офисной команды.
Проблема восприятия техник – «туннельное» зрение в рукопашной схватке!
Анализируя гибель парней, зачатую отличных спортсменов и бойцов, порою сильных и подготовленных, как казалось нам всем, мы должны и смотреть в корень, рассматривать суть и находить причины, сложности, чтобы стать сильнее и подготовленней в рамках личной безопасности.
Проводя семинары, участвуя в мероприятиях и общаясь с большим количеством инструкторов и бойцов, с интересом изучал (изучаю) один из параметров, который, по сути, формирует процесс принятия и неприятия технического арсенала – и как следствие рождение проблемы восприятия техник в рукопашном бою.
Конечно, кажется, что ничего сложного нет, вот мастер бразильского джиу-джитсу, как гуттаперчевый человек плавно ввинчивает свои ступни в паховую область и растягивает оппонента, проводя удушающий прием, вот на видео ударник из К-1, проводит серию ударов руками и вбивает колено в печень и т.д.
Но многие смогут повторить тоже, сразу же?
Конечно, нет, нужно тренироваться. Но даже те, кто тренируется, могут сразу повторить техники, да еще в учебном спарринге – тоже ответ будет, в большинстве случаев НЕ СМОГУТ !
Требуется время и все из-за того, что мы просто не в состоянии пропустить через себя многую информацию , почему и из-за чего – не важно, важно, что так оно и есть!
Сложность «туннельного» зрения при обучении рукопашному бою в том, что на нас влияет несколько факторов:
· СМИ: видео, фото, статьи по единоборствам – где спортивные модели ведения схватки четко находятся в границах правил и искусственных ограничений, порой воспринимаемых обывателями как нечто обыденное и реалистичное.
· Фильмы и передачи о единоборствах, боевики и экшен – где красота и зрелищность, а также «бессмертность» героев, дают перекос в восприятии технического арсенала рукопашного боя.
Все мы это знаем, но понимание проблемы никак не приближает к ее решению!
Так занимаясь рукопашным боем, многие ждут чего-то киношного или жаждут вести бой в рамках ограничений: так при ведении учебной схватки против товарища, какое изумление бывает в глазах бойца, когда вдруг кто-то сбоку наносит удар рукой или ногой, или палкой.
Все существо кричит – что это неправильно и потом начинается объяснение: «я не заметил, почему же и как так» , но это никак не влияет на результат, ты валяешься на земле, возможно без сознания, условно с пробитой головой.
На тренировках п риходится отрезвлять, ломать шаблоны, открывать неприглядные вещи на ведение схватки.
Так проводя в прошлые годы семинар «Сам за себя», я замахнулся доказать, что человек существо шаблонное и впадающее в истерику при быстрой смене типа нападения: так на ребят нападал один противник, потом сразу несколько, потом вдруг появлялся вооруженный ножом и выскакивал человек с палкой и все проводилось меняя друг друга.
Несколько цитат из отчетов ребят:
«…Умение контролировать пространство вокруг — основной навык, позволяющий выбирать и атаковать приоритетные цели (кто ближе и опаснее)…
…Нападение группы, где часть людей вооружена, выбор самой опасной цели. Не всегда получается. Один раз, когда стояли, разговаривали, помощник меня условно зарезал, а я даже не понял что происходит, хотя и видел краем глаза в его руке нож, но почему-то понял это, только когда он уже нанес удар . Во время боя внимание сужается, то, что новый противник вооружен, видел только когда он подходил вплотную…»
Даже эти мнения людей отчетливо показывают, что у нас есть «тормоза» и что «туннельное» восприятие существует.Занимаясь с группой изучившей ударную технику, и начиная давать начальные навыки борьбы, часто удивляешься, как бойцы просто не реагируют на простой вход в ноги, т.е. даже отсутствует реакция тела.
И все потому, что изначально шло «туннельное» восприятие технического арсенала: только руки, только ноги и т.д. Но что самое плохое, так это же ВОСПРИЯТИЕ, оказывается, довлеет и в ПОНИМАНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Изучая защиту от ножа, всем ясно, что при борьбе нужно держать руку с ножом, не хватать нож за лезвие, гарантированно контролировать процесс борьбы и или уйти от схватки, или создать ситуацию, чтобы лишить агрессора возможности применить нож.
Ничего нового – короче говоря, простые действия с минимумом сложных технических элементов.
И что же мы получаем на выходе: оказывается, очевидные действия просто разбиваются о шаблонное восприятие и «туннельное» зрение просто не пропускает информацию.
Вместо того чтобы воздействовать корпусом, как рычагом и бить в пах, горло, начинаем бороться, зачем-то пытаемся забрать нож, а, не прижав вооруженную руку к земле, стене – нанести по ней удары коленом или раздавив кулак, лишить агрессора ножа.
И так во всем, что показывает, что понимание конечной цели – очень гипертрофировано у каждого бойца в отдельности.
И рассматривая вопрос безопасности глобально, мы получаем НЕПОНИМАНИЕ самого процесса борьбы за свое здоровье и жизнь , вместо быстрого решения, стараемся сделать сложное и трудное действие, забывая, что простота, естественность и наличие ЦЕЛИ в действиях принесли больше положительных результатов, чем многие красивые и эффектные приемы.
Как всегда обыватель задаст вопрос : и как же быть ?!
Повторю в миллионный раз – перед тем, как начать что-то делать, нужно определиться ДЛЯ ЧЕГО ты это делаешь:
· Пришел тренироваться, что собираешься получить на выходе, чему научиться через 5-6 месяцев, через 1 год?
· Решил оказать сопротивление агрессии – что собираешься сделать с противником, как достигать результата, ну не просто же с кулаками кидаться?
· Защищаешь свою жизнь, своих близких, все ли рассчитал, обдумал применения оружия и схему как их обезопасить, или бросился вперед в праведной ярости, которая может привести к слезам дочери над трупом своего отца?
Можно долго продолжать.
Смысл всего спича в том, что иной раз имеет смысл несколько раз прочесть одну и ту же книгу, просмотреть один и тот же фильм, отработать одни и те же приемы и техники, а не сразу делать оценку исходя из своего «туннельного» зрения, упуская многое, и часто для себя очень важное.
Если приходите на тренировку то всегда смотрите на техники исходя из приведенных выше вопросов, задавайте вопросы и снова работайте над собой, не отмахиваясь от того, что кажется НЕ ЗАСЛУЖИВАЮЩИМ ВНИМАНИЯ , т.к. смотря на одну и ту же вещь днем и ночью, мы замечаем отличия.
Да и обманывает нас не процесс, а предварительное суждение.
«Чем больше знаешь – тем меньше можешь?!»
Будьте внимательны к ненужным мелочам, и мелочей просто не будет – будет только важное и нужное!
v_a_l_e_k
Мыслишки и немыслишки
Отличия в устройстве мозга мужчины и женщины и что они означают
В этом посте постараюсь объединить некоторые данные психологии полов с нейрофизиологией.
Недавно вышла любопытная статья, позволяющая прояснить ситуацию в различиях мышления мужчин и женщин. Опубликована в PNAS с использованием метода диффузионной тензорной визуализации. Статистически значимые данные, так как просканированы мозги аж тысячи мужчин и женщин — очень неплохая выборка для такого рода исследования.
Прежде чем углубляться, сразу хочу отметить одну вещь — отличия в устройстве мозга у обоих полов не черно-белые. Граница размыта и может меняться в течение жизни в зависимости от полученного опыта. Попадаются как женщины с «мужким» способом мышления, так и мужчины с «женским». Огульно присваивать свойства к отдельному индивидууму — по меньшей мере опрометчиво.
Итак, на картинке внизу представлены обобщенные карты нейронных соединений мужчины (верхняя часть схемы) и женщины (нижняя часть) Это основные пути, по которым циркулируют электрические сигналы в мозге, состоящие из белого вещества (аксонов нейронов). Если серое вещество (тела нейронов) — это компьютеры мозга, то белое вещество — это провода, соединяющие компьютеры. Таким образом, на картинке мы видим ни что иное, как «карту проводки» мозга, его самые толстые кабели.
Итак, первое, что можно сразу бросается в глаза. У мужчины и женщины принципиально различные карты связей в мозге.
Напомню немного теории, а именно приоритеты полушарий:
Левое полушарие — абстрактное, аналитическое, вербальное, дискретное мышление, логика.
Правое полушарие — пространственно-образное, синтетическое, невербальное, симультанное (одновременное), ассоциативное мышление, интуиция.
Особенности каждого типа мышления описаны мною в этой заметке, условно обозначенное мной как «логика» и «мистика».
Но вернемся к картинке. Обратите внимание, у женщин много много связей между полушариями. Это показывает, что женщине свойственно сочетать логику и интуицию. У мужчин наоборот, информация циркулирует практически изолировано в левом и правом полушарии. Мужчина использует логику и интуицию по отдельности.
Эта разница лежит в основе множества недопониманий между полами. Например, влюбленный мужчина теряет возможность мыслить критически, в то время как женщина (частично) критичность сохраняет. С другой стороны, мужчины показывают себя лучше в холодном анализе, женщинам сложно судить беспристрастно. Женщина думает и чувствует одновременно, мужчина думает и чувствует по отдельности.
В решении любой сколько-нибудь сложной задачи задействуются оба полушария. Но у мужчины то они изолированы сильнее друг от друга. Программисты и эволюционисты в таких случаях вспоминают проблему бутылочного горлышка. Поток информации ограничен шириной «горлышка бутылки» — связей, соединяющих правое и левое полушарие. От сюда вытекает свойство мужского интеллекта — его однозадачность. Мужчина решает проблемы по одной, одной за другой, его мышление последовательно.
У женщины же оба полушария прекрасно связаны, значит у бутылки широкое горло, что позволяет женщине быть мультизадачной. Женщина умеет думать и делать много дел одновременно, на что мужчина не способен. Именно поэтому прием «женская логика», описанный в этой заметке, приводит мужчин в тупик. Мультизадачность позволяет женщине быть более сбалансированной и универсальной.
Казалось бы, прекрасно, много дел, баланс, универсальность, но у всякой медали есть обратная сторона. «Jack of all trades, master of none», говаривают в таких случаях англичане. «И швец и жнец и на дуде игрец» не будет лучшим портным, жнецом или музыкантом. Умение делать много дел одновременно приводит к тому, что женщины не достигают пика мастерства в каждом отдельном из дел. За универсальность приходится платить отсутствием преимуществ специализации.
Стало быть, однозадачность круче? Нет, конечно. Мужчины платят за мастерство в одном деле дисбалансом и бездарностью в остальных делах. Если это мастерство дает ему успех, все отлично. А что, если он выбрал не то дело? Тогда его постигает провал, которой женщине и не снился. Мужчины «складывают яйца в одну корзину» и, порой, их квасят всмятку. Однозадачность дает высокий результат с высокими рисками, мультизадачность — низкий результат, но с низкими рисками. Женщина подстраховывается, мужчина идет «ва-банк». На каждого мужчину-победителя приходится мужчина-неудачник, женщина предпочитает занимать промежуточное положение.
Выше сказанное не означает, что мужчина не может быть многозадачным, а женщина — однозадачной. Они могут быть, только разными способами. Мужчина может делать много малых дел, по очереди. Женщина может разбивать большое дело на множество маленьких дел и решать их параллельно. Понимание слабостей своего мышления позволяет преодолевать эти слабости.
Параллельность и однозадачность приводит к различным способам оценки. Мужчина больше рискует, когда фокусируется на одном деле, поэтому ему важнее расставлять приоритеты. Он должен знать, какие дела — важные, а какие — второстепенные, он может просто «прозевать» что-то серьезное. Женщина быстро переключается и не зевает, поэтому она меньше парится с приоритетами. Если мужчина расставляет своим делам скажем, 50, 20, 10 очков по важности, то у женщина присваивает каждому из дел по одному очку. Когда жонглируешь десятью вещами, каждая из вещей одинаково важна. Поэтому, с точки зрения мужчины, женщина через чур поверхностно относится к серьезным вопросам и уделяет слишком много внимания пустякам.
Однозадачность и параллельность приводит большому количеству непониманий между полами. Например, классическая проблема «Ну я же тебе говорила!». Женщина говорит что-то под руку мужчине и тот благополучно пропускает все мимо ушей, так как занят другим делом. Женщина обижается, так как думает, что мужчина это сделал назло, сама она ничего не пропускает, проблема говорения «под руку» у нее нет.
Снова взглянем на картинку и заметим, что у женщины, вообще говоря, связей больше. Это указывает на то, что белое вещество, то есть связи, играет в мышлении женщины более важную роль. Ее мышление в целом более ассоциативно. Если у мужчины информация делится на отдельные «коробки», у женщины все соединено в одну гигантскую сеть ассоциаций. Отсюда возникает свойство женщины нелогично перескакивать с темы на тему. Ассоциации взамен логических связей — вторая составляющая феномена женской логики (первая описана тут). Недостаток путаницы логики и ассоциации компенсируют достоинства — хорошая память (особенно к деталям) и повышенная скорость мышления (ассоциативное мышление быстрее логического). Последнее качество, впрочем, может выражаться в необдуманности поступков. Ассоциативность так же делает женщин более социально развитыми.
Признаки перекоса в сторону ассоциативного способа мышления описаны здесь.
Признаки перекоса в логическую сторону — здесь.
Разница в ассоциативности приводит к тому, что мужчины и женщины по-разному разрешают стрессовые ситуации. Если мужчине свойственно удалиться, «очистить голову», «убраться в свою пещеру», то женщине нужно выговориться. Смысл очистки головы для мужчины — очистка оперативной памяти для следующей задачи — он закрывает одну коробочку и открывает другую. У женщины же все связано со всем, ей не нужно ничего закрывать, ей нужно, наоборот, активировать сразу все ассоциации, чтобы найти решение. Внешне это выражается в ненормальном с точки зрения мужчины «словесном поносе» — интенсивном и хаотичном проговоре с переключением с тему на тему. В эти моменты женщина не ждет решения от мужчины (как многие мужики ошибочно думают), она проговаривает свои проблемы для генерации собственного решения. От-сюда вечное недопонимания в решениях семейных проблем. Мужчина хочет «развеяться», предлагает «не думать об этом», а женщина же хочет «сесть и поговорить».
Еще один момент, которого я раньше не касался — различная локализация связей в мозге мужчины и женщины. Обратите внимание на схему — у мужчины больше связей в задней части мозга — это показатель развитого пространственного мышления и координации. Мужчины лучше ориентируются на местности, он же «умнее» двигается. У женщины же — активные связи в передней части мозга, в которой располагаются речевые центры. Это показатель высоких языковых возможностей. Показано, что девочки с раннего возраста демонстрируют высокий уровень речевой активности, они применяют более сложную грамматику в предложениях, чем мальчики. Побочный эффект активных речевых центров — болтливость (с точки зрения мужчины). Изолированность полушарий мозга мужчины влияет на его речевые способности — на эмоциях он становится косноязычен.
Итак, суммируя вышесказанное:
Женский мозг высоко ассоциативен, использует оба полушария, что позволяет ей быть мультизадачной:
Достоинства женского мышления:
1. умение справляться с большим количеством дел одновременно
2. баланс между различными делами
3. универсальность
4. низкий риск потерпеть неудачу в каждом из дел
5. хорошая память
6. быстрота мышления
7. умение сочетать логическое мышление с эмоциями
8. развитая речь
9. социальное развитие
Недостатки женского мышления:
1. в единичных очень сложных делах все ресурсы мозга не задействуются (проблема фокусировки).
2. проблемы с достижением пика результативности
3. подмена логических рассуждений ассоциациями
4. необдуманность поступков
5. проблема с абстрагированием, трудно отделить логику от эмоций
6. поверхностность с серьезных вопросах, серьезность в пустяках
Мужской мозг — низко ассоциативен, полушария разобщены, однозадачность мышления.
Достоинства мужского мышления:
1. умение делать одно дело очень хорошо, умение фокусироваться
2. достижение пика результативности
3. умение мыслить логически, не примешивая ассоциации
4. умение мыслить беспристрастно и самокритично, обдумывание поступков
5. пространственное мышление
6. расстановка приоритетов
7. развитое абстрактное мышление
8. умение запоминать только важное
9. хорошая координация движений
Недостатки мужского мышления:
1. трудно справляться с множеством дел одинаковой важности
2. достижение пика бездарности
3. низкий эмоциональный интеллект (решается, только если мужчина фокусируется)
4. медленность принятия решения из-за обдумывания поступков
5. специализация на бесполезных делах, высокий риск провала
6. косноязычность в эмоциях
7. общий дисбаланс, постоянное переключение между крайностями, холодным анализом и безрассудством
8. плохая память, невнимание к деталям
Обе стратегии мышления имеют право на существование, ни одна из них не лучше другой, они дополняют друг друга. Там, где лажает мужчина, там выручает женщина и наоборот. Например, женщина способна вовремя замечать проблемы и перенаправлять на них мужчину. Мужчина, в свою очередь, помогает женщине решать немногочисленные, но сложные задачи в ее жизни, с которыми она сама не справляется.
Адаптивность человеческого мозга позволяет научиться и тому и другому способу мышления. Такой подход, который я назвал гибридным мышлением, описан в этом посте. Освоивший этот тип мышления, на мой взгляд, получает максимальную выгоду сочетания баланса и дисбаланса.
Но и это еще не все отличия мужского и женского мышления. В следующей заметке я раскрою эволюционную причину различий в устройстве мозга и добавлю еще некоторые другие особенности женского и мужского мышления и поведения и, наконец, поставлю точку в этом вопросе.
Родить нельзя избавиться: Почему так важно правильно поставить запятую
Аборты — это один из ключевых факторов низкой рождаемости в России. Причин, из-за которых женщины решаются на убийство ещё одной жизни внутри себя — множество. Но единственная уважительная — когда есть риск потери жизни собственной.
Тема абортов – одна из многих, в которых обществу сложно прийти к компромиссу. Сторонники искусственного прерывания беременности считают, что лучше избавиться от ребёнка, чем «плодить нищету». Другие считают аборт самым настоящим убийством. Государство в этом вопросе достаточно лояльно: любая женщина по своему усмотрению может прекратить беременность на сроке до 12 недель. По «социальным показаниям» этот срок может быть продлён до 22 недель, а по медицинским и вовсе нет никаких ограничений. Кроме того, женщина имеет право не ставить в известность о своём намерении никого, включая отца ребёнка. Исключения составляют лишь те случаи, когда девушка не достигла 18 лет — в этой ситуации необходимо одобрение родителей.
Ещё одним «интересным» фактом является то, что аборт входит в систему ОМС. По сути, данная процедура приравнивается, например, к лечению зубов или удалению аппендицита. Хотя аборт с точки зрения медицины и является относительно простой операцией, тем не менее, данный шаг в 100% случаев наносит женщине серьёзный физический, а главное, психологический урон.
Статистика и причины
По данным Росстата, в 2018 году в России было проведено 567 180 абортов. Только вдумайтесь в эти цифры: полмиллиона нерождённых детей. Это примерно население таких городов, как Томск или Кемерово. Радует одно: количество абортов в России с каждым годом уменьшается примерно на 10%.
Причины абортов можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины – это социальные и экономические условия, в которых возникает беременность женщины. Они бывают очень значимыми, но не решающими при принятии решения о судьбе беременности. Внутренние факторы обусловлены психологическим состоянием женщины на момент зачатия ребёнка.
На основе данных специалистов, занимающихся доабортным консультированием и выступлений финалистов ежегодного Всероссийского конкурса «Святость материнства» можно выделить 6 основных факторов, побуждающих женщин к аборту:
- конкуренция мотивов в жизненных планах («невовремя», нежеланная беременность, желание пожить «для себя», другие планы) – 45%;
- неудовлетворительное финансовое положение – 20%;
- плохие жилищные условия – 13%;
- нестабильные отношения с отцом ребенка – 10%;
- страхи, связанные с собственным здоровьем или здоровьем внутриутробного ребенка, – 7%;
- давление со стороны близких – 5%.
На основе приведённых данных можно сделать вывод о том, что на первый план при принятии решения сделать аборт выходят именно психологические факторы.
Мнение психологов
По наблюдениям психологов и специалистов по доабортному консультированию, опасения женщины основаны на реальных сложностях, но чаще всего они сильно преувеличены. Женщина, находясь в плену страхов, субъективно оценивает сложности как более тяжёлые и непреодолимые, недооценивает себя и свои силы. Она уверена, что всё так и есть, как ей сейчас видится. Часто женщины, переменившие своё решение и сохранившие беременность, позже описывают своё состояние как «временное умопомешательство» и бывают благодарны тем, кто помог им не поддаться панике. Поэтому очень важно, чтобы рядом с женщиной, которая узнала о беременности рядом находился близкий человек, способный выслушать и поддержать.
«Каждая женщина, идущая на аборт, подсознательно ждет, чтобы ее кто-то остановил. В этот момент ее пространство сужено до двух полосок в тесте, она не может понять, что рядом – открытая дверь, в которую можно выйти из абортария. За словами о материальных проблемах, отсутствии жилья скрывается надежда. И в первую очередь — на мужчину», – рассказала в интервью «Российской Газете» лауреат конкурса «Святость материнства – 2018», Екатерина Никулина, перинатальный психолог больницы г. Талицы Свердловской области.
Также психологи отмечают, что беременность, даже желательная, является для любой женщины большим стрессом. В первые несколько недель будущая мама буквально неспособна объективно оценивать ситуацию. Ко всему прочему, сюда примешиваются и физиологические, в том числе гормональные, изменения в организме, которые также не способствуют адекватной оценке происходящего. К тому же в этот период у многих женщин возникает так называемое тоннельное мышление – реакция психики на стресс, когда человек видит только одно-единственное решение и для него не существует альтернатив. Другими словами, женщина, которая идёт на аборт до конца (а иногда и совсем) не отдаёт себе отчёт в том, что она делает. Зачастую понимание произошедшего приходит буквально через несколько часов после роковой ошибки, которую уже никогда нельзя будет исправить.
Рассказывать о влиянии аборта на здоровье женщины мы намеренно не будем – это отдельная тема, которой можно посвятить не один десяток статей. Просто приведём всего лишь одну цифру: у 40% женщин, страдающих от бесплодия, первая беременность закончилась абортом.
Плод или человек? Человек!
Сторонники абортов в защиту своего мнения утверждают, что эмбрион ещё не является человеком, а значит, аборт не является убийством. Государство в каком-то смысле занимает солидарную позицию: только родившийся ребёнок является гражданином страны, а «плод» не имеет никаких прав.
Мнение верующих людей в этом вопросе разительно отличается: в христианстве «ребёнок считается ребёнком» с момента зачатия, а аборт приравнивается к детоубийству. Как ни странно, с Церковью солидарна и современная наука. Учёные доказали, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, так как оплодотворенная яйцеклетка содержит всю генетическую информацию, необходимую для развития человека. Все, в чем нуждается ребёнок после зачатия – это питание и время. На 21-й день жизни человека начинает биться его сердце, на 7-й неделе фиксируются мозговые импульсы, а еще через 2-3 недели не рождённый ребенок может поворачивать головку, улыбаться, морщить носик, сосать пальчик.
Что делать?
Если в данный момент вы сами столкнулись с незапланированной беременностью, первое, что следует сделать – поговорить с человеком, которому вы доверяете. Это позволит снизить уровень стресса и более трезво оценить ситуацию. Если в вашем окружении нет таких людей, можно обратиться по Всероссийскому телефону доверия по вопросам кризисной и незапланированной беременности: 8(800) 100 44 55 (ежедневно c 9.00 до 21.00 по московскому времени). Кроме того, в Новосибирске действует центр помощи женщинам «Надежда», тел. (383) 266 51 01.
Если вы по каким-то причинам уже приняли решение об аборте, попробуйте сделать одну простую технику. Представьте, как вы отнесётесь к своему поступку через 5, 10, 20 лет? Будут ли «важные причины», по которым вы сейчас избавляетесь от своего ребёнка такими уж значимыми?
Если же кто-то из ваших знакомых женщин или девушек столкнулся с этим вопросом, не оставайтесь в стороне – окажите поддержку. Ведь для любой женщины самое страшное в такой ситуации – остаться один на один с проблемой.
Помните, что аборт – это серьёзная психологическая травма, которая даёт о себе знать в течение всей последующей жизни.
Аборт – не медицинская процедура, а убийство маленького беззащитного человека и нежелание родителей брать на себя ответственность.
Скрытые ресурсы
Аренда офисных помещений – значительная статья расходов компании. Между тем, исследования показывают, что переговорные пустуют часами, а абсолютно все сотрудники собираются в офисе два-три раза в году. Применение метода Activity Based Design позволяет сократить арендуемые площади на 30%. По результатам анализа организационных процессов и различной профессиональной деятельности административные менеджеры избавляются от лишних квадратных метров. Ещё один актуальный тренд – Hot Desking, то есть отказ от фиксированных рабочих мест. Около десяти процентов сотрудников находятся в отпуске, специалисты отдела продаж и рекламы и маркетинга почти каждый день выезжают к клиентам или на встречи с партнерами. Таким образом, в офисе многие столы стоят незанятыми. Hot Desking предполагает, что сотрудники хранят свои вещи в персональном ящике. Утром они забирают свои ноутбуки, документы и другие нужные предметы и занимают любые свободные места. При таком раскладе площадь офиса сокращается более чем на десять процентов. Если к этому прибавить экономические преимущества Activity Based Acoustic Design, то финансовая выгода превосходит самые смелые ожидания.
Как избавиться от ограничений в мыслях или так называемого туннельного мышления?
Психологи говорят о том, что если снять ограниченность в мыслях у подчиненных, это принесет ощутимую выгоду предприятию в целом. После расширения мыслительных процессов происходит разрушение привычных шаблонов. Людям становится проще искать выход из сложной ситуации, ведь они начинают видеть не один путь, а все из возможных.
Человек с тоннельным мышлением не найдет более легкое решение задачи, не задействует весь потенциал, не сможет оптимально справиться с проблемой. Снятие ограничений – единственный способ стать более успешным, перестать бояться неудач и достичь гармонии с собой.
Попавшим в плен своих мыслей выйти из тупика можно несколькими способами:
- прохождение соответствующего психологического тренинга;
- личная консультация с психотерапевтом;
- прием медикаментов, если проблема возникла вследствие депрессии;
- разговор с близкими людьми, которые помогут взглянуть на ситуацию со стороны.
Единственной проблемой в устранении тоннельного мышления является то, что человек может и не осознавать, что именно узость мыслей мешает ему в жизни. Каждый должен сам прийти к выводу, что такое туннельное мышление, в чем его опасность и каковы последствия.
О роли туннельного зрения в стрессовой ситуации. Часть 2: Туннельное мышление
Агрессия и жестокость в бою. Часть 1: Реалии и возможности
Снайперская винтовка СВУ-А
Говоря о туннельном зрении, не надо забывать и о том, что ему сопутствует. Сейчас матерые психологи могут готовить шайзегеверы…
Туннельное мышление
Что такое туннельное мышление (кстати, я уверен, что есть этому умное и правильное название, но я зверек туповатый, поэтому как привык, так и называю)? Если просто — то это работа в рамках одной задачи. То есть, надо вам пройти из точки А в точку Б. Флаг вам руки, барабан на шею — идите. Всех, кто мешает пройти, надо изничтожить. Значит изничтожайте. Проблемы начинаются тогда, когда жизнь вносит свои коррективы. Например, раненый или убитый коллега, которого надо вытащить (труп тоже, в крайнем случае — потом съедите). Или изменение ландшафта (артиллерия в наши времена способна такой ландшафтный дизайн, что диву даешься). Или просто внезапные силы противника, которые никак не позволяют пройти маршрут привычным или запланированным путем.
Все это стресс, который, как мы помним, выражается в том, что обстановка из контролируемой становится неконтролируемой, повергает в шок и заставляет превозмогать.
По сути, мы имеем здесь своеобразное транслирование физиологического явления туннельного зрения на психику туннельного восприятия. думаю никто не будет спорить что боец должен не только своевременно замечать противника и изменения в тактической ситуации, но и соответствующим образом реагировать на это. И если с противником все просто — увидел — убил. То с ситуацией не все так просто. Дело в том что она может в долю секунды измениться таким образом, что придется ломать готовую схему и срочно менять тактику и схему в угоду изменившейся ситуации. Это, знаете, Макаревич может завывать про то что: Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас.
В боевой ситуации мир мало того что не будет под нас прогибаться, так еще и постарается самих прогнуть, нагнуть и вдуть. Проблема в том, что как и в ситуации с туннельным зрением, туннельное мышление подчиняется тем же законам. Не подготовленный человек столкнувшись с изменением ситуации растеряется, и в процессе поиска выхода попросту либо запаникует, либо впадет в ступор (в зависимости от типа стрессорной реакции). И пока он в этом состоянии, мало того что сам рискует погибнуть, так еще и всю группу за собой утащит.
Проблема может казаться смешной. Стоят рядом три двери. И человек десять метров сосредоточенно прет по коридору именно к одной из этих дверей. Точно к ней. И тут за два шага до заветной цели, она оказывается заблокированной. причем не обязательно каким-нибудь экстремальным способом, типа обвалившегося этажа. А просто… Ну закрыта она! Закрыта крепко, сама дверь такая, что хрен вышибешь с пинка. И начинается. Человек из homo sapiens становится мухой, беспорядочно ломящейся в оконное стекло. Это при том, что рядом еще две двери, за которыми может быть дальнейшая дорога к цели. Но к мысли о том, что бы проверить их, человек приходит не сразу.
Вы спросите: А если только эта дверь ведет к цели, а остальные нет и это точно известно?
Бывает и такое, но опять же, то что остальные двери не ведут к цели, не значит что их не надо контролировать. А посмотрите на видео, где показывают работу в помещениях. Вот группа собралась у двери, приготовилась вышибать. А рядом непроверенная дверца. В такие моменты очень хочется, мерзко хихикая, подложить из-за этой двери светошумовую, а потом наслаждаться произведенным эффектом.
В чем дело? А в том, что люди, столкнулись с чем-то, что мешает их установленной картине мира, разрушает их ожидания, и заставляет целиком и полностью сконцентрироваться на решении проблемы. При этом напрочь отшибая инстинкт самосохранения. Заставляя забыть о выставлении охранения, или хотя бы о том, что хоть иногда надо ворочать башкой и стволом в процессе установки вышибного заряда (в случае с вскрытием двери).
Еще характерный пример, который особо ярко мы видим в кино. Выходит группа к точке эвакуации, а там… Геликоптер нихЪт… И начинается броуновское движение со скорбными криками. Если вы думаете что такого не бывает в жизни… ну вы оптимист и слишком хорошо думаете о военных. Они тоже люди. А измотанная группа, уставшая как физически так и психологически, способна на такие глупости, что просто диву даешься. Например в целях привлечения внимания эвакуационной вертушки (ну она ж точно тут где-то) начинают палить сигнальными ракетами, вместо того что бы разбежаться по периметру, и прибегнув к помощи радиста прояснить ситуацию (а какого, собственно, хуя). Короче говоря глупость и неврастения человеческая неизмеримы. Кстати вот вам еще один пример.
Молодому часовому на посту пришлось открыть огонь по возможному противнику. Если его пыл быстро не остудить (по рации, или присланным подкреплением) человек будет в святой уверенности что он обороняется один против дивизии. Хотя нападающих может быть всего два-три человека, просто быстро меняющих позиции. В этой ситуации усугубить положение может только неопытный командир, который поверит паническим воплям бойца, и бросит все силы на защиту единственного участка. А остальные диверсанты тем временем пройдут там где тихо, и никого уже нет. Да и снять часовых в другом секторе в данном случае будет проще. Один черт все внимание будет отвлечено на перестрелку.
То есть, по факту мы имеем дело с разрушенным стереотипом действий, утратой контроля над ситуацией, и стремительным сведением психологического пятна фокуса к точке. Когда человек из всех необходимых к выполнению действий (вызвать подмогу по рации, выпустить осветительную, ракету, сменить позицию, кинуть гранату), пытается свести решение к одному единственному. А у человека с автоматом такое действие может быть только одно — стрелять-стрелять-стрелять. При этом эффективность такого огня скорее всего будет минимальной, потому что на нервах человек сузит фокус зрения до точки, и будет пытаться работать только в ее рамках.
Психику человека нужно готовить так же, как и организм (я вас еще не задолбал этой «мудрой мыслью»?). Помимо смешанных моментов. Когда физиология оказывает критическое влияние на психику (приток крови, всплеск гормональной активности), никогда не надо забывать о обратной связи. И готовить человека что бы он мог не допустить обратной ситуации, когда психика будет влиять на физиологию (которая в свою очередь, как только запустится, вообще загонит голову в состояние пиздеца).
Поэтому стресс-тесты нужны не только в рамках простой стрельбы. Но и стрельбы тактической (господи прости мя грешного, но точнее не сказать), когда отрабатывается прохождение маршрутов, или определенных тактических ситуаций. Необходимо создавать человеку ситуации, когда от него будет требоваться импровизация. Будет требоваться навык быстрой смены творческой парадигмы плана действий, а так же руководства остальными бойцами группы в случае возникновения нештатной ситуации (это для командиров). Так же не надо забывать и о остальном составе, боец должен уметь быстро переключаться между тактическими задачами даже в ситуации когда изменение обстановки его напрямую не коснулось. Не теряя концентрации, и не тратя время на попытки даже внутреннего диалога (а какого собственно хуя обратно? Так хорошо шли!).
Проблема восприятия техник – «туннельное» зрение в рукопашной схватке!
Анализируя гибель парней, зачатую отличных спортсменов и бойцов, порою сильных и подготовленных, как казалось нам всем, мы должны и смотреть в корень, рассматривать суть и находить причины, сложности, чтобы стать сильнее и подготовленней в рамках личной безопасности.
Проводя семинары, участвуя в мероприятиях и общаясь с большим количеством инструкторов и бойцов, с интересом изучал (изучаю) один из параметров, который, по сути, формирует процесс принятия и неприятия технического арсенала – и как следствие рождение проблемы восприятия техник в рукопашном бою.
Конечно, кажется, что ничего сложного нет, вот мастер бразильского джиу-джитсу, как гуттаперчевый человек плавно ввинчивает свои ступни в паховую область и растягивает оппонента, проводя удушающий прием, вот на видео ударник из К-1, проводит серию ударов руками и вбивает колено в печень и т.д.
Но многие смогут повторить тоже, сразу же?
Конечно, нет, нужно тренироваться. Но даже те, кто тренируется, могут сразу повторить техники, да еще в учебном спарринге – тоже ответ будет, в большинстве случаев НЕ СМОГУТ !
Требуется время и все из-за того, что мы просто не в состоянии пропустить через себя многую информацию , почему и из-за чего – не важно, важно, что так оно и есть!
Сложность «туннельного» зрения при обучении рукопашному бою в том, что на нас влияет несколько факторов:
· СМИ: видео, фото, статьи по единоборствам – где спортивные модели ведения схватки четко находятся в границах правил и искусственных ограничений, порой воспринимаемых обывателями как нечто обыденное и реалистичное.
· Фильмы и передачи о единоборствах, боевики и экшен – где красота и зрелищность, а также «бессмертность» героев, дают перекос в восприятии технического арсенала рукопашного боя.
Все мы это знаем, но понимание проблемы никак не приближает к ее решению!
Так занимаясь рукопашным боем, многие ждут чего-то киношного или жаждут вести бой в рамках ограничений: так при ведении учебной схватки против товарища, какое изумление бывает в глазах бойца, когда вдруг кто-то сбоку наносит удар рукой или ногой, или палкой.
Все существо кричит – что это неправильно и потом начинается объяснение: «я не заметил, почему же и как так» , но это никак не влияет на результат, ты валяешься на земле, возможно без сознания, условно с пробитой головой.
На тренировках п риходится отрезвлять, ломать шаблоны, открывать неприглядные вещи на ведение схватки.
Так проводя в прошлые годы семинар «Сам за себя», я замахнулся доказать, что человек существо шаблонное и впадающее в истерику при быстрой смене типа нападения: так на ребят нападал один противник, потом сразу несколько, потом вдруг появлялся вооруженный ножом и выскакивал человек с палкой и все проводилось меняя друг друга.
Несколько цитат из отчетов ребят:
«…Умение контролировать пространство вокруг — основной навык, позволяющий выбирать и атаковать приоритетные цели (кто ближе и опаснее)…
…Нападение группы, где часть людей вооружена, выбор самой опасной цели. Не всегда получается. Один раз, когда стояли, разговаривали, помощник меня условно зарезал, а я даже не понял что происходит, хотя и видел краем глаза в его руке нож, но почему-то понял это, только когда он уже нанес удар . Во время боя внимание сужается, то, что новый противник вооружен, видел только когда он подходил вплотную…»
Даже эти мнения людей отчетливо показывают, что у нас есть «тормоза» и что «туннельное» восприятие существует.Занимаясь с группой изучившей ударную технику, и начиная давать начальные навыки борьбы, часто удивляешься, как бойцы просто не реагируют на простой вход в ноги, т.е. даже отсутствует реакция тела.
И все потому, что изначально шло «туннельное» восприятие технического арсенала: только руки, только ноги и т.д. Но что самое плохое, так это же ВОСПРИЯТИЕ, оказывается, довлеет и в ПОНИМАНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Изучая защиту от ножа, всем ясно, что при борьбе нужно держать руку с ножом, не хватать нож за лезвие, гарантированно контролировать процесс борьбы и или уйти от схватки, или создать ситуацию, чтобы лишить агрессора возможности применить нож.
Ничего нового – короче говоря, простые действия с минимумом сложных технических элементов.
И что же мы получаем на выходе: оказывается, очевидные действия просто разбиваются о шаблонное восприятие и «туннельное» зрение просто не пропускает информацию.
Вместо того чтобы воздействовать корпусом, как рычагом и бить в пах, горло, начинаем бороться, зачем-то пытаемся забрать нож, а, не прижав вооруженную руку к земле, стене – нанести по ней удары коленом или раздавив кулак, лишить агрессора ножа.
И так во всем, что показывает, что понимание конечной цели – очень гипертрофировано у каждого бойца в отдельности.
И рассматривая вопрос безопасности глобально, мы получаем НЕПОНИМАНИЕ самого процесса борьбы за свое здоровье и жизнь , вместо быстрого решения, стараемся сделать сложное и трудное действие, забывая, что простота, естественность и наличие ЦЕЛИ в действиях принесли больше положительных результатов, чем многие красивые и эффектные приемы.
Как всегда обыватель задаст вопрос : и как же быть ?!
Повторю в миллионный раз – перед тем, как начать что-то делать, нужно определиться ДЛЯ ЧЕГО ты это делаешь:
· Пришел тренироваться, что собираешься получить на выходе, чему научиться через 5-6 месяцев, через 1 год?
· Решил оказать сопротивление агрессии – что собираешься сделать с противником, как достигать результата, ну не просто же с кулаками кидаться?
· Защищаешь свою жизнь, своих близких, все ли рассчитал, обдумал применения оружия и схему как их обезопасить, или бросился вперед в праведной ярости, которая может привести к слезам дочери над трупом своего отца?
Можно долго продолжать.
Смысл всего спича в том, что иной раз имеет смысл несколько раз прочесть одну и ту же книгу, просмотреть один и тот же фильм, отработать одни и те же приемы и техники, а не сразу делать оценку исходя из своего «туннельного» зрения, упуская многое, и часто для себя очень важное.
Если приходите на тренировку то всегда смотрите на техники исходя из приведенных выше вопросов, задавайте вопросы и снова работайте над собой, не отмахиваясь от того, что кажется НЕ ЗАСЛУЖИВАЮЩИМ ВНИМАНИЯ , т.к. смотря на одну и ту же вещь днем и ночью, мы замечаем отличия.
Да и обманывает нас не процесс, а предварительное суждение.
«Чем больше знаешь – тем меньше можешь?!»
Будьте внимательны к ненужным мелочам, и мелочей просто не будет – будет только важное и нужное!